Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “ЭМОР”
Место в Торе:
Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21Почему глава так называется?
По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам (служителям), сынам Аарона…”.
Эмор в переводе с иврита — скажи.
Обсуждение главы Эмор
08.05.05
Наша недельная глава в основном посвящена еврейским праздникам. Здесь даны заповеди, с ними связанные. В частности, именно в этой недельной главе речь идет о периоде, который начинается сразу же после праздника Песах. В тексте читаем: «И отсчитайте себе от второго дня празднования, от дня приношения вами омера, семь недель; полными да будут они. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесите новое хлебное приношение Всевышнему (Ваикра, гл. 23, ст.15-16).
С древних времен у евреев существует обычай в период между праздниками Песах и Шавуот не устраивать свадьбы. Потому что свадьба — радостное событие, на свадьбах люди веселятся, а в течение этих дней веселиться нельзя. Ибо в прошлом именно в этот период от эпидемии умерли ученики раби Акивы (величайший Учитель Мишны, 2-й век). В знак траура, как дань их памяти, мужчины не бреются и не подстригают волосы. Многие придерживаются такого запрета все пятьдесят дней счета омера. Однако в некоторых общинах запрет действителен только до Лаг Ба-Омера (33-й день счета омера), поскольку с этого дня, как говорится в книге Бааль а-Турима (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.), эпидемия начала угасать (Бааль а-Турим, раздел Орэх Хаим, глава 493, п. 1).
У раби Акивы было 24 тысячи учеников. И все они умерли в этот период, потому что, как свидетельствует Талмуд (трактат Иевамот, лист 62), не относились друг к другу с должным уважением.
До них мир был в духовном застое. Ученики раби Акивы восстановили былое влияние Торы на людей. В их числе — раби Меир, раби Иегуда, раби Йоси (все они жили во 2-м веке и стали великими Учителями Мишны) и раби Шимон (бар Йохай — великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век; день его памяти отмечают на 33-й день отсчета омера).
Но, может, вовсе и нет никакой связи между смертями учеников раби Акивы и первыми 33-ю днями счета омера? Может быть, это всего лишь простое совпадение?
Тот факт, что народ Израиля — в трауре все эти дни, а Талмуд подчеркивает, что ученики раби Акивы ушли в мир иной в период между праздниками Песах и Шавуот, все же наводит на мысль, что говорить о совпадении было бы, по меньшей мере, наивно.
В Танахе есть такая фраза: «Каждого, названного именем Моим; и во славу Мою сотворил Я его, создал Я его, и сделал Я его» (книга пророка Иешаягу, гл. 43).
Отсюда следует вывод: все, что Всевышний создал в Его мире, Он создал исключительно во имя своей славы. Эта мысль подтверждается в книге Авот — «Всевышний, — написано в ней, — будет править вечно» (Авот, гл. 6).
Глава книги Авот, из которой взята приведенная цитата, известна под названием «Дарование Торы». Она полностью посвящена раскрытию идеи приобретения знаний Торы.
Тут следует отметить, что в цитате из Танаха (см. выше) слово «слава» (в переводе, который здесь дается) в оригинале на иврите — кавод. Буквальный перевод слова кавод — «уважение». Однако это значение не в состоянии передать ту концепцию, которая заключена в данной фразе. Поэтому переводчики выбрали слово «слава» — близкое по значению, оно помогает воспроизвести смысл фразы более точно.
Но и таком переводе нам непросто понять, что стоит за этой фразой. Чтобы это уяснить, нам необходимо разобраться в еврейской концепции, обозначенной на иврите понятием кавод…
Начнем наше исследование с попытки выявить связь между концепцией «кавод» и Торой. И в этом нам могут помочь тексты еврейских первоисточников.
В Торе написано: «И вот что совершить тебе над ними, чтобы посвятить их служению Мне...» (Шемот, гл. 29, ст. 1).
А в Мишлей («Притчи царя Шломо» — Соломона) находим такую фразу: «Мудрые наследуют почет (в оригинале — кавод)» (Мишлей, гл. 3, ст. 35).
Как понимать эту фразу из притчи? Мудрыми (мудрецами) в еврейском народе всегда считались люди, которые обладали глубокими и обширными знаниями Торы. И это означает, что именно те, кто всерьез занимается изучением Торы, заслуживают («наследуют») почет и уважение (кавод).
Пойдем дальше. В книге Диврей а-Ямим (Хроника дней) — много имен (например, Адам, Энох и т.д.). И нигде (в большинстве случаев) рядом с этими именами не встречается слово кавод. Близкое понятие появляется лишь в рассказе о Явеце — «И был Явец самым уважаемым (нихбад) среди братьев своих» (Диврей а-Ямим, гл. 4).
Почему же это имя ассоциируется с понятием об уважении?
Потому что Явец все свое время посвящал изучению и преподаванию Торы.
Как нам относиться к идее, подразумевающей, что не бывает истинного уважения (кавод), которое абсолютно не имело бы связи с неустанным стремлением постигать Тору?
Анализируя этот вопрос, рав Ицхак Хутнер (один из крупнейших раввинов середины 20-го века; Литва – США – Израиль) отмечает, что ответ на него мы находим в Теилим (Псалмы царя Давида), в псалме под номером 136, который носит название ha-haлель ha-гадоль («Великое славословие»). Этот псалом читают во время утренней молитвы (шахарит) в шаббат. И 26 раз в нем подчеркивается, что Доброта Всевышнего — неисчерпаема и проявляется бесконечно.
Талмуд (трактат Песахим, лист 118), исследуя глубинный смысл этого псалма, задается вопросом: не «чрезмерно» ли такое многократное «восхваление» Творца в одной молитве? И почему все внимание концентрируется именно на Его атрибуте — Доброта?
Эти 26 повторений, — объясняет раби Иегошуа бен Леви (великий Учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина 3-го века), — как бы адресованы 26-ти поколениям, существование которых поддерживались исключительно Добротой Всевышнего (поколений, которые жили до дарования Торы).
Означает ли это, что по отношению к последующим поколениям, Доброта Творца исчерпала себя, и как только евреи получили Тору, Он перестал «питать» мир Добротой?
Здесь подразумевается не «уменьшение количества» Доброты Творца в мире, — говорит рав Хутнер, — но лишь изменение Его атрибута, которым Он создает и поддерживает мир. До дарования Торы, отношение Всевышнего к созданному Им миру «держалось» исключительно на Его Доброте. После дарования Торы, Его отношение к своему Творению «переориентировалось» на концепцию, обозначенную понятием «кавод».
Эта идея обретет для нас более ясные очертания, если мы рассмотрим ее в приложении к жизни человека.
Если у человека нет цели в жизни, он полагает, что мир создан Всевышним — для него. То есть в его представлении Сотворение мира — акт абсолютной доброты. И тогда от него, от человека, ничего не требуется — получай себе удовольствие от того, что тебя окружает! Однако, осознавая, что живет в мире, созданном Всевышним, человек не может не понимать, что его обязанность — соблюдать элементарные правила, заложенные в основу мироустройства. Но — не более того. До получения Торы на горе Синай это были — семь законов Ноаха. Мир, который не ставил выживание человека в зависимость от уровня его познания, не требовал, чтобы люди прилагали к этому усилия, построен не на уважении, но — на абсолютной доброте.
В реальном жизненном измерении, это как бы — жизнь «за чужой счет», когда люди получают поддержку, ничего не отдавая взамен. Люди, претендующие, образно выражаясь — на «бесплатные обеды», большого уважения не заслуживают. Но именно таким и был мир без Торы. Человек, по сути, не имел перед Творцом никаких обязательств. Он должен был лишь жить в рамках, очерченных законами Ноаха, которые представляют собой необходимое условие существования любого цивилизованного общества…
Мир Торы тоже «насыщается» Добротой Всевышнего. Но это — мир, основанный на уважении. В этом мире человеку приходится работать над собой, совершенствуя свои качества. Он должен соблюдать мицвот (заповеди), ибо их выполнение поднимает его на уровень «образа и подобия Творца».
Работа над собой и выполнение заповедей не сулит человеку скорых наслаждений в жизни. Напротив, это требует от него колоссальных усилий и самопожертвования. Но он не может обойтись без заповедей. Это — непременное условие продолжения жизни. Тора предупреждает, что без соблюдения содержащихся в ней законов, мир прекратит свое существование.
В условиях системы, частью которой мы стали, получив Тору на горе Синай, человек обязан оправдать свое существование. Он должен заслужить этот мир, а мир продолжает существовать исключительно потому, что человеку предстоит осуществить свою миссию и выполнить свое предназначение.
Этот мир создан Добротой Всевышнего. Однако эта Доброта строится на уважении. Человек, получивший этот мир, вынужден производить. С обретением Торы он оказался в мире, где «бесплатных обедов» не бывает. Он должен заработать право на жизнь, соблюдая поставленные ему условия. Ответом на его усилия и достижение станет — уважение. И это — один из аспектов понятия «кавод».
Другой аспект этого понятия связан с уникальностью. К примеру, чем реже встречается минерал, тем выше его ценность. Золото в природе — достаточно редкое ископаемое. Поэтому оно высоко ценится. Платина встречается в природе и того реже, а потому ее стоимость еще выше. Обогащенный уран имеет еще более высокую цену по сравнению с платиной, потому что встречается еще реже.
Возьмем другой пример — искусство. Известно, что картины приобретают самую высокую цену после смерти художника, потому их автор уже ничего не напишет. То есть его наследие становится уникальным.
Уникальными считаются люди, одаренные редкими талантами — будь то, скажем, непревзойденный атлет, великий ученый или превосходный оратор. Таких профессионалов очень мало. И они щедро одариваются деньгами и вниманием.
Люди, разумеется, гораздо сложнее минералов или редкостных, уникальных произведений искусства. Ценность человека зависит не только от того, насколько уникален его талант Существуют и другие критерии.
Учителя отмечают, что гематрия (числовое значение) слова кавод равна тридцати двум, что точно совпадает с гематрией слова лев (сердце).
Это равенство указывает на то, что степень уважения (кавод), которым одаривают людей за их уникальность, зависит от «рыночной стоимости» их таланта. Иными словами — от человеческих предпочтений. И камертоном для определения ценности становятся человеческие сердца…
Распределение кавода в обществе может служить прекрасным эталоном для измерения общественных ценностей.
Возьмите для примера наше современное общество. Мы восхищаемся звездами спорта, эстрадными актерами, политиками, стоящими у власти, знаменитыми журналистами… И наши восторги в определенном смысле приносят им деньги, славу и почет. При этом многие блестящие ученые, талантливые учителя и религиозные деятели нередко живут в нищете и безвестности.
Диего Марадонну знают все. И лишь немногим что-то скажет имя Александра Флеминга. При том, что достоинство первого заключается в том, что он в свое время был звездой футбола, тогда как второй (Александр Флеминг) изобретением пенициллина спас жизнь многим миллионам людей.
Таким образом, оценка на уровне лев — кавод демонстрирует, что для нашего общества спорт и развлечения имеют большую ценность, нежели области знаний и морали.
Это неизбежно ведет нас к осознанию существования связи между понятием «кавод» и Торой. В мире, поддерживаемом исключительно Добротой Всевышнего, в период истории человечества, предшествовавший дарованию Торы, где жизнь фокусировалась на получении удовольствий, области знаний всегда отводились места где-нибудь «на галерке». Лучшие места «партера» занимали удовольствия и развлечения.
Человек, обладающим особым талантом дарить публике приятные физические ощущения, всегда оказывался «выше» тех, кто писал «скучные» учебники. И не имело значения, что эти учебники вносили неоценимый вклад в развитие человеческих знаний о мире.
В мире Торы, когда во главу угла ставится, в первую очередь — самосовершенствование, а не получение удовольствий, кавод будет распределяться иначе. Наибольший почет и уважение Тора оказывает ученым, постигающим ее глубины.
Но есть и третий аспект понятия «кавод», который возвращает нас к истории с учениками раби Акивы.
Как мы уже говорили, кавод в глазах людей — функция уникальности. Если бы таких, как тот же Марадонна, насчитывали тысячами, никто не стал бы оказывать им почет. Еще один такой же, как тысячи других, футболист… Кому это интересно? И даже в идеальном мире Торы, где на самый высокий пьедестал воздвигается мудрость, на долю каждого из 24 тысяч выдающихся знатоков Торы приходится не так уж много славы.
То неуважение, с которым ученики раби Акивы относились друг к другу — не более чем просто показатель большого количества высоко одаренных ученых Торы. Но что в этом плохого?
Талмуд объясняет нам, что каждый созданный Творцом индивидуум — уникален. И тот, кто разрушил чью-то жизнь — разрушил целый мир; а тот, кто спас жизнь другому человеку — спас целый мир (трактат Санѓедрин, лист 37).
Но что из этого следует? Ведь когда Творец создал Адама, он, бесспорно, был уникальным. Но сегодня, когда миллиарды людей населяют наш мир, можем ли мы сравнивать каждого индивидуума с Адамом?..
Каждый человек уникален, — объясняет рав Ицхак Хутнер, — В истории человечества не было двух индивидуумов, имеющих одинаковое восприятие мира и одинаковую способность осознавать окружающую действительность. У каждого человека — свой склад ума, неповторимый характер, свои эмоциональный реакции на события… Каждый человек — уникален, ибо во всем космическом пространстве не существует его двойника. Огромная численность населения Земного шара, несомненно, «затушевывает» эту истину. Но никакое количество людей не в состоянии изменить этот факт.
Если мы еще раз внимательно рассмотрим критерии человеческой уникальности, то обнаружим разницу между выдающимся атлетом и политиком, политиком и великим ученым. Но внутри «профессиональных категорий» различий, практически, нет.
Выдающийся легкоатлет, пробегающий определенное расстояние за самое короткое время, на самом деле почти ничем не отличается от другого легкоатлета, который повторит его результат. Даже если кому-то и посчастливится какое-то время удерживать мировой рекорд, его превосходство в любом случае исчисляется парой секунд. К тому же, и это все равно — не надолго…
То же самое можно сказать о любом «качестве», которыми так восхищается современное общество. Исключение составляет лишь область знаний. Знания — это продукт человеческого восприятия, а восприятие индивидуума — оригинально, своеобразно и неповторимо.
Период дней, когда ведется счет омера — между праздниками Песах и Шавуот — это период ожидания, период отсчета дней до получения Торы.
Теперь мы понимаем, что заповедь, предписывающая отсчитывать дни омера, олицетворяет собой удивительное ожидание и символизирует переход из одного мира — в другой. Из мира 26-ти поколений, главным стремлением представителей которых было получение удовольствия — в мир Торы, который построен на уважении и посвящен совершенствованию.
Это переход из мира удовольствий — в мир кавода.
В мире кавода уникальность человека — в его способности приобретать знания. Почет и уважение в этом мире оказывают тем, чей талант способствует углублению человеческих знаний. При этом, самая важная область учения, заслуживающая наибольшего уважения — постижение законов Торы. Без знания Торы акт Сотворения мира Всевышним был бы лишь проявлением Его Доброты — когда человек живет, подчиняясь определенным законам, принятым в обществе, но не имеет обязанностей и ни за что не несет ответственности.
Ученики раби Акивы достигли в постижении Торы неизмеримых высот. Однако их было очень много (24 тысячи). Поэтому они воспринимали достижения коллег как должное, не испытывая к друг другу почтения и демонстрируя тем самым непонимание самого главного качества мира Торы, мира, в основе которого — кавод. В таком случае состояние трепетного ожидания, когда наступит день праздника Шавуот (день дарования Торы), утратило для них всякий смысл.
Если знание Торы не приносит каждому ученому Торы заслуженный почет и уважение (кавод), сам акт дарования Торы в Шавуот, независимо от количества постигающих ее глубины ученых, ничего не может изменить.
Тридцать третье по счету слово в Торе — слово «тов», что в переводе на русский язык означает — «хорошо», «хороший». Отрывок, где впервые встречается слово тов, рассказывает о первом «объекте», созданном Творцом. Это — Свет. Тора дает в этом фрагменте оценку первому Творению: «…И увидел Всевышний, что Свет — хорош» (Берешит, гл. 1, ст. 4).
Свет, который Создатель излучает в этот мир — это свет Торы, свет, указывающий человеку путь, по которому он может прийти к цели. И тот, кто следует этим путем — достоин уважения (кавод).
Между 33-м днем омера и 50-м днем, днем дарования Торы — 17 дней.
Число «17» — гематрия слова тов. Если поделить дни отчета омера
на первые 32 и последние 17, мы получим гематрию слов лев (числовое
значение — 32) тов (числовое значение — 17). В переводе это
словосочетание означает — «хорошее, доброе сердце»…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим