Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “Хаей Сара”
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 23, ст. 1 - гл. 25, ст. 18.Почему она так называется?
В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет - годы жизни Сары...”.
Жизнь Сары на иврите - хаей Сара
.Обсуждение главы
Хаей Сара16.11.03
Название нашей недельной главы как будто бы говорит о том, что речь пойдет о жизни жены Авраама - Сары. Однако, начав чтение, мы обнаруживаем, что о Саре, в сущности, почти ничего не сказано. Почти… Здесь, безусловно, следует иметь в виду, что даже маленький фрагмент Торы способен содержать в себе довольно объемную информацию (см. на сайте обзор недельной главы Хаей Сара, первый годовой цикл).
В обзорах прошлых лет затрагивались различные аспекты проблем, поднятых текстом этой главы (см. на сайте также обзор недельной главы Хаей Сара, второй годовой цикл). В этом обзоре мы сконцентрируем внимание на некоторых вопросах, которые возникают обычно в процессе чтения ее основной части - истории женитьбы Ицхака и Ривки.
В самом деле. Зачем Тора описывает эту историю в мельчайших подробностях? И еще: почему Ицхаку нельзя было уезжать из Израиля? Ведь он сам мог, казалось бы, подыскать себе невесту. И не надо было бы посылать на поиски слугу Авраама - Элиэзера. И, наконец - почему никто не потрудился спросить у Ицхака, хочет ли он жениться именно на Ривке? К тому моменту сыну Авраама исполнилось уже 40 лет. Он был достаточно зрелым мужчиной, чтобы разумно распорядиться собственной судьбой.
Чтобы понять идеи, заложенные в этой истории, обратимся непосредственно к тексту.
В нашей главе есть такая фраза: «Авраам стал стар и в летах преклонных, а Всевышний благословил его всем»
(Берешит, гл. 24, ст. 1).Раши объясняет: Авраам имел все, и не хватало ему - только внуков; поэтому и возникла идея женить Ицхака.
Тут есть еще одна небольшая «закавыка». Необходимо особо разобраться, что подразумевается под словами - «благословил его всем». Что это - «все»?
Авраам был человеком высочайшего духовного уровня, который постоянно стремился к установлению отношений с людьми и Всевышним. И вряд ли решил бы, что имеет «все», обладая богатством и материальными благами. В духовном же смысле, надо отметить, полного благополучия не было. К тому времени он потерял жену, изгнал из дома сына Ишмаэля, а сорокалетний Ицхак, опора и надежда на будущее, как будто и вовсе не проявляет интереса к женитьбе… Это не могло не тревожить душу Авраама. И, стало быть, никак про него не скажешь, что он имеет «все».
Рамбан, объясняя значение слова «все» в нашей фразе, приводит мидраш.
Спросил раби Шимон (раби Шимон бар Йохай - великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век) раби Элазара бен Йоси, как его отец разъяснял стих из Шир а-Ширим («Песнь песней») - «Выходите и посмотрите, дочери Циона, на царя Шломо, на венец, которым венчала мать его в день его свадьбы, и в день радости сердца его» (Танах, Шир а-Ширим, гл. 3, ст.11).
Ответил ему раби Элазар бен Йоси, что его отец по этому поводу обычно рассказывал притчу. Некий царь очень любил свою единственную дочь. Быть может, даже больше, чем следовало. И всегда называл ее: «дочь моя». Но показалось ему, что этого для выражения полноты его чувств - недостаточно. И стал царь называть ее - «дочь моя, сестра моя». Но и этого, как он счел, было недостаточно. И стал он обращаться к ней - «дочь моя, сестра моя, мать моя»
…Так же и Всевышний. Вначале Он называл Эрец Исраэль «дочерью», как сказано: «Слушай, дочь, и смотри, и наклони ухо твое...» (Теилим - Псалмы, пс. 45, ст. 11). Затем - «сестрой». Как написано: «Отвори мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя...» (Шир а-Ширим, гл. 5, ст. 2). Однако Он испытывал к народу Израиля столь сильную любовь, что назвал народ - матерью. Как сказано в книге пророка Ишаягу: «Внемлите мне, народ мой, племя мое...» (Танах, книга Ишаягу, гл. 51, ст. 4). Выражение «племя мое» в оригинале (на иврите это - одно слово) можно прочесть - «мать моя».
Услышав эти слова, раби Шимон встал, поцеловал раби Элазара и произнес: «Только ради того, чтобы услышать эти слова, стоило родиться!» (Мидраш Шир а-Ширим Раба, гл. 3, ст. 21).Теперь попытаемся понять, какой смысл вложен в то, что Израиль назван Всевышним - «дочерью», «сестрой» и «матерью»
?..17.11.03
Теперь нам важно осознать, в чем заключается смысл концепции: человек создан по образу и подобию Всевышнего
.Рав Хаим из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го - начало 19-го вв.; в 19 лет стал «ближайшим учеником» Виленского Гаона) в своей работе Нефеш а-Хаим (часть1) объясняет, что само по себе слово - «образ» не подразумевает внешнее сходство с Творцом. Всевышний - бесконечен и не имеет образа. Никто и ничто не может выглядеть, как Он. Концепция эта подразумевает подобие в атрибутах или точнее - характеристиках.
В человека заложены черты Всевышнего, выраженные, в том числе, Его Именем
- Элоким.В
Шульхан Арухе (раздел Орэх Хаим, параграф 5) сказано, что имя Элоким представляет идею: Всевышний - источник всей энергии во вселенной.Чтобы наглядно выявить суть концепции «по образу и подобию», рав Хаим из Воложина использует метафору. Человек строит деревянный дом, используя находящиеся под рукой материалы. Когда он закончит строительство и уберет леса, дом будет стоять сам по себе - без дополнительных усилий со стороны строителя.
Но Всевышний строил мир иначе. Чтобы сотворить вселенную, Он, прежде всего, создал материалы, из которых в дальнейшем строилось мироздание. Эти материалы представляли собой, упрощенно говоря - некую трансформацию энергии Всевышнего. И в этом - первое отличие Создателя от человека.
Второе и основное отличие состоит в том, что вселенная может существовать лишь до тех пор, пока Всевышний будет поставлять своему созданию энергию. То есть создание Творца (в отличие от всего, что создает человек) нуждается в непрерывной энергетической «подпитке». Для наглядности представьте, что некая сила держит тяжелый мяч в подвешенном состоянии. Мяч висит в воздухе до тех пор, пока к нему приложены определенные усилия. Как только сила перестает удерживать мяч, сила притяжения моментально «роняет» его на землю.
Но и это еще не все. Допустим, я - богатый человек и хочу отдать значительную сумму в пользу тех, кто нуждается. Вместо того, чтобы самому выслушивать бедных людей, я нанимаю человека, который этим займется. Просители будут обращаться к нему, как будто бы это он, а не я - богач. Потому что, если кто-то обратится ко мне, денег не получит. Ибо я сложил с себя полномочия в распределении средств. Теоретически, если следовать этой схеме, если деньги понадобятся мне самому, я тоже должен буду обратиться к человеку, которого нанял.
Рав Хаим из Воложина объясняет: когда Всевышний создал человека, он наделил его свободой выбора. Но это вовсе не означает, что человек, если захочет, может отказаться от исполнения Его заповедей. Свободная воля позволяет человеку приближаться к тому миру, в который он стремится попасть. Наделяя человека свободой выбора, Всевышний дарит ему возможность распределять Его энергию. Это объясняет смысл концепции - «по образу» Создателя.
Иными словами, Всевышний как бы передал человеку полномочия в распределении Своей созидательной энергии. В определенных областях мироздания, разумеется. Включая, конечно же, мир человека - духовный и физический. Здесь энергией, представленной Его именем - Элоким «распоряжается» человек.
Созидательную энергию Творца можно использовать, чтобы создать вселенную, наполненную духовным светом и связанную с Ним во всех аспектах. Но ту же самую энергию можно употребить на создание мира, оторванного от энергетического источника и непроницаемого для Шехины (присутствие Всевышнего). Каждый человек ежеминутно решает, какой тип вселенной (из этих двух) будет существовать. Тем самым, устанавливая в мире равновесие между духовностью и порочностью…
18.11.03
Теперь, вооруженные этой информацией, вновь обратимся к нашей метафоре с богатым человеком. Богач, безусловно, не каждому доверит распоряжаться своими деньгами. Он должен хорошо знать своего «распорядителя», не сомневаться в его честности и порядочности.
Так и Всевышний. Наделяя человека свободой выбора и властью над Своей созидательной энергией, Он вовсе не имел ввиду, что готов передать «полномочия» - любому. Несомненно, Он, чтобы осуществить «задуманное», должен знать человека и доверять ему. Вот тут-то мы снова сталкиваемся с концепцией, о которой шла речь до этого - с концепцией «дочери, сестры и матери».
После того, как Адам был изгнан из Ган Эдена (Райского Сада), у людей осталась свобода выбора, но пользоваться ею с тех пор они могли, лишь моделируя собственное поведение.
Подчеркнем, что изначально, создавая Адама, Всевышний хотел одарить людей властью «над всем», что имело отношение к его имени Элоким
. Но до появления на свет Авраама Он не видел кандидата на столь высокую должность - не было даже такого, достаточно достойного человека, которого вообще стоило бы подвергать проверке.Надо сказать, что и Аврааму, Всевышний не торопился предлагать власть над «всем». Аврааму пришлось прежде пройти десять испытаний, кульминационным моментом которых стала проверка, вошедшая в историю под называнием акедат
Ицхак - «приношение Ицхака». Но когда Авраам выдержал и этот экзамен, Всевышний решил назначить его распределителем Своей созидательной энергии.Фактически Всевышний вверил Аврааму Свое Имя - Элоким. То Имя, атрибутом которого Творец создал вселенную.
Иными словами, Он дал Аврааму - «все». И человек вновь мог стать носителем образа Элоким, получив «титул», который, казалось, был безвозвратно утрачен совершившим ошибку Адамом.
Но, даже убедившись в верности Авраама, Всевышний действовал осторожно и постепенно. Сначала Он дал человеку власть, которую мог бы предоставить «дочери». В понимании сути этого ограничения важен такой момент: жизнь дочери полностью контролируется отцом. На следующем этапе, уже - Ицхаку, сыну Авраама, Творец дал полномочия «сестры». Сестра - всегда в поле зрения брата. Но
подконтрольна ему в гораздо меньшей степени.И, наконец, эту власть над «всем» получает Яаков - в той мере, в какой человек может доверить это своей матери, над которой у человека контроля нет.
Со времен Якова порядок установлен такой: если Всевышний хочет внести в мир какие-то изменения, Он должен взять необходимую для этого энергию у потомков Якова, которые несут за этот дар Создателя коллективную ответственность.
Об этом, - говорит рав Хаим из Воложина, - и сказано в Псалмах царя Давида: «Отдавайте силу Всевышнему: над Израилем величие Его и мощь Его в Небесах» (Теилим - Псалмы, пс. 68, ст. 35).
Народ Израиля нужен Всевышнему, чтобы сделать Его могущественным. О власти наших праотцев над «всем» мы упоминаем всякий раз, когда произносим благословение после трапезы: «Да благословит Он всех нас щедрым благословением; нас и все, что принадлежит нам - так же, как благословил отцов наших - Авраама, Ицхака и Яакова: «во всем», «от всего», «всем» - и скажем амен
!».Троекратное - «во всем», «от всего», «всем» - Тора относит к Аврааму, Ицхаку и Яакову. Талмуд (трактат Бава Батра, лист 17) объясняет, что праотцы были наделены предощущением Грядущего мира, и не было в них влечения к дурному, ибо слово «все» означает
- совершенство, полностью исключающее любые недостатки…19.11.03
Теперь, когда мы провели большую «подготовительную работу», нетрудно понять, почему Ицхак до 40-ка лет не женился и ждал отцовского решения. А решение женить сына Авраам принял, когда почувствовал, что Свыше ему даровано - «все». Тогда-то он и начал поиски жены для Ицхака. Если бы Ицхак женился раньше, его дети не унаследовали бы от него силу «всего» - им недоставало бы того, что венчает, завершает «образ Элоким». Вначале Авраам должен был полностью обрести этот образ - на уровне «дочери» И только после этого Ицхак мог двинуться в путь, на котором ему предстояло подняться до уровня - «сестры».
Но это (уровни и дочери и сестры) пока еще - только процесс передачи созидательной энергии Всевышнего. Он завершится, когда Яаков достигнет уровня «матери». Во времена Авраама и Ицхака сила «всего» передавалась в наш мир в порядке «эксперимента». Созидательная энергия Творца давалась как бы взаймы. Только когда праотцы были в Доме Всевышнего - в Стране Израиля. В доме Лавана, где Элиэзер нашел для Ицхака невесту - сестру Лавана, Ривку, получать эту энергию было нельзя
.Чтобы понять, почему Авраам не отпустил Ицхака к Лавану, надо обратиться к более позднему периоду еврейской истории - к временам Яакова, который отправился в дом брата своей матери и женился на двух его дочерях: Лее и Рахели.
Тора свидетельствует, что Яаков четырнадцать лет пас скот Лавана. По семь лет - за каждую дочь. Но в момент, когда Яаков, уже имея детей, захотел вернуться в дом своего отца, выяснилось, что Лаван вовсе не намерен отпускать мужа своих дочерей. Он говорит Яакову: «Думал я, что Всевышний благословит меня - из-за тебя» (Берешит, гл. 30, ст. 27). И Яаков, собрав жен, детей и отданный ему скот, тайно бежит из дома тестя…
Для нас здесь важен такой момент: Яаков бежит, потому что понимает, наконец, истинный замысел Лавана - уничтожить его, Яакова, и оставить за собой «власть над всем»». Ибо сказал Лаван - «Всевышний благословит меня
…».Если наши праотцы являли собой «образ Всевышнего», то Лаван был их прямой противоположностью. Поэтому Авраам и не хотел посылать Ицхака к Лавану
- выбор невестки он поручает своему верному слуге Элиэзеру.Кроме того, напомним, что Ицхаку в тот момент нельзя было покидать Эрец Исраэль - чтобы сохранить «попечительство над всем» в доме праотцев.
Попутно тут возникает и такой вопрос: как это Авраам доверил столь ответственную миссию - поиск жены для Ицхака - человеку не своего «круга» и, скорее всего - несравненно более низкого уровня? Ведь Ицхак готовился принять «высокую должность распорядителя» энергии Творца. А жена должна была стать ему в этом опорой. Мог ли Элиэзер в полной мере оценить, насколько сложная задача была перед ним поставлена?
В Талмуде
(трактат Йома, лист 28) об Элиэзере рассказывается, что он распространял в мире учение Авраама и достиг полного понимания мудрости хозяина. Если бы Элиэзер искал жену для Ицхака обычным, общепринятым способом (то есть - нашел бы кандидатуры, выбрал бы из них наиболее подходящую девушку и начал обсуждать условия брачного контракта), это вовсе не означало бы, что он не осознает истинную природу браков…
20.11.03
Авраам глубоко верил - и Элиэзер полностью разделял его убеждения - что за «сорок дней до зачатия ребенка, на Небесах провозглашается: такая-то девушка предназначена в жены такому-то юноше». Об этом говорится в Талмуде (см. на сайте - обзор трактата Сота, лист 2).Порой, каждому из будущих супругов долго приходится искать свою пару. Но, в конце концов, они все равно обретут друг друга, ибо их союз предопределен Свыше.
Элиэзеру оставалось лишь «прислушаться к Голосу Небес». Увидев Ривку, он тут же догадался: это - суженая Ицхака. Тем не менее, встретив ее у колодца, он попросил воды. Ривка дала ему напиться и напоила десять верблюдов, из которых состоял караван Элиэзера. Потом слуга Авраама вручил девушке подарки… Каждое слово Торы в описании встречи Элиезера с Ривкой наполнено глубочайшим смыслом. Фактически, Элеэзер устроил девушке проверку и внимательно наблюдал за ее реакциями (подробнее о символике действий Элиэзера и Ривки см. на сайте в обзоре недельной главы Хаей Сара, первый годовой цикл). Но если слуга Авраама и без того знал, что здесь, у колодца, нашел именно то, что искал, зачем ему понадобилось «тестировать» Ривку?
Ответу на этот вопрос можно было бы посвятить отдельное исследование. Но мы выберем одну из линий, которая важна нам в контексте нашего обзора. Элиэзер слишком хорошо знал, что представляет собой отец Ривки - Лаван, знал, что если обычным путем начать с ним переговоры, тот потребует, чтобы Ицхак пришел в его дом. То есть - воспользуется случаем, чтобы сделать попытку заполучить «все». Чтобы осуществить свою миссию и привести Ривку к Ицхаку, Элиэзер должен был аргументировано доказать Лавану, что брак Ицхака и Ривки - веление Небес, и нет предмета для длинных переговоров. Иными словами, Элиэзер понимал: главное - не дать Лавану «опомниться».
Расчет оказался верным. Услышав из уст слуги Авраама пересказ результатов «теста», Лаван был настолько ошеломлен, что забыл о процедуре сватовства. Назавтра, когда он пожалел об упущенном, было слишком поздно. Уже настало время Ривки, которая продемонстрировала высочайший уровень духовности. Отвергнув сомнения, она согласилась уйти из отчего дома в чужую страну
, с чужим человеком, которого лишь накануне встретила. Чтобы стать там женой человека, которого ни разу в жизни не видела.Чему же учит нас Тора на примере ситуации с Ицхаком? Ведь в ней, как известно, даны образцы поведения - для всех поколений народа Израиля.
Прежде всего, нам следует осознать основную идею: выбор пары в значительной степени определяет наше будущее: сумеем ли мы построить дом, в котором мы сможем участвовать в деле распределения созидательной энергии Творца.
Означает ли это, что мы должны оставить романтические идеалы - в пользу «рационального» брака? Не будем ли мы чувствовать себя обделенными без романтики и любви? В нашей жизни романтические отношения занимают так много места. Неужели необходимо лишиться этого, чтобы, как наши праотцы, обрести - «все»
?Вовсе нет. Все мы прекрасно знаем, что человек способен испытывать романтические чувства к разным людям. Что-то не сложилось в отношениях - человек страдает от, казалось бы, непереносимой душевной боли. Проходит время, и он (или она) встречают еще кого-то. И снова - душевный подъем. Снова жизнь наполняется радостью… Резонно предположить, что в нашем мире, который приводится в движение и поддерживается Всевышним, «вторая половинка», предназначенная Небесами, роль которой - создать завершенный «образа Элоким», вызовет не менее глубокие и сильные чувства. Причем, самые сильные - когда человек, наконец, понимает, что нашел именно то, что искал.
Еврейская традиция демонстрирует, что поиск пары для брака - не «охота за подружкой». Это - духовный поиск. И нет необходимости ждать «сметающую все на своем пути» любовь. Глубокое чувство к нашей «половинке» запрограммировано в нашей психике и, несомненно, проявится в судьбе каждого из нас.
Наш поиск должен быть сфокусирован на том, чтобы, используя подаренное нам Всевышним благо свободного выбора, духовно воплотить в себе «образ Элоким
»…Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим