Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “КОРАХ”
Место в Торе:
Бамидбар, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.Почему она так называется?
По имени в первой фразе главы: “И отделился Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…”.
Обсуждение главы “Корах”
18.06.06
В самом начале нашей недельной главы читаем: «И отделился Корах — сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви, и Датан и Авирам — сыны Элиава, и Он — сын Пелета, сыны (из колена) Реувена (одного из сыновей Яакова)» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).
Основное действующее лицо в этой недельной главе, как мы знаем (см. на сайте обзоры недельной главы Корах, первый, второй, третий, четвертый и пятый годовые циклы обсуждения) — Корах. О Датане и Авираме еще будет речь в повествовании о событиях того периода. Но вот имя Он (сын Пелета, как сказано в тексте) больше нигде не встречается. Как же так?
Если этот человек назван в недельной главе, значит, и он играл какую-то роль во всей этой истории. Куда же он потом делся?
Заинтересовавшись этим вопросом, наши Учителя предприняли специальное «расследование», изучили тексты первоисточников и выяснили, что Он, действительно, был в числе «выделившей себя» из народа группы, однако в мятеже Кораха — не участвовал. Ибо послушался мудрого совета жены, которая предостерегла его от ошибки.
Это о ней, о жене Она, в Танахе (в Притчах царя Шломо) написано: «Мудрая жена устраивает дом свой…». И далее в продолжение фразы сказано: «…а глупая — разрушает его своими руками» (Мишлей, гл. 14, ст. 1). Вторая часть цитаты — о жене Кораха. Ведь именно она, насмехаясь над мужем (жена подняла Кораха на смех, когда, он, следуя указанию Моше — Бамидбар, гл. 8, ст. 7 — при вступлении в «должность» служителя Храма остриг свои волосы), высекла искру, из которой возгорелось пламя бунта. Ее насмешки побудили Кораха выступить против Моше Рабейну.
Но как же удалось жене Она убедить мужа отказаться от участия в мятеже?
Она высказала Ону простой, но совершенно очевидный аргумент.
— Зачем тебе ввязываться в эту авантюру? Ведь ты ничего от этого не выиграешь, — сказала эта мудрая женщина. — Кто бы ни победил в конфликте, ты останешься в роли подчиненного. Вождем тебе все равно не быть…
Он (напомним — так звали мужа этой мудрой женщины), конечно же, и без того это понимал. Но, правильно, с определенным расчетом, «расставив акценты» в своем обращении к мужу, жена вернула ему способность объективно и здраво оценивать ситуацию. Прислушавшись к ее словам, Он не пошел бунтовать и остался в живых.
Жена дала Ону, отметим, «чисто практический» и в этом смысле — универсальный совет. В любой ситуации, когда спорят между собой люди высокого ранга (будь то политики или общественные деятели) «простому» человеку вмешиваться не следует. Ибо выгоды от этого — никакой, а неприятностей потом — не оберешься.
Действительно, такое рассуждение применимо в любой ситуации. Но — не в той, в которой оказались Моше, Корах и сторонники Кораха. Тем, кто прямо не участвовал в их «конфликте», недостаточно было «отойти в сторонку» и занять позицию наблюдателя. Здесь надо было выразить свою солидарность с величайшим в еврейской истории пророком — Моше Рабейну. Ведь речь в этом «столкновении интересов» шла, по сути, не о соперничестве в получении руководящей должности, речь шла — о вере в Творца и принятии основных принципов еврейского мировоззрения.
Почему же тогда наши Учителя удостоили жену Она столь высокой похвалы?
Эта женщина, конечно же, отыскав нужные слова, повела себя разумно, но при этом не проявила, как будто бы, особой «прозорливости». И волновали ее не «высокие материи». Интересы ее ограничились частной жизнью, заботой о сохранении семьи и семейном благополучии. Ей важно было сохранить мужу жизнь — ни о чем другом она и не думала. Вот, если бы она побудила мужа выполнить свой общественный долг… А общественный долг человека, чтящего законы Торы (она должна была бы об этом знать) состоял в том, чтобы в тот момент поддержать великого лидера еврейского народа, который так много сделал для еврейской общины…
19.06.06
Итак, побудительным мотивом в бунте Кораха стали насмешки его жены. И он, Корах, в ответной реакции — отринул от себя все доводы здравого смысла и дал волю дурным наклонностям (йецер а-ра), которые есть в любом человеке. Но некоторые люди всегда умеют с ними справляться, другие — в определенные моменты жизни попадают в их «цепкие сети», что неизменно свидетельствует о слабости духа.
Проявление истинной мудрости жены Она как раз и состояло в том, что она, узнав о готовящемся мятеже против Моше Рабейну, верно и точно смогла оценить самую суть наметившегося противостояния. Понимая, что приспешниками Кораха (и ее мужем — в том числе), так же, как и самим Корахом, «манипулирует» йецер а-ра (в данном случае — стремление к власти, почету и славе), эта умная женщина нашла в сложившейся ситуации единственно правильное решение: отговаривая мужа от сомнительного шага, она воспользовалась его же, Кораха, «оружием». Она сказала мужу: «Ты хочешь занять высокую должность, ищешь славы, тебе нужно, чтобы люди почитали тебя? Так вот, присоединившись к Кораху, ты ничего такого не получишь… Тебе надоело чистить сандалии Моше? Так в случае победы — тебе придется драить сапоги Кораху. При любых обстоятельствах ты останешься тем, кем был всегда».
Иными словами, супруга Она выразила глубокую идею, противоположную той, что прозвучала в тексте «Интернационала» — «Кто был ничем, тот станет — всем». История не раз демонстрировала: так не бывает. «Всем» может стать человек, имеющий определенные, необходимые для этого достоинства. И, если такие достоинства не проявились в обычной жизни, «революционным переворотом» их не заполучить.
Теперь мы можем понять, почему жена Она в желании сделать так, чтобы супруг отказался от губительных действий, оперировала лишь практическими соображениями, взывая, по сути, к его низменным устремлениям. Женщина говорила с мужем на том языке, на котором он в тот момент был готов разговаривать. Если бы ему сказали тогда, что Моше Рабейну — великий пророк, через которого Всевышний обращается к еврейскому народу, и он, Моше, лучше других знает, как в той или иной ситуации следует поступать, Он, хотя подспудно, разумеется, и осознавал, что за Моше — правда, не внял бы голосу разума. Ибо, если йецер а-ра берет над человеком верх, разуму трудно пробиться к его побуждениям.
Во все времена, а в наши — особенно, многие люди в глубине души надеются, что, поддавшись йецер а-ра (иначе говоря — соблазнам), они смогут испытать истинное наслаждение. Но это — заблуждение. И не потому лишь, что йецер а-ра, подчинив себе человека, нередко лишает его Будущего мира. В этом мире йецер а-ра тоже ничего хорошего нам не приносит. Соблазны приманивают людей туманными обещаниями «счастья». Но ни счастья, ни радости «соблазненные» не обретают. Наоборот — совершают порой ошибки, имеющие роковые последствия.
Классический пример тому — история Адама и Хавы. Йецер а-ра в обличии Змея уговорил их нарушить запрет Всевышнего и попробовать плод с Дерева познания добра и зла, приманивая «перспективой» улучшить свое существование. И что — в результате? Они не только ничего не приобрели, но и потеряли то, что имели. Творец изгнал их из Ган Эдена (Райского сада). Более того, человечество с тех самых пор стало смертным и вынуждено в поте лица зарабатывать хлеб свой…
20.06.06
Еврейская история свидетельствует, что поражение в битве с йецер а-ра наносит вред не только побежденному, но и его потомкам — во многих поколениях. Зато и победа приносит «урожай», который питает сыновей, внуков и правнуков…
Любимый сын Яакова Йосеф, попав в рабство в Египет, сумел противостоять «чарам» жены Потифара, в обличье которой атаковал его йецер а-ра (подробнее — см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Вайехи, пятый годовой цикл, а также — заключительную часть обзора листа 35 трактата Йома). Он научился держать свойственные человеку негативные наклонности под контролем. Эта способность неизменно проявлялась в нем и потом, когда он стал фактическим правителем Египта. В результате победа Йосефа над йецер а-ра оказала позитивное влияние на ход еврейской истории вообще и на судьбы отдельных представителей еврейского народа — в частности.
Отразилось ли сила духа Йосефа на героях повествования, помещенного в нашей недельной главе?
Учителя, проведя тщательное исследование, отвечают на этот вопрос — утвердительно. Искра духовного величия Йосефа, теплившаяся в душах мятежников, даже несмотря на то, что они решились на недостойный поступок, не позволила им нарушить другие законы Торы.
Дело было так. Жена Она не ограничилась «спасительной» беседой со своим мужем. Чтобы спасти его, она разработала конкретный план действий. В день мятежа, перед тем, как сторонники Кораха должны были прийти за Оном, она подпоила супруга вином А, когда муж ее уснул, она распустила волосы и без головного убора села у входа в их дом.
И вот пришли за Оном соратники Кораха. Но, увидев женщину с распущенными волосами, бросились прочь, как будто бы разъяренный лев поджидал их у порога дома, в который они собирались войти. И объясняется их поспешное бегство тем, что еврейская традиция запрещает мужчине смотреть на волосы замужней женщины. «Если мужчина всматривается в волосы замужней женщины, — сказано в Зоѓаре, — строгость Небесного Суда усиливается» (Зоѓар, часть 3, лист 142). Те, кто принял участие в мятеже Кораха, хотели бы, разумеется, чтобы Суд, перед которым они предстанут, проявил по отношению к ним — снисходительность…
Именно благодаря заслугам Йосефа, — говорят Учителя, — Всевышний в будущем вообще упразднит йецер а-ра. Но это произойдет, когда люди поднимутся на достаточно высокий духовный уровень. Ибо на определенном этапе духовного развития, существование дурных наклонностей играет свою положительную роль — в процессе борьбы с йецер а-ра формируются и укрепляются духовные устремления человека.
Одна из главных задач йецер а-ра — отобрать у человека будущий мир. И то, насколько наши дурные наклонности преуспеют в осуществлении этой задачи, зависит от нашего выбора, от того, какую дорогу мы предпочтем, реализуя ниспосланный Свыше потенциал.
Рассказывает Талмуд, что римский император Антониус (было это во времена римского владычества) испытывал глубокое уважение к Раби (раби Иегуда а-Наси, редактор текста Мишны; начало 3-го века), постоянно советовался с ним в вопросах правления и прислушивался к его мнению. Когда император спросил у Раби, попадет ли он в Будущий мир, Учитель дал ему положительный ответ (подробнее об этом — см. на сайте обзор листа 10 трактата Авода Зара).
Сам Раби, занимая столь высокое положение при императорском дворе и будучи очень богатым (каждый день Антониус отправлял ему по мешку с золотом, хотя Раби и без того был состоятельным человеком), мог бы устроить так, чтобы евреи занимали в империи высокие должности. Но Раби сделал свой выбор: он использовал свое богатство и влияние на то, чтобы создавать новые и новые йешивы и заниматься уточнением текстов Мишны.
На том же листе трактата Авода Зара рассказывается и о римлянине, который, занимая при дворе императора пост министра, ценой собственной жизни спас евреев от уничтожения. Перед тем, как по приказу римских властей его казнили, Голос с Небес подтвердил, что он удостоен Грядущего мира (см. там же)…
21.06.06
Чего же добивается от человека йецер а-ра? Почему не дает ему покоя?
Мы уже говорили (см. выше), что основная его задача — отобрать у нас Будущий мир. А главный метод, которым йецер а-ра пользуется, оказывая негативное воздействие на человека — «повседневная работа», направленная на то, чтобы мы не выполняли заповеди Торы.
Основа нашей веры в Творца — признание самого факта Его существования и того, что только Творец Один управляет вселенной.
Если мы это признаем, мы стремимся следовать путями Всевышнего: быть милосердными, ибо Творец милостив; подниматься, ступенька за ступенькой, на все более высокий духовный уровень, ибо по мере своего духовного роста, мы становимся ближе и ближе к Нему. Выбирая дороги Торы, мы выбираем — жизнь, сворачивая с этой дороги, отдаляясь от Всевышнего, мы начинаем движение к духовной смерти.
На этом пути и ставит препоны людям йецер а-ра.
Каждый из нас от рождения наделен духовным потенциалом, которым нам следует пользоваться, развивая его в процессе постижения Мудрости Всевышнего.
В Торе читаем: «
Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. Завещаю тебе сегодня любить Всевышнего твоего, следовать путями Его и соблюдать заповеди Его, уставы Его и законы Его, дабы ты жил и размножился; и благословит тебя Всевышний твой, на земле, в которую ты входишь... Если же отвернется сердце твое, и не будешь слушать (слова Его) и собьешься с пути, и поклоняться будешь богам иным (будь то деньги, низменные удовольствия и т.п.), и будешь служить им, то... погибнете и недолго будете на земле (здесь имеется в виду Эрец Исраэль)…» (Дварим, гл. 30, ст. 15-18).Иными словами, Творец предлагает нам, казалось бы, простой и вполне очевидный выбор: добро или — зло, жизнь или — смерть (см. на сайте обзор недельной главы Нецавим и Ваелех, третий годовой цикл обсуждения). И выбор этот был бы и в самом деле — простым, если бы не вмешательство в нашу жизнь йецер а-ра. Это вмешательство уводит людей от путей Торы. И в результате тем, кто не в состоянии с ним совладать, грозит духовная гибель.
Данное разъяснение ситуации ясно демонстрирует нам, насколько абсурдны иллюзии, будто бы, поддавшись напору йецер а-ра, человек способен обрести «блаженство». О мире Грядущем, как нетрудно понять, речь в случае «падения» вообще не идет. Но и в нашем, земном мире йецер а-ра ничего хорошего нам не приносит.
Нм трудно представить себе, сколь значительных успехов достигает йецер а-ра, лишая людей Будущего мира. Зато мы, если оглядимся по сторонам и посмотрим, что происходит вокруг — соизмеряя происходящее с законами Торы, вполне реально сможем оценить, какие плоды приносит «деятельность» йецер а-ра в нашем мире.
Тора учит нас любить ближнего, «как самого себя». А это, в частности, подразумевает внимательное отношение к окружающим и — ответственность, которую несет каждый из нас перед другими людьми. На страницах Талмуда наши Учителя в деталях рассматривают разнообразные жизненные ситуации, определяя меру ответственности человека за причиненный другому ущерб (см. на сайте, к примеру, обзор листа 27 трактата Бава Кама).
Такой тщательный анализ демонстрирует нам, с каким предельным вниманием всем нам следует относиться к своим вольным или невольным действиям, чтобы случайно не сделать кому-то что-то плохое.
Что же мы наблюдаем на практике?..
22.06.06
Возьмем простой пример: дорожное движение.
Человек, старающийся жить по законам Торы, знает, что должен, ведя машину, быть предельно осторожным и внимательным — чтобы не пострадал ты сам, а главное — чтобы не пострадали другие люди. Но йецер а-ра нашептывает нам: «торопись, езжай быстрее…». Разумом все мы понимаем, что, не совершив опасный обгон, затормозив у перекрестка, мы, в сущности, ничего не потеряем. Однако йецер а-ра, прежде всего, «отключает» доводы разума. Отважившись на лихой вираж только ради того, чтобы опередить всех, человек сам может попасть в аварию или — сбить пешехода.
По израильской статистике на сегодняшний день в результате дорожных аварий погибает гораздо больше людей, чем от рук террористов. И большинство аварий, судя по полицейским отчетам, происходит по небрежности водителей транспорта. Тогда как легкомысленное, небрежное вождение — серьезное нарушение законов Торы. Но задумываются об этом, к сожалению, немногие. Вывод напрашивается сам собой: причина многих дорожных аварий — в слабости человеческого духа перед напором йецер а-ра.
Или — весьма распространенные ныне явление «наркомания».
Любому наркоману известно, что наркотики губят людей. Но «йецер» нашептывает: «Попробуй! И унесешься хоть раз на крыльях блаженства…». За первым разом следует — второй. И вот человек уже — втянулся, совершенно ослаб перед йецер а-ра, толкающим его к пропасти.
И это лишь подтверждает высказывание Учителей (Талмуд, трактат Эрувин, лист 19) о том, что люди, соблазненные йецер а-ра, падают прямо в геином (в условном переводе — ад).
А вот и еще весьма наглядный пример.
Предложите кому-либо заплатить деньги за то, чтобы значительно ухудшить свое здоровье. Да, никто и никогда на такое не согласится! Мало того, любой подумает, что вы выжили из ума.
Но что же тогда мы скажем о человеке, которые тратит немалые деньги на сигареты, прекрасно осознавая, что курение наносит его здоровью непоправимый вред?..
Йецер а-ра способен на действия и в гораздо более широких масштабах. Чем, если не победой йецер а-ра над группой самых влиятельных в Израиле людей, объяснить уникальное, лишь в Израиле «распространившееся» явление — когда евреи добровольно отдают врагу в период противостояния собственные земли?
Ведь это для любого здравомыслящего человека в мире — полный абсурд.
Допустим, эти люди не знают и не ощущают, что Эрец Исраэль — особенная Земля, выделенная Всевышним. Положим, их не волнует предупреждение Торы — «…не позволяй им (врагам) жить на твоей земле» (Дварим, гл. 7, ст. 2). Но мы вправе, казалось бы, ожидать от правительства, которому народ вверил свою судьбу, действий, оправданных, как минимум — рациональными соображениями. Где ж это видано, чтобы народ, который враги хотят уничтожить, ни с того ни с сего, дарил тому самому врагу часть своей земли, которая служит его оплотом и источником силы?!
В истории человечество было (да и по сей день есть) множество территориальных конфликтов. Но ни одна из воюющих сторон не заявляла до сих пор, что правда — на стороне врага.
Это «открытие» сделано только в Израиле. Да, наша земля наполнена особой духовностью. Но если уж овладевает кем-то йецер а-ра, то это может приобрести поистине катастрофические размеры.
Все приведенные здесь примеры из жизни («список» можно было бы продолжить) служат явными доказательствами того, что, поддавшись любым соблазнам (под влиянием йецер а-ра), человек не только ничего, ровным счетом — не выигрывает и не приобретает, но, наоборот — лишается всего, а порой — даже жизни.
В то же время, следование законам Торы — не просто обещает нам вечную жизнь, но — дарует нам желанные блага уже теперь, в нашем, земном мире.
Конечно же, выполнение правил, предписанных еврейской традицией, неправильно было бы сводить к принципу «сделал — получил». И все же приведем реальные факты.
Скажем, соблюдение законов шаббата не только возвышает душу, но и дарует необходимый отдых телу — выполняющий законы шаббата человек на один день в неделю отрешается от забот о хлебе насущном и снимает с себя напряжение шести трудовых дней.
Или — записанные в Торе законы «семейной чистоты» (законы ниды). Если муж и жена соблюдают их, наградой им становится укрепление супружеских отношений…
Об этом тоже можно долго говорить. Но ограничимся перечисленным и приведем слова самой Торы: «Всевышний повелел нам исполнять заповеди — во благо нам, во все дни — чтобы дать нам жизнь в этом мире и в будущем» (Дварим, гл. 6, ст. 24).
Итак, что дает нам одно-единственное имя, которое мы прочли в самом начале нашей недельной главы, и потом оно ни разу не упоминается? Зачем оно вообще вставлено в «список имен» сторонников Кораха?
Но в Торе, как известно, не бывает лишних слов и имен. Имя «Он, сын Пелета» оказалось важным посланием потомкам. А поведение жены Она послужило моделью человеческого поведения в противостоянии с йецер а-ра…
Автор текста Мордехай Вейц
Иерусалим