Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Седьмой цикл обсуждения
Хаей Сара/ 3 цикл

ГЛАВА “Хаей Сара”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 23, ст. 1 — гл. 25, ст. 18.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары...”.

Жизнь Сары на иврите — хаей Сара.

Обсуждение главы Хаей Сара

28.10.07

Мы уже не раз говорили о том, что при первом прочтении недельной главы Хаей Сара (в переводе — «жизнь Сары») ее начало просто обескураживает. В первой фразе сказано, сколько лет она прожила. И сразу же, во второй — «И умерла Сара…». Где же ее жизнеописание?

В обзорах прошлых лет разъяснялось, почему наша недельная глава получила такой название (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, пятый годовой цикл обсуждения). Отмечали мы также и то, что совсем небольшой, казалось бы, фрагмент, посвященный Саре, насыщен информацией, которая как бы уходит в глубь смысловых пластов (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, первый годовой цикл обсуждения). В нем мы находим новые и новые аспекты обсуждения.

Итак, во второй фразе нашей недельной главы написано: «И умерла Сара в (местности) Кирьят Арба, она же — (город) Хеврон, в стране Кенаан. И пришел Авраам скорбеть по Саре и оплакивать ее» (Берешит, гл. 23, ст. 2).

Анализируя данный отрывок, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), ссылаясь на Мидраш Танхума, устанавливает связь между попыткой приношения Ицхака (на иврите — акеда;см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Вайера, четвертый годовой цикл обсуждения) и смертью Сары.

О смерти Сары, — пишет он, — говорится непосредственно после описания, как Авраам связал Ицхака. Известно, что Саре сообщили о том, что ее единственного сына готовят к процедуре приношения, что он «чуть не погиб под ударом ножа». Когда она услышала это, душа ее отлетела от тела, и она умерла.

В комментариях к текстам Раши под названием Сифтей хахамим (автор книги рав Шабтай Бас — Польша – Чехия, Прага, вторая половина 17-го века) разъясняется, что выражение Раши «чуть не погиб под ударом ножа» (в оригинале комментария Раши на иврите — ким’ат вэло нишхат, что в буквальном переводе означает — «едва не был заколот») имеет глубокий этический смысл.

Воспринимая данный текст Раши на поверхностном уровне, мы узнаем, что полученная весть смертельно ранила Сару, и ее сердце не выдержало такого эмоционального напряжения.

Но Раши подчеркивает здесь другое.

В Сифтей хахамим рассказывается, что к Саре явился малах (некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей и способная принимать человеческий облик) и сказал:

— Твой сын стал объектом приношения, но не был убит.

Первая, весьма драматичная часть фразы потрясла и убила Сару, и она умерла, не успев услышать, что Ицхак жив. Так малах, посланный к Саре с доброй вестью, стал малахом смерти.

Малаху следовало бы выстроить свое сообщение иначе. Начать, например, с того, что он принес Саре добрую весть и далее сказать ей, что "с Ицхаком все в порядке", хотя был момент, когда он чуть не погиб под ударом ножа.

Суть информации та же, но форма ее изложения — гораздо более деликатная и щадящая чувства человека, которому эта информация адресована.

Всем нам следует с вниманием и осторожностью выбирать способ передачи сведений, — отмечает в своем комментарии Раши, — особенно таких, которые могут сильно повлиять на эмоциональное состояние людей. В этом — один из важнейших уроков, которые преподносит нам наша недельная глава.

И нам не надо объяснять, насколько он ценен. Ведь каждому из нас, наверное, хорошо известны ситуации, когда человек, не желая обидеть или огорчить другого, наносил ему все же неоправданный эмоциональный удар. И происходит это, как правило, вовсе не потому, что у «обидчика» были дурные намерения. И не потому, что он — «плохой» человек. Но в большинстве случаев — по неосторожности, потому, что мы, к сожалению, слишком небрежно пользуемся речью, не отдавая себе отчета в том, какую огромную власть над нами имеют слова. Удачно подобранное слово может окрылить человека. Если же мы пользуемся словами бездумно, не включая в выбор выражений свой разум, мы рискуем причинить боль, в то и вовсе — убить


29.10.07

Мы не можем позволить себе глупость, — говорил рав Исраэль Салантер (основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век). — Не быть глупцом — одна из основных заповедей Торы.

Итак, из текста нашей недельной главы следует, что не только слова, но даже их последовательность в определенных случаях, по небрежности, способна причинить вред другим людям.

Нам следует внимательно присматриваться к тому, что происходит вокруг — в собственном доме, с людьми, с которыми мы общаемся и т.п. Чтобы предугадывать реакции окружающих на те или иные сообщения. Но и этого недостаточно. Перед тем, как поделиться с кем-то информацией, надо обдумать, что сказать и в какую форму облечь свое высказывание. Необходимо также чувствовать ситуацию. Нередко бывают случаи, когда о чем-то лучше промолчать и передать то или иное сообщение собеседнику в другое время, когда обстоятельства будут этому благоприятствовать.

Ведь допущенная в этом ошибка, как отмечает в своем комментарии Раши, может стоить кому-то жизни.

Далее в нашей недельной главе читаем: «…и поднялся Авраам от лица умершей своей…» (Берешит, гл. 23, ст. 3).

Что означают эти слова?

Здесь рассматривается еще одна этическая проблема, — объясняют Учителя.

Представьте, как страдал Авраам, потеряв любимую жену. Он только что вернулся с горы Мориа, выдержав страшное испытание (акеда). Вернулся с победой. Ибо слышал Голос Всевышнего, который произнес: «…узнал Я теперь, что ты боишься Всесильного, когда ты не щадил твоего сына, твоего единственного, ради Меня» (Берешит, гл. 22, ст. 12). И вот он узнает, что Сара пала жертвой этого испытания.

Такое известие способно нанести человеку глубокую душевную и эмоциональную травму, перевернуть его жизнь. Теперь Авраам мог иначе оценить одержанную им победу в испытании, видеть в нем только причину гибели жены.

Но Тора сообщает, что Авраам «поднялся от лица умершей своей». И это — свидетельство его огромной внутренней силы. Он не позволил ситуации духовно уничтожить его.

И, поскольку Авраам во всех его проявлениях для нас — «модель» еврея, которую все мы должны стремиться воплотить в жизненной практике, из этого события (как Авраам справился со своим горем) нам следует сделать вывод: нужно постоянно заботиться о своем духовном развитии. Чтобы достичь такого уровня, на котором личное горе, трагедия, не сможет сломить нас, не сможет нанести ущерб нашей духовности.

В самом начале нашей недельной главы написано: «И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары» (Берешит, гл. 23, ст. 1).

И мы из обзоров прошлых лет уже знаем, почему продолжительность ее жизни представлена здесь в столь «необычном» виде (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, первый годовой цикл обсуждения).

Здесь подчеркивается, — пишет Раши, что в двадцать лет Сара была столь же красива, как в семь лет, а в сто лет — столь же безгрешна, как в двадцать (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, пятый годовой цикл обсуждения).

Иную грань Истины открывает нам в этом Устная Тора (в данном случае — Мидраш).

Мидраш, анализируя первую фразу недельной главы, цитирует фрагмент из Теилим (Псалмы Царя Давида): «Знает Всевышний дни непорочных, и наследие их вовек пребудет» (гл. 37, ст. 18).

Суть этой фразы из Теилим состоит в том, — сообщает Мидраш, что праведники обладают духовной цельностью, и в этом смысле годы не оказывают влияния на них. В двадцать лет Сара была так же хороша, как семилетняя, а число ее «грехов» в сто лет равнялось числу «грехов» — в двадцать.

Остается вопрос: что имеет в виду Мидраш, говоря, что в свои двадцать лет Сара была так же хороша, как в семь лет? Ведь очевидно, что Тора в рассказе о нашей праматери Саре не выступает арбитром на конкурсе красоты

30.10.07

Тора, описывая наших праматерей, — пишет рав Мордехай Кац (глава йешивы в Кливленде, США, вторая половина 20-го века), в своей работе Бэер мехокек, — говорит, что они были «прекрасны видом». Однако следует иметь в виду, что в еврейской традиции, даже при сватовстве, подчеркивать внешнюю женскую красоту не принято. Почему же Тора все-таки находит нужным выделить эту черту в наших праматерях?

В мир, — сообщает Талмуд (трактат Кидушин, лист 49), — спустились десять мер красоты. Девять из них приходятся на Иерусалим, а на все остальное — лишь одна.

Тут нам впору задать тот же вопрос: почему в Талмуде подчеркивается именно красота Иерусалима? Разве «святость» этого города, высокая концентрация духовной энергии в нем значила бы для нас меньше, если бы Иерусалим не был самым красивым городом на земле?

Все дело в том, — разъясняет рав Кац, — что мы, люди, зависимы от окружающей нас материальной среды. Ее красота и гармония может развить в человеке такое состояние, когда он лучше воспринимает духовность. Талмуд говорит (трактат Брахот, стр. 57б): «Три вещи, — уточняет Талмуд (трактат Берахот, лист 57), — расширяют разум человека: красивый дом, красивая обстановка и красивая жена». То есть, если человек имеет красивый дом, обставленный радующей глаз мебелью, хорошую машину и красивую жену, которая улыбкой встречает его у порога, он обретает большую свободу в мыслях. Его разум не занят поиском средств существования, и он получает возможность достаточно много времени посвящать своему духовному росту.

В таких случаях вещи важны не сами по себе — они устраняют преграды, которые мешают человеку сосредоточиться на духовном.

Когда человек попадает в Иерусалим и видит прекрасные Иудейские холмы, его душа становится более восприимчивой, она открыта проникновению духовности, которой наполнен этот город. Ситуация была бы иной, если бы город был таким же «святым», но менее привлекательным.

Учителя, анализируя Мидраш, где сказано, что Сара в двадцать лет была хороша, как семилетняя девочка, разъясняют, что речь здесь идет об особой одухотворенности ее внешности. Нередко облик двадцатилетней красавицы способен вызвать порочные ассоциации. Красивая девочка семи лет, как правило, производит на окружающих иное впечатление, рождая в людях высокие порывы и возвышенные устремления. Такими же свойствами обладала и красота Сары, когда ей было двадцать лет.

Наша недельная глава, как мы помним, рассказывает и о преданном слуге Авраама, Элиэзере — о том, что Авраам поручил ему найти невесту своему сыну Ицхаку, и как он выполнил поручение (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, пятый годовой цикл обсуждения).

Почему Авраам доверил столь деликатное, важное дело именно Элиэзеру?

Об этом мы тоже говорили в одном из наших обзоров (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, третий годовой цикл обсуждения). И здесь нам остается добавить, что осуществление порученной миссии повысило духовный уровень Элиэзера.

Однако рассмотрим другой аспект этой истории.

В предыдущей недельной главе (Вайера) изложена история Лота (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Вайера, шестой годовой цикл обсуждения). И в следующей же, в нашей недельной главе, речь идет о втором приближенном к Аврааму человеке — Элиэзере. И мы знаем, что в самой последовательности тоже заложен глубокий смысл.

Вначале их жизненные пути очень похожи. И Лот и Элиэзер близки к Аврааму. Оба, стали последователями и единомышленниками Авраама, его учениками и, фактически были членами его семьи. Но Лот в какой-то момент решает оставить Авраама и поселиться в Седоме. И в результате — утратил былой духовный уровень. И в живых он остался, когда малахим по приказу Всевышнего уничтожили город Седом, только благодаря тому, что в нем еще «теплились» черты, когда-то привитые ему Авраамом (см. на сайте обзор недельной главы Вайера, седьмой годовой цикл обсуждения).

Со своей стороны, Элиеэзер начинает свой жизненный путь как раб Авраама, выходец из народа, проклятого Всевышним (он был кенаанцем). И в Торе об этом написано: «И (Ноах) сказал: проклят Кенаан — раб рабов будет он у братьев своих» (Берешит, гл. 9, ст. 25). Однако бесконечная преданность Элиэзера Аврааму возвысила его. Вспомним, что Элиэзер мечтал отдать за Ицхака собственную дочь. Несмотря на это он проявляет готовность принести в жертву собственные интересы ради Авраама и Ицхака, честно выполнив задание, приведя Ицхаку Ривку (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, пятый годовой цикл обсуждения). И вот, из «проклятых» он становится — «благословенным».

На какие мысли наводит нас это сравнение судеб?..

31.10.07

Каждый человек на протяжении жизни попадает в самые разнообразные ситуации. И его жизненный путь во многом зависит от его умения пользоваться благоприятными стечениями обстоятельств. Этот урок и преподносит нам простое сравнение судеб Элиэзера и Лота.

Элиэзер, разумеется, знал, — отмечают Учителя, — что принадлежит к «проклятому» народу. И думал, что его роль — навсегда остаться рабом. Но даже если человеку известно, что судьба его — предопределена, он все равно имеет возможность повлиять на развитие событий.

Жизнь рабов не может быть одинаковой. Один служит, допустим, у безнравственного человека, другой — у невежды, третий — у деспота и т.п. И это, безусловно, накладывает свой отпечаток и на «специфику» службы и на личность раба.

Элиэзеру повезло: он стал слугой у величайшего человека своего времени — у нашего праотца Авраама. И у него, слуги, появляется шанс извлечь из своего положения то лучшее, что предложила ему судьба. С каждым днем все больше и больше проникаясь уважением к хозяину, он служит ему всей душой — верно и преданно. Так ему удалось «перехитрить» судьбу. Он учился у Авраама и вырос духовно, сменив висевшее над его жизнью проклятие на благословение.

Над головой Лота не висело проклятие. Но он, покинув Авраама и стремясь разбогатеть в Седоме, выбрал неправильный путь. И потерял все, едва не расставшись с жизнью.

Свыше нам даются возможности, — говорят Учителя, — а за нами остается выбор: воспользоваться ими и духовно расти или — пойти в противоположном направлении и потерять все, подобно Лоту.

Обратим внимание, что в рассказе об Элиэзере есть непростой момент. С одной стороны, Тора называет его «старшим в доме (Авраама)», «управляющим всем, что у него (Авраама)». (Берешит, гл. 24, ст. 2). С другой — перед тем, как Элиэзер отправился на поиски невесты для Ицхака, Авраам потребовал с него клятву, что он не возьмет его сыну жену из дочерей Кенаана (Берешит, гл. 24, ст. 2-3).

Возникает вопрос: если Авраам всецело доверял своему слуге, зачем ему понадобилась его клятва?

Дело в том, — объясняет рав Беер Маим Хаим, — что Авраам не сомневался в преданности и честности Элиэзера. И мог поручить ему управление домом и хозяйством. Но выбор невесты — вопрос духовного свойства. Здесь речь шла о будущем еврейского народа. Поэтому Авраам, полагаясь на Элиэзера (в противном случае тот не получил бы такое задание), все же взял с него клятву, что он в точности выполнит его, Авраама, инструкции.

И Элиэзер, как мы уже знаем, с возложенной на него миссией успешно справился.

Но вернемся к тексту нашей недельной главы.

Мы узнаем, что после смерти Сары Авраам озаботился тем, чтобы купить место для захоронения супруги. И далее следует история покупки пещеры Махпела, где похоронены Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея.

Перед описанием, как совершалась покупка места захоронения, в Торе, как мы уже знаем, написано: «И поднялся Авраам от лица умершей своей…» (Берешит, гл. 23, ст. 3).

Мы уже рассматривали один из этических аспектов данного текста (см. выше). И теперь углубимся в другие его смысловые слои.

В этом фрагменте, — говорит Бааль а-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.), — заложена основа закона о запрете на переговоры у тела умершего. Зная об этом запрете, Авраам, чтобы вести переговоры о покупке пещеры, «поднялся от лица умершей своей», то есть — ушел из того места, где лежала покойная.

Иную грань Истины, исследуя этот отрывок, открывает Сефорно (раби Овадия Сефорно; известный комментатор Торы, Италия, 16-й век).

Слово «поднялся», — говорит он, — здесь означает, что во времена Авраама еще не были установлены законы траура, действующие до захоронения усопшего.

Еще одну грань Истины находит в этом фрагменте рав Иерухам Ливович (вторая половина 19 – первая половина 20 вв.).

Из этого отрывка, — пишет он, — выводится еще одно этическое правило.

Ситуация такова. Авраам тяжело переживает смерть любимой жены. Однако наступает момент, когда ему нужно позаботиться о приобретении земельного участка для захоронения. И он — «поднимается». Поднимается над собой, глубоко внутри спрятав тягостные мысли и эмоции. Он ведет переговоры, как будто бы ничего не случилось, освобождая людей от необходимости общаться с убитым горем человеком.

На примере Авраама Тора учит нас не показывать на людях свои переживания. Даже если они связаны с потерей близкого человека…


01.11.07

Из текста нашей недельной главы мы узнаем, что изначально жену Авраама звали Сарай. Позднее она стала Сарой. Устная Тора разъясняет, что такое изменение имени нашей праматери символизирует, что ей было дано господство над миром (подробнее об этом — см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, второй годовой цикл обсуждения). Однако известные нам факты ее жизни, как будто бы не свидетельствуют о том, что она могла управлять ситуацией. Она, например, очень хотела иметь детей, но родила сына только в преклонном возрасте. Она дважды попадала в плен. И вовсе не потому, что ей хотелось этого.

Так в чем же проявлялась ее власть над миром?

Никто из нас не в силах изменить ход событий, — подчеркивает рав Нисан Альперт (преподаватель йешивы, автор книг под общим названием Лимудей Нисан, Нью-Йорк, США, вторая половина 20-го века). — Но мы можем обрести власть над миром, владея собой, мужественно, с достоинством принимая несчастья и трудности, сохраняя при этом выдержку, ясность ума и веру в Творца.

Люди, имеющие жизненный опыт, понимают, что жизнь не бывает безоблачной. В мире случаются войны и природные бедствия. Человек сталкивается с немалыми сложностями, строя семейный очаг, воспитывая детей, выбирая профессию и, утверждая себе на деловом поприще… Весь вопрос в том, как он справляется с теми преградами, которые встают на его жизненном пути.

Сара преодолела все выпавшие на ее долю испытания и осталась собой, сохранив в себе мужество и желание творить добро.

Устная Тора отмечает, что цифра 127 встречается в Торе только в двух местах: в недельной главе Хаей Сара (столько лет прожила Сара) и в Танахе, в Мегилат Эстер (Эстер, став женой царя Ахашвероша, правила 127-ю государствами). И это говорит нам, что царица Эстер была духовной преемницей Сары.

Эстер, как и Сара, прожила жизнь, полную печали и тревог. Но трудности не сломили ее. Она была сиротой и воспитывалась в доме своего дяди Мордехая. Затем ее против воли отправляют в царский дворец. И она, рискуя приобретенным высоким положением и даже — жизнью, не задумываясь, делает все, чтобы спасти свой народ (см. на сайте материалы, посвященные празднику Пурим). Ибо никакие испытания не могли заглушить в ней любовь к своему народу и веру в Творца.

Духовной преемницей Сары стала и Ривка, жена Ицхака. Ему нужна была именно такая жена.

Но как он, Ицхак, определил, что Ривка — достойная продолжательница их рода и семейных традиций?

Тора рассказывает нам, что, отправляясь на поиски невесты для Ицхака, Элиэзер снарядил караван из десяти верблюдов и взял с собой подарки для той, на кого падет его выбор. И все это — неспроста. И верблюды и подарки были «со значением» — с их помощью Элиэзер рассчитывал определить, годится ли в жены Ицхаку та или иная девушка (см. на сайте заключительную часть обзора недельной главы Хаей Сара, первый годовой цикл обсуждения).

И вот он встречает у колодца Ривку. И она говорит ему: «(пей) и для верблюдов твоих начерпаю, пока не напьются вдоволь» (Берешит, гл. 24, ст. 19). И это в глазах Элиэзера означает, что девушка готова принять Тору и еврейский образ жизни (см. там же).

Решив для себя, что Ривка — та самая девушка, которая нужна Ицхаку, он едет в дом Бетуэля, ее отца. И получает «знак одобрения» от Всевышнего — чудесным образом добирается до места назначения гораздо быстрее, чем предполагал.

В доме отца Ривки он рассказывает Бетуэлю и Лавану (брату Ривки) историю знакомства с девушкой. В доступной им интерпретации, разумеется (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, пятый годовой цикл обсуждения). И они отвечают ему: «От Всевышнего произошло дело это, мы же не можем говорить тебе ни худа, ни добра» (Берешит, гл. 24, ст. 50). То есть — признают, что этот брак — от Всевышнего и дают на него свое согласие.

Вернувшись с Ривкой в дом Авраама, Элиэзер дает подробный отчет Ицхаку, не упуская детали, «докладывает» ему о «знамениях», которые получил от Всевышнего, доказывающих, что Ривка предназначена ему в жены Творцом.

И далее в тексте читаем: «И ввел ее Ицхак в шатер Сары, матери своей, и взял Ривку, и она стала ему женою, и он полюбил ее, и нашел Ицхак утешение после (смерти) матери своей» (Берешит, гл. 24, ст. 67).

Ицхак привел Ривку в шатер своей матери, — пишет Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство, и учеником раби Акивы; племянник римского императора Тита) в своем комментарии к данному отрывку. — И увидел, что она ведет себя в нем так же, как Сара. Поэтому он и женился на ней.

Но разве доказательств, предоставленных ему Элиэзером, было ему недостаточно?

Ицхак отдавал себе отчет в том, что его жене предстоит продолжить «дело» Сары, — пишет рав Ицхак-Зеев Соловейчик (один из крупнейших раввинов середины 20-го века; Бриск или Брест-Литовск — Иерусалим). — Сара создавала модель еврейской семьи. Над тем же должна была трудиться и Ривка. Ицхаку важно было убедиться, что она на это способна. «Знамения», полученные Элиезером, не могли разрешить для него этот принципиальный вопрос. Поэтому он и привел невесту в шатер матери (иными словами — ввел ее в «соответствующую атмосферу»). Решающим фактором в его женитьбе стало то, что над шатром Сары, когда в нем оказалась Ривка, вновь засияло облако Шехины (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, пятый годовой цикл обсуждения).

И в этом — еще один важный урок, который нам следует усвоить, читая недельную главу Хаей Сара.

Браки, как известно, заключаются на Небесах. Но это не означает, что мы должны выбирать партнера по браку, ориентируясь на «знамения» Свыше. Наша способность воспринимать небесную информацию — ограничена. И вероятность ошибки — слишком велика.

Мы живем в мире действий. И только поступки, проявляющие внутренний мир, черты человека, могут подсказать нам, стоит ли связывать с этим человеком свою судьбу…

Автор текста раввин Иссахар Франд