Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “Ки Теце”
Место в Торе:
Дварим, гл. 21, ст. 10 — гл. 25, ст. 19.Почему она так называется?
По первому слову первой фразы: «Когда выйдешь на войну на врагов своих..».
Когда выйдешь на иврите — ки теце.
Обсуждение главы Ки Теце
11.09.05
Мы читаем главу Ки Теце в еврейском месяце элуль, незадолго до наступления еврейского Нового года (Рош а-Шана). А это — время суда и раскаяния. Наши мысли неизменно обращаются к тешуве (возвращение на пути Всевышнего и Его Торы) — к переосмысливанию того, что сделано нами за год, и раскаянию. И, поскольку духовность приходит в наш физический мир через шаббат, то наша недельная глава дает информацию, необходимую нам, чтобы подготовиться к духовному очищению Великих праздников.
Недельная глава начинается словами: «Когда выйдешь на войну на врагов твоих...» (Дварим, гл. 21, ст. 10). И эта фраза, по мнению многих комментаторов, в их числе, к примеру, Ор а-Хаим (раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века), содержит в себе аллегорию, описывающую жизнь человека на земле.
Ведь наша земная жизнь, по сути — вечная борьба. Это — война с врагами (см. на сайте обзор недельной главы Шофтим, пятый годовой цикл), война с собственными дурными наклонностями и т.д. Наши войны начинаются с рождения и продолжаются до самой смерти. Слова «когда выйдешь на войну…» можно сформулировать иначе — «когда ты родишься…». И наша недельная глава предлагает несколько стратегий ведения этой войны.
В обзоре недельной главы Ки Теце этого года мы постараемся детально рассмотреть одну из них.
Мидраш (Дварим Раба, гл. 6, 4) говорит о том, что в нашей недельной главе существуют две духовные спирали, которые скрыты и стоят тремя обсуждаемыми здесь темами.
Первая раскрывается в теме прекрасной пленницы. Талмуд (трактат Кидушин, лист 21) пишет об этом, как об уступке человека собственным дурным наклонностям — йецер а-ра. Солдату разрешается, как сказано здесь, взять пленницу, потому что запрет в данном случае будет неэффективным. Это достаточно известный в истории войн феномен, когда солдаты, пережив ужасы сражений, приходят в сильное возбуждение, их охватывает состояние неистовой ярости. Тора запрещает такого рода потерю контроля над собой, но не полностью, занимая в этом компромиссную позицию — с учетом силы человеческой импульсивности.
Тора знает, что основная движущая сила в подобных ситуациях — йецер а-ра, но уступает человеку, зная, что он не сможет устоять перед силой «темного» побуждения.
Вторая тема нашей недельной главы — обсуждение ситуации, когда у мужчины есть две жены и дети от каждой из них. При этом одна жена — любимая, а вторая — нелюбимая.
Тора защищает права нелюбимой жены.
Третья тема поднимает вопрос, как нужно поступать с буйным и непокорным сыном.
Эти три темы, затронутые в нашей недельной главе, расположены в особом порядке, потому что, согласно Мидрашу, все они — «шаги в одной ситуации».
То есть в целом недельная глава Ки Теце открывает нам суть духовного принципа, который комментаторы обозначили так: «одна ошибка (грех) тянет за собой — другую».
В самом деле. Если человек берет себе в жены красивую пленницу, он тем самым вносит в дом раздор. С одной стороны, этот мужчина, скорее всего, будет отдавать предпочтение своей еврейской жене и родившимся у нее детям. И пленница будет страдать от невнимания к ней. С другой стороны, его еврейская жена явно не обрадуется появлению в семье чужой красавицы, и трения между женщинами отравят атмосферу в доме. И вот, в результате, некоторые дети в таком семействе могут стать непокорными и неуправляемыми.
Яркий тому пример — история жизни царя Давида.
Давид взял в жены прекрасную Маахи, дочь царя Гешурского (об этом написано в Танахе, вторая книга пророка Шмуэля, гл. 3, ст. 3). От этой связи у него родился сын Авшалом, который принес в дом отца — несчастье…
12.09.05
История такова (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 13). Один из сыновей Давида (Амнон) обесчестил свою сестру Тамар и выгнал ее. Авшалом приказывает слугам убить Амнона… Далее Авшалом поднимает восстание против Давида, чтобы, убив его, стать царем в Израиле… Восстание — подавлено, но это стоило еврейскому народу много тысяч жизней. Мы видим, что и в судьбе такого великого и праведного человека, каким был царь Давид, прослеживается драматическая цепочка, описанная в нашей недельной главе.
Но при чем же тут принцип — «одна ошибка (грех) тянет за собой другую»?
Ну, взял человек пленную женщину в дом. Он ведь не совершил тем самым запрещенное действие. Тора, описывая такой случай, разрешает взять ее в жены. Раздор в доме возникает как неизбежное следствие сложившейся ситуации. И последнее: непокорный сын стал таким не потому, что его родители поступили с ним не так, как следовало бы. Просто его личность развивалась «не в том» направлении — как еще одно следствие сложившейся ситуации. Где же — ошибка, которая потянула за собой — другие?
Чтобы это понять нам следует разобраться в сути противоположного принципа — «одна мицва (заповедь) тянет за собой другую».
Мидраш Дварим Раба рассказывает, что один человек исполнил заповедь, о которой в Торе сказано: «Если попадется тебе птичье гнездо... с птенцами или яйцами, и (в нем) птица сидит рядом с птенцами или на яйцах, не бери мать вместе с детьми. Отпустить должен ты ее, а детей можешь взять себе, чтобы было тебе хорошо, и продлились дни твои» (Дварим, гл. 22, ст. 6-7).
Так вот, отогнал человек этот птицу-мать и, исполнив мицву, жил долго и сумел построить себе дом, на крыше которого он соорудил ограждение, исполнив тем самым другую мицву «...сделай перила к кровле твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, если упадет кто-нибудь с него» (Дварим, гл. 22, ст. 8). В заслугу за исполнение этой заповеди, послал ему Творец возможность купить землю для виноградника. И посадил он виноград, исполнив еще заповедь: «Не засевай в винограднике твоем семена злаковых…» (Дварим, гл. 22, ст. 9). В заслугу за исполнение этой мицвы, ему удалось приобрести поле, работая на котором он строго исполнял заповедь: «Не паши на быке и осле вместе» (Дварим, гл. 22, ст. 10). И, наконец, в заслугу за исполнение этой мицвы, он смог приобрел красивую одежду и исполнил заповедь — «Не надевай шаатнез (ткань из смеси шерсти с льном) (Дварим, гл. 22, ст. 11). А еще — он исправно выполнял заповедь о цицит: «Кисти сделай себе на четырех углах покрывала (одежды) твоего…» (Дварим, гл. 22, ст. 12).
На первый взгляд, кажется, что между событием, когда человек согнал птицу с гнезда, выполняя заповедь, и строительством собственного дома, к примеру, нет никакой связи. Но тогда приведенный здесь рассказ не может служить иллюстрацией принципа — «одна мицва тянет за собой другую».
Вернемся к принципу — «одна ошибка (грех) тянет за собой другую».
Было бы неправильно думать, что только такие действия, как грабеж, воровство или запрещенные интимные отношения требуют раскаяния. Учителя наставляют нас: критически относитесь к себе, ищите в своем характере недостойные качества. Человеку следует избавляться от проявления вспыльчивости и гнева, от ненависти и злобы, от склонности к легкомыслию, от алчности, обжорства и т.д.
Найти в себе дурные черты, это уже — трудная работа. Человек живет согласно выработанным им самим и его окружением жизненным нормам. И, если часть этих норм не соответствует требованиям Торы, их, стало быть, надо менять. Но, чем сильнее укоренились они в человеке, тем труднее от них отказаться.
Существуют два типа ошибок. Те, что относятся к первому типу, подразумевают конкретные, запрещенные Торой действия. Скажем — воровство. Тот, кто украл, прекрасно знает, что совершает дурной поступок. Даже если он всецело поглощен своими действиями. И, если человек осознает, что он поступает дурно, он, скорее всего, рано или поздно будет раскаиваться в содеянном. Это — вполне естественный акт.
Но поведение в целом каждому из нас объективно оценить — трудно. Трудно отделить позитивное от негативного (ошибки второго типа). Какими критериями руководствоваться, к примеру, чтобы определить, не слишком ли много я ем (а, может у меня просто — хороший аппетит)?
В каких случаях проявление гнева оправдано, в каких это — проявление негативной черты характера? Где та граница, которая отделяет здоровый дух соревнования от — зависти? Когда, в какой точке здоровые амбиции и желание реализовать свой потенциал переходят в погоню за славой и деньгами?..
13.09.05
Поскольку действия, связанные с негативными чертами характера не запрещены Торой, это, по сути — просто неправильные поступки, воплощающие эти черты в жизненной практике. Одни и те же действия могут в одних обстоятельствах оказаться ошибочными и плохими, а в других — выполнением заповеди. К примеру, проявление гнева по отношению к нашалившему ребенку — поведение вполне корректное. Но, если гнев изливается на ни в чем не повинного человека — просто настроение плохое, это уже — нарушение норм поведения в обществе.
Этот тип ошибок отличает определенная двусмысленность и неясность, что мешает распознать их и избавиться от них. Человеку, совершающему такие ошибки, легко найти себе оправдание. Допустим, человек говорит: «Я провожу 18 часов на работе, потому что мне нужно содержать семью. Я не гонюсь за деньгами — мне самому многого не нужно. Я стараюсь обеспечить достойное существование жене и детям». Или: «Я унижаюсь, бесконечно подыгрываю разным людям — чтобы стать партнером в фирме. Зная, что смогу улучшить положение дел. А слава мне не нужна»…
Двух примеров, думается, вполне достаточно — всем известны рационалистические обоснования, которые может придумать для себя каждый.
Когда человек берет себе пленную красавицу, он совершает неблаговидный поступок — ошибку второго типа, которая связана с особенностями его характера. Такой человек просто не в состоянии устоять перед соблазном и терпит поражение в борьбе с самим собой.
На помощь ему приходит Тора, предоставляя 30 дней, в течение которых он должен принять окончательное решение — жениться или не жениться на этой женщине. Период — достаточный, чтобы утихли бушующие страсти и человек смог спокойно и трезво оценить ситуацию. За 30 дней даже самый импульсивный человек сумеет понять, к чему приведет потворство собственным желаниям и реализация этого желания. Человек прикинет, может ли он потребовать от жены, чтобы она радушно приняла соперницу, смогут ли дети принять его эгоизм и сохранить прежнее уважение к нему.
Любое действие, мотивированное негативным импульсом, таит в себе опасность, даже если запрета на него — не существует. Такое действие, поскольку оно спровоцировано отрицательными чертами характера, само содержит в себе запрет, ибо мы не должны потакать своим негативным побуждениям. Человек, уступающий собственным негативным импульсам, неизбежно становится эгоцентриком. Он снисходителен к себе — в ущерб остальным членам семьи, и порой навсегда разрушает в своем доме гармонию. В доме поселяются раздоры и разногласия, а в сердцах детей возникают чувства ревности, возмущения и обиды.
Конечно, бывает, что жена и дети во имя мира в семье, поднимаются над своими негативными чувствами и сохраняют в доме прежнюю атмосферу. Однако тот, кто создает разрушительную ситуацию, должен быть готов к тому, чтобы пережить ее тяжелые последствия.
Итак, Тора учит нас ограничивать себя не только в том, что ее законами категорически запрещено, но и в действиях, отражающих негативные черты наших характеров, особенно — если подобные действия способны ранить других. В этом и заключается сущность принципа — «одна ошибка (грех) тянет за собой — другую».
А теперь вернемся к принципу «одна мицва (заповедь) тянет за собой другую».
Есть нечто поразительное в порядке следования друг за другом мицвот.
С практической точки зрения, логичен был бы такой порядок вещей. Сначала человек находит себе работу, обеспечив себя постоянным доходом. Затем он приобретает дом. И только потом — женится.
Но в нашем примере из Мидраша, который учит нас принципу «одна мицва (заповедь) тянет за собой другую» описанный порядок, похоже, нарушается. В этом примере, человек вначале заслуживает дом, затем приобретает землю для виноградника, сажает виноград, который дает ему вино — источник удовольствия и беззаботности (вряд ли так уж необходимый в жизни), и только потом он приобретает поле, которое обеспечивает ему постоянный доход. Может ли этот обратный порядок быть случайным?..
14.09.05
Заповедь, согласно которой человек не должен брать птицу из гнезда, и может взять лишь птенцов или яйца, — писал Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), — отражает заботу Всевышнего о сохранении всех видов животных и птиц. Если человек уносит и мать и птенцов (или, скажем, вместе с птицей-матерью — яйца), он уничтожает тем самым сразу два поколения. Но если он взял себе только птенцов или яйца, птица произведет на свет еще птенцов — взамен взятых. Таким образом, человек, выполняющий эту заповедь, обеспечивает сохранение видов.
Маѓараль (раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век) развивает эту мысль и объясняет, что с точки зрения вклада человека в продолжение жизни на земле, описанный выше порядок вещей — верен. Человек обретает дом — место, где родится и вырастет следующее поколение. Мицва, ассоциирующаяся с домом, имеет отношение к защите человеческой жизни.
Далее, чтобы жизнь продолжалась, необходима еда. И человек сажает виноград, уход за которым не требует пахоты. То есть — для выращивания винограда не нужен рабочий скот, человек вполне может обойтись собственными силами. Мицва, связанная с виноградником, подразумевает выполнение заповеди Всевышнего о разделении различных видов растений («не засевай в винограднике твоем семена злаковых»). Эта заповедь охраняет формы растительной жизни в том виде, в каком Всевышний их создал. Чтобы жить, человек нуждается в пище, но пища должна быть такой, какую предназначил нам для употребления Творец мира.
Следующий шаг — использование других форм жизни, то есть — рабочий скот, который должен служить человеку. На этом этапе появляется поле, потому что поле вспахивают, впрягая быка в плуг. И снова мы видим, что заповедь, которая ассоциируется с обработкой поля, направлена то, чтобы сохранить созданные Всевышним виды животных — «не паши на быке и осле вместе».
Иными словами, человек, который старается жить по законам Торы, строит свое существование по восходящей спирали. И последовательность этапов этого «строительства» обусловлена его вкладом в развитие цивилизации.
Как мы уже не раз говорили в прежних обзорах, Всевышний — Источник энергии, которой он постоянно «подпитывает» души людей. Человек, прикладывающий усилия к тому, чтобы следовать Его законам, то есть человек, выполняющий заповеди, устанавливает тем самым связь с Творцом. Даже в тот момент, когда он прогоняет птицу, чтобы взять из гнезда ее яйца. Он как бы строит дорогу, по которой духовная энергия, обеспечивающая продолжение жизни, может спускаться от Всевышнего — в наш мир.
Эта энергия течет к тому, кто исполнил заповедь, переполняет его и постепенно распространяется по всему миру — подобно волнам в море. Рассматривая этапы человеческой жизни под этим углом зрения, мы понимаем, что дом появляется раньше виноградника, потому что он теснее связан с выживанием человечества и вселенной, ведь дом — это место, где появляется на свет и вырастает новое поколения людей.
Дом в море жизни порождает волны, из дома волны человеческой энергии распространяются по всему миру.
Главное открытие, которое мы сделали в процессе постижения принципа «одна мицва (заповедь) тянет за собой другую», состоит в том, что любая мицва — средство для установления контакта с Творцом. Исполнение заповеди автоматически открывает в душе человека специальный канал. И по этому каналу поступает в наш мир необходимая для существования вселенной энергия…
15.09.05
Итак, мы рассмотрели этапы жизни человека, движущегося по восходящей спирали, когда он стремится строить свое существование, руководствуясь принципом — «одна мицва тянет за собой другую». Теперь же попробуем более детально разобраться, что происходит с людьми, жизненные обстоятельства у которых складываются так, что они попадают на нисходящую спираль.
Понятно, что тогда в действие вступает противоположный принцип — «одна ошибка тянет за собой другую». Движение по нисходящей спирали обусловлено действиями, осуществлять которые Тора не запрещает. Это — действия, а точнее — стиль поведения, коренящийся, как говорилось выше, в негативных свойствах человеческого характера, когда люди теряют контроль над собой и своими желаниями, потворствуют своим побуждениям и т.п. Да, они в результате что-то приобретают, но — за счет тех, кто их окружает.
Внешний признак такого духовного падения — изменение атмосферы в доме. И больше всего страдают от этого дети, которые в таком не получают нужного воспитания. Духовное неблагополучие в семье, где царит раздор, разрушается та благоприятная обстановка, которая необходима, чтобы новые поколения вырастали душевно здоровыми и уравновешенными. Люди, выполняющие заповеди (движущиеся по восходящей спирали), становятся «соавторами» Творца, помогая Ему наполнять мир животворящей энергией. В противоположность им, человек, причиняющий страдания другим (движущийся по нисходящей спирали), превращается в «разрушителя», действующего наперекор Воле Творца.
В отличие от нисходящей спирали, восходящая спираль — «одна мицва тянет за собой другую» — реализуется в нашем мире в последовательной череде материальных приобретений: дом, виноградник, поле, домашние животные. Материальный мир становится воплощением духовной энергии, спускающейся на землю с Неба. Приток свежей духовной энергии, в свою очередь, обеспечивает возможность выполнения новых и новых заповедей. Таким образом, материальные объекты как бы гарантируют осуществление мицвот.
Люди, которые получают средства к существованию, черпая духовную энергию (то есть — выполняя заповеди), достигают большего, чем могли бы достичь, используя лишь преимущества естественных законов природы. К примеру, земледелец, живущий по законам Торы, способен иметь больше материальных благ, нежели тот, кто, не исполняя заповеди, применяет для обработки поля высокие сельскохозяйственные технологии.
В материальном мире следствие всегда соразмерно причине. Но если наш материальный мир выстраивается на основе выполнения мицвот, он становится отражением духовности, и естественные законы причинно-следственной связи отступают на задний план. Такая, казалось бы, незначительная заповедь, предписывающая выгнать птицу-мать из гнезда, если ты хочешь взять снесенные ею яйца, может кардинально изменить качество жизни человека. «Исполняй «малые» мицвот, — наставляет Мишна (трактат Авот, гл. 2, ст. 1), — с той же тщательностью, что и «большие», потому что нам не дано знать, какова награда за исполнение той или иной заповеди».
Все здесь сказанное несет в себе информацию, принципиально важную для нас в эти дни, когда мы, в преддверии Рош а-Шана, больше и больше задумываемся о том, как мы прожили завершающийся год и что необходимо сделать для будущего, чтобы подняться на новую ступень духовного развития. Ибо теперь мы осознаем, что путь соблюдения заповедей, ведущий нас по восходящей спирали, не таит в себе опасностей для тех, кто стремится управлять собой и умеет не только оценивать собственные импульсы, но и сдерживать негативные побуждения. Теперь нам известно, что стоит сделать один неверный шаг, разрешив себе «расслабиться», и направление движения может измениться — мы соскользнем на нисходящую спираль, причиняя вред и себе и окружающим. Потому что «одна ошибка тянет за собой другую». А там, внизу — разрушение контакта с Творцом и с миром духовности.
Понятно, что искусству управления собой надо учиться всю жизнь. Нет таких людей, которые, не завершив свой жизненный путь, окончили сей «курс» и могут «почивать на лаврах». Поэтому каждому из нас следует чаще заглядывать в себя, анализировать свои побуждения и поступки. И выходить на войну против «внутреннего врага» — снисходительности к себе, лени, потворства ненужным желаниям и т.п.
Это особенно актуально сейчас — перед Днем Суда…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим