Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “ХУКАТ”
Место в Торе:
Бамидбар, гл. 19, ст. 1 — гл. 22, ст. 1.Почему она так называется?
Во второй фразе главы говорится: “Вот закон Торы, о котором заповедал Всевышний…”. Закон Торы на иврите — Хукат а-Тора
.Обсуждение главы “Хукат”
29.06.03
До сих пор в книге Бамидбар Тора описывала историю поколения пустыни. Оставшиеся же главы этой книги, начиная с Хукат (подробнее о значении этого слова — см. на сайте обзор недельной главы Хукат, второй годовой цикл), повествуют о жизни следующего поколения, которому суждено было войти в Эрец Исраэль
.Хронологически в поле зрения нашей главы — события, которые происходили на 40-м году странствий еврейского народа по пустыне.
И все ее содержание фокусируется
, практически, на теме смерти.И в самом деле, недельная глава Хукат полна трагедий.
Здесь мы читаем о смерти Мирьям, которая ушла в мир иной вслед за своим братом Аароном.Моше жив, но именно в этой главе ему вынесен приговор о смерти.
В конце главы Хукат описывается война с царем Сихоном — первая кровавая война, которую вел еврейский народ, завоевывая Землю Израиля. А перед этим, в главе было сказано, что река стала красной от крови амалекитян, которые подстерегали израильтян в глубоком ущелье, но их план чудесным образом не реализовался.
..Такое “нагнетение атмосферы”, конечно же, неслучайно. Период, который описан в Хукат — поворотный момент, кардинально меняющий жизненный путь народа Израиля.
Не случайно глава начинается с описания закона о рыжей корове, пепел которой необходим для очищения тех, кто касался мертвого тела или находился рядом с ним
(подробнее об этом — см. на сайте обзор недельной главы Хукат, первый годовой цикл); и ни один еврей не мог войти в Храм без такого очищения (хотя этот закон существовал и в период Исхода из Египта, задолго до открытия первого Мишкана — переносного Храма). Эта тема имеет прямое отношение к смерти и рассматривается здесь, потому что отныне и впредь евреи будут воспринимать смерть совершенно иначе, нежели это было во времена поколения Исхода. Этот закон — о духовном влиянии, которое оказывает на нас смерть. А еще потому что закон о рыжей корове — наиболее подходящий “знак”, чтобы отметить смену поколений.Для поколения Исхода преждевременная смерть ассоциировалась с дурными поступками. Поэтому в те времена люди не испытывали боли, внезапно теряя близкого человека. Они точно знали, почему это произошло...
Об этом рассказывается в Мидраше
Эйха раба (гл. 33).Все поколение Исхода (те, кто вышел из Египта в возрасте от 20-ти до 60-ти лет) должно было умереть в пустыне. Никто из них, если не участвовал в особых инцидентах (создание золотого тельца, восстание Кораха и пр.), до 60-ти лет не умирал
.Ежегодно, накануне 9 ава, Моше созывал всех, кому исполнилось 60. Они прощались со своими семьями, брали каждый свою лопату, выходили за пределы лагеря, копали себе могилу и ложились, чтобы уснуть и не проснуться. Так каждый год умирали 15.000 человек.
В 40-й год 60-летние также отправились за пределы лагеря, но, ко всеобщему удивлению, никто не умер. Все подумали, что перепутали день и на следующий — снова отправились ночевать в выкопанные могилы. Так проспали они в могилах шесть ночей. А когда наступил день 15-го ава, и они увидели на небе полную луну, означающую середину месяца, то поняли, что это не было ошибкой и что срок их наказания истек. И тогда день15-го ава был объявлен праздником.
В поколении Исхода дети не погибали в бессмысленных инцидентах, здания не обрушивались на ни в чем неповинных людей, никто не погибал в террористических актах. Конечно же, любая смерть — тяжелое испытание для близких, но все же для поколения Исхода смерть едва ли была поистине трагическим событием.
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
30.06.03
Почему же мир так сильно изменился
? Почему смерть для нас ассоциируется с непоправимой бедой? Чем мы отличаемся от тех, кто 40 лет переходил с места на место в пустыне?Разбору этих вопросов и посвящается наш обзор.
Раввин
Элиягу Десслер (Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века) в своей речи на похоронах Хазон Иша (рав Авраам Иешаягу Карелиц, Литва – Израиль, первая половина 20-го века) высказал мысль, которую можно было бы применить для разумного подхода к этой проблеме.Человек уверенный в том, что миром правит Всевышний, должен был бы составить для себя некую логическую цепочку.
Первое звено этой цепочки
Умершие заслуживали не менее долгую жизнь, чем я, а может — и более долгую. Я верю, что Всевышний — справедлив. Следовательно, если они безвременно ушли из жизни (а я не лучше их), меня должна была бы постичь та же участь. Полагаю, что я не совершал проступка, заслуживающего столь сурового наказания... Здесь логично было бы решить, что умершие ушли из жизни не потому, что сделали что-то дурное. Но что означает тогда Справедливость Творца?
Второе звено цепочки
Итак, жертвы расстались с жизнью не для того, чтобы искупить проступки. Но поскольку Всевышний справедлив, я могу сделать вывод, что “неисправности” имеют место в обществе, в котором мы живем. Должно быть, общество несправедливо и жестоко к отдельным его членам. Ведь мне известно, что наказания Всевышнего всегда — “мера за меру”
(на иврите — мида кенегед мида). Общество, функционирующее так, как предписывает Торой, было бы защищено от бессмысленного зла. Но, если оно проявляется в обществе, это означает, что евреи испытывают по отношению друг к другу необоснованные отрицательные эмоции.Третье звено
Из этого следует, что Всевышний допустил это трагическое событие, чтобы “встряхнуть” нас, чтобы мы “очнулись” от самодовольства и благодушия. И нам следует проанализировать жизнь нашего общества, чтобы определить, в чем именно мы нарушаем наши обязательства по отношению к ближнему и по отношению к Всевышнему.
Четвертое звено
Если мы сумеем исправить ошибки, значит, безвременно ушедшие в мир иной погибли не зря. С другой стороны, если мы ничего не предпримем, мы несем ответственность за смерть этих людей, за бессмысленные трагедии.
Пятое звено
Это означает, что мы не должны обманываться и считать, что эти трагедии имели “естественные” причины. Каждое происходящее в этом мире событие внешне происходит, как будто бы, естественным путем. В нашем мире чудес не бывает. Если рушится здание, следовательно, допущена ошибка в его конструкции. Это однако не означает, что плохая конструкция здания — истинная причина гибели людей. В распоряжении Всевышнего имеется неисчислимый арсенал способов осуществления Своих планов. И нет у Него необходимости вершить для этого чудеса
...Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
01.07.03
Отметим, что ни одно научное исследование не способно объяснить, почему здание рухнуло именно в этот момент — не раньше и не позже. Строительные инженеры не удивились бы, если бы потолок продержался еще ночь или конструкция не развалилась бы, но дала только трещину
.Поэтому объявлять владельцев здания, или инженеров, или организацию выдающую лицензии, единственными виновниками катастрофы было бы жестоко. Скорее всего, кто-то из них действительно допустил непозволительную халатность, но только Всевышний позволил случиться этой трагедии
.Можем ли мы после таких событий продолжать жить как ни в чем ни бывало?
Надежда, что самое страшное уже произошло, виновные найдены, и теперь все пойдет, как прежде, до этого, граничет с неверием в Творца. Потому что, если мне позволено наслаждаться жизнью при том, что я ничем не лучше, чем те, кто погиб, значит, их смерть была бессмысленной. А я делаю вид, что Всевышний равнодушен к тому, что происходит в этом мире, что Ему все равно, кто страдает: виновный или невинный. И я избежал гибели лишь по простой случайности.
.. Истинно верующий в Творца человек отбросит такие мысли как ересь.Да, нам не дано предугадать замыслы Всевышнего. Мы не знаем, как действует механизм правосудия, которое осуществляется Высшим Судом. Но в данном случае и это рассуждение не лучше.
Истинно верующий человек сделает вывод, что Всевышний намеренно подает нам знак.
Поэтому стремление продолжать спокойно жить после всех трагедий, которые переживает мой народ, не более, чем пустая фантазия. Человек, признающий бесконечную власть Творца над миром, прежде всего, решит, что сам избежал беды, потому что Всевышний сжалился над ним на этот раз и ждет от него, что он что-то предпримет.
Основная идея состоит в том, что в случае, если мы игнорируем предупреждения, нас ждут еще большие беды. Об этом и говорит Рамбам
(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в своем труде Законы поста (гл. 1).Эту мысль выражает и сам Творец, подчеркивая, что Он не заинтересован поддерживать бессмысленное существование своих творений. И мы ясно увидим это, если внимательно прочтем текст Торы.
В книге Берешит сказано: “И был вечер и было утро, день шестой”
(гл. 1, ст. 31). В своем комментарии к этой фразе Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век) отмечает, что в этих словах Всевышним поставлено условие: если Израиль принимает Тору на шестой день месяца сиван, мир будет существовать; если — не принимает, в таком существовании нет никакого смысла...Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
02.07.03
Итак, мы понимаем, что общество, которое не задумывается над тем, в чем смысл жизни, не утруждает себя заботами о ближних, предоставляя выполнение этой функции правительственным учреждениям, занимающимся социальными проблемами, общество, которое стремится в этом мире лишь к достижению максимально комфортных условий, заведомо подвергает себя опасностям. Эту мысль трудно принять, но, если Вы знаете, что миром правит Творец, невозможно с ней не согласиться.
Ранее, знакомясь с содержанием недельной главы Хукат, мы обсуждали “технический” аспект закона о рыжей корове (подробнее об этом — см. на сайте
обзор недельной главы Хукат, первый годовой цикл). Здесь же отметим, что центральное место в этом законе занимает концепция таме (духовной нечистоты).Феномен таме всегда ассоциируется со смертью. И мощным источником духовной нечистоты может стать само восприятие утраты. Это происходит, когда смерть воспринимается как ни с чем не связанное, “случайное” событие. Оно и понятно: такой подход логически приводит к отдалению от Творца, к потере связи с Ним.
Мы — потомки тех, кто стоял у подножия горы Синай и слышал слова Всевышнего, обращенные к народу Израиля. Да, нас отделяют от этих событий тысячелетия. И все же... При том, что еврейская традиция никогда не прерывалась, как могло получиться, что многим из нас нужно еще доказывать, что наш мир имеет духовное, а не материальное происхождение, что всем, что есть в нем
,управляет Творец? В какой момент и почему началась разрушительная эрозия нашей веры?..Есть такой феномен, когда даже люди, не имеющие никаких сомнений в существовании Всевышнего, внезапно восстают против Него.
Странный это феномен, не правда ли? Ведь восстав против власти людей, человек
знает, что в принципе может добиться успеха. Во всяком случае, надежды на это
вполне реальны. Другое дело — восстать против Всевышнего. Тут изначально нет
никаких шансов (см., к примеру, на сайте
обзор недельной главы Корах,
третий годовой цикл). Но почему же все-таки в истории еврейского народа бывало
такое?..
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
03.07.03
Ответ на этот вопрос прост: человек, восстающий против Всевышнего считает, что он восстает против несправедливости (см. на сайте обзор недельной главы Корах, третий годовой цикл).Нечто подобное происходит и в наше время. В тот момент, когда человек, переживая утрату близких, думает о несправедливости случившегося. Тут-то и рождается чувство протеста против Его Воли, внутри которого “пробивается наружу” источник духовной нечистоты.
Многие после терактов, узнав о гибели невинных людей, ощущая горечь и растерянность, вопрошают: “Почему же Всевышний так жесток к нам?”.
Главная беда состоит в том, что такого рода вопрос очень часто носит лишь чисто риторический характер. Поэтому мы и говорим, что источник отдаления от Творца находится, прежде всего, в феномене трагической гибели. Ибо внезапно произошедшие трагедии кажутся, как правило, бессмысленными, что, в свою очередь, ассоциируется с “несправедливостью Всевышнего”.
Чтобы таме (духовная нечистота), отдаляющая нас от Всевышнего, порождающая протест против Него, “не пристала” к нам, мы должны совершенно иначе воспринимать само явление ухода людей из этого мира.
Еврей, находившийся рядом с мертвым телом, должен вернуться к реальности, прежде чем он переступит порог Храма Всевышнего. Таков еврейский закон. И здесь обратим внимание на тот факт, что вход в Храм, в Дом Всевышнего, открывает нам двери общения с Ним.
Понятно, что человек, погруженный в ощущение случившегося несчастья, в подсознании которого пульсирует мысль о “несправедливости Всевышний” и бессмысленности собственного существования, не способен осуществить полноценный контакт с Творцом. Этим и объясняется необходимость предварительного (перед тем, как войти в Храм) очищения.
В первый раз в еврейской истории ощущение единства с любящим и справедливым Всевышним подверглось серьезному испытанию у горы Синай, когда народ, в ожидании возвращения Моше, из страха потерять лидера, создал золотого тельца. Многие комментаторы указывают, что “рыжая корова” — напоминание об этом событии. И сравнивают эту “преемственность” с ситуацией, когда дочь некой женщины устроила страшный беспорядок, и женщину попросили сделать уборку — исправить то, что натворила ее дочь (Мидраш Танхума
, раздел Хукат, гл. 8).Когда человека обрызгивают водой с растворенным в ней пеплом рыжей коровы, это действие возвращает его к реальности и напоминает о том, что каждая смерть — побуждение к исправлению окружающей действительности. Это — единственный способ избавить мир от трагедий
.Закон о рыжей корове относят к категории
хок, хука (в сочетании с другим словом — хукат, то есть — к законам, суть которых человеческий разум постичь не в состоянии — см. на сайте обзор недельной главы Хукат, второй годовой цикл). И все же в определенном смысле он содержит доступную нам логику. Так же как мы, окунувшись в микву, достигаем духовного очищения, хотя, казалось бы, не ощущаем при этом никаких физических перемен, мы можем очистить нашу душу от духовной нечистоты, от мятежных мыслей и разрушительных убеждений, приняв твердое решение избавиться от них. Окропление водой, смешанной с пеплом рыжей коровы дает немедленный эффект очищения. Об этом пишет Рамбам в составленном им Кодексе еврейских законов — Мишнэ Тора (раздел Законы Миквы, гл. 11, 12)...Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим