Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Пятый цикл обсуждения
ГЛАВА

ГЛАВА “БО"

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 10, ст. 1 — гл. 13, ст. 16.

 

Почему глава так называется?

По первой фразе: “Творец сказал Моше: приди к фараону”.

Приди на иврите — бо

 

Обсуждение главы Бо

 

09.01.05

В тексте нашей недельной главы читаем: «И так ешьте его: чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей, и ешьте его с поспешностью; это — Песах Всевышнего» (Шемот, гл. 12, ст. 11).

Идея «поспешности» повторяется в истории об Исходе несколько раз. 

Еврейский народ вот уже 2000 лет не имеет возможности осуществлять приношения Песаха. Поэтому, наверное, праздник Песах, увековечивший Исход народа из Египта, сегодня ассоциируется в еврейском сознании с традицией есть мацу (хлеб из пресного теста). Кстати, и сама маца тоже ассоциируется с «поспешностью». Как сказано: «И понес народ тесто свое прежде, нежели оно скисло; квашни свои, увязанные в одеждах своих на плечах своих. И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными, ибо оно еще не взошло, потому что они выгнали их из Египта, и не могли они медлить, и даже пищи не приготовили себе...» (Шемот, гл. 12, ст. 34, 39).

Мацу едят не только в память о поспешности, с которой евреи покидали Египет, но и потому, что это — «хлеб бедности». Маца воплощает в себе это качество, ибо тесто для пресного хлеба готовится лишь из муки и воды, без добавления каких-либо других ингредиентов. 

Пригодная для праздника Песах маца должна быть испечена из теста, которое попало в печь не позднее, чем через 18 минут со времени первого контакта между водой и мукой. Тесто, замешанное и пролежавшее больше 18 минут отбраковывается, как «хамец», то есть тесто, успевшее подойти, и потому не обладающее свойствами пресного теста.  

Тот, кто когда-нибудь наблюдал, как пекут мацу к Песаху, уходил с впечатлением, что люди, осуществляющие этот процесс, очень торопятся. 

В чем смысл такой ассоциации?

После последней казни — уничтожения первенцев евреи, казалось бы, могли уходить из Египта, не спеша. Почему же было так важно поскорее покинуть Египет? Почему в память об Исходе необходимо вернуть это ощущение спешки при выпечке мацы?

Рав Моше Хаим Луцато (один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия – Эрец Исраэль, 18-й век) в своей наиболее известной работе Месилат Иешарим отмечает черты, которые должен развить в себе человек, стремящийся установить с Творцом близкие отношения. И в первую очередь, упоминает — расторопность. На иврите эта важная черта еврейского характера называется — зеризут.

Каждый из нас попадал в ситуацию, когда приходилось делать что-то очень быстро. Мы ограничены временем и сроками, которые даются нам для выполнения той или иной работы или — для принятия какого-либо важного решения и т.п. Но здесь говорится о том, что расторопность — положительная черта еврейского характера. Это уже — что-то новенькое.

Однако рав Луцато подчеркивает, что зеризут не просто «положительная черта» — без нее невозможно подниматься «по лестнице» к Всевышнему. Как это понимать?..



10.01.05

В Торе сказано: «Соблюдайте заповедь об опресноках — маце» (Шемот, гл. 12, ст. 17).

Надо читать не маца (то есть пресный хлеб), но — «мицвот» (заповеди), — объясняют на страницах Талмуда (трактат Песах, гл. 9) Учителя. —  Так же, как нам запрещено употреблять в пищу мацу, тесто для которой простояло более 18-ти минут (мацу нужно готовить очень быстро), так же мы не должны задерживаться в исполнении мицвот. Как только нам предоставляется такая возможность, мы тут же делаем то, что от нас требуется в том или ином случае.

Отсюда как будто бы следует, что заповедь, выполненная незамедлительно и с энтузиазмом, ценится больше, чем мицва, которую не торопились исполнять. Но нет, дело тут не в этом. Мицва, выполненная, не торопясь, — говорят наши Учителя, — портится так же, как тесто, предназначенное для мацы. 

Но мицва — не пища. Как же она может «испортиться», если не поспешить ее выполнить?

Заповедь по определению нельзя выполнить вовремя, — пишет в своем труде Гевурот а-Шем Маѓараль (раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век). Мицвот не относятся к нашему материальному миру, существование которого закончится, они принадлежат вечности. Тот, кто исполняет мицву во временном измерении, демонстрирует непонимание самой природы мицвы.  

Когда человек выполняет заповедь, он вступает в мир вечности. Ограничить мицву временными рамками, значит — «испортить» ее.

Попытаемся разобраться в этой концепции. 

Занимаясь любым видом деятельности, человек постоянно осознает ее временные параметры. Когда мы молоды, мы планируем наше будущее. Когда мы достигаем среднего возраста, мы думаем о том, как обеспечить нашу старость и помочь нашим детям найти свой путь в жизни. Беспокойство о времени формирует людские характеры, придает всем нашим действиям определенную окраску. Когда мы стареем, к нам приходит ощущение усталости от всепоглощающей бесконечной заботы о будущем. Редкие индивидуумы в состоянии сохранить в преклонные годы воображение и энергию, чтобы что-то в своей жизни изменить. 

Ученые, работающие в области экологии, постоянно предостерегают, напоминая о том, что мы слишком расточительно используем ограниченные природные ресурсы. Нас заботит, как наши внуки смогут выживать на нашей чрезмерно загрязненной планете. Мы настолько озабочены нашим будущим, что сил у нас уже не хватает, чтобы подумать о том, что будет после того, как мы уйдем из этого мира. Ощущение быстротечности времени не дает нам задумываться далеко вперед даже о наших собственных жизнях. Молодых людей не заботит их старость. Наблюдая, как быстро уходит время, мы не хотим тратить его на размышления о том, что будет после того, как мы умрем. Грядущий Мир слишком мало нас заботит. Мы гораздо больше озабочены тем, что случится послезавтра. Мы осознаем собственную смертность, и все наше внимание сосредоточено на песке, который сыпется в песочных часах нашей жизни…



11.01.05

В утренней молитве Шахарит мы произносим: «Благословен тот, по слову Которого возник мир, благословен Он. Благословен тот, Кто создал вселенную (в оригинале — осэ берешит)».

В этой фразе говорится о времени, — объясняет Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность). —  Еще до того, как Всевышний сотворил вселенную, Он создал время…

Еврейская традиция дает нам информацию, что мир создан Десятью Речениями. Но в книге Берешит находим только девять Речений. Учителя на страницах Талмуда (трактат Рош а-Шана, лист 32) поясняют, что самое первое слово в Торе — «В начале (в оригинале на иврите — берешит)» — тоже Речение.

Это Речение, — отмечает Виленский Гаон, — сообщает о создании времени. Время не случайно появилось раньше других творений. Его цель — подчеркнуть, что весь созданный естественный мир, описанный в книге Берешит, существует во временных рамках. Однако вселенная, о которой говорится в книге Берешит, еще не исчерпывает собой всю реальность. И человек не может быть ею удовлетворен. Союз между душой и телом сравнивается в одном из Мидрашей (Устная Тора) с союзом между принцессой и крестьянином. Любящий муж добывает все необходимое, чтобы дать ей максимальный комфорт, чтобы она жила, по его представлениям — в роскоши, но она все равно не удовлетворена. Как бы крестьянин не напрягал свое воображение, пытаясь представить обстановку, в которой принцесса чувствовала бы себя комфортно, он не может сделать так, чтобы их семейный очаг стал для нее «домом», потому что сам он никогда не жил во дворце. Он не в состоянии воспроизвести то, что ему не довелось испытать (Коэлет Раба, гл. 6, ст. 6).

Человек по сути своей — прекрасная модель такого брака между «принцессой» (душа) и «крестьянином» (тело). Душа (принцесса) была вынуждена оставить Дворец Всевышнего, вступить в союз с телом (крестьянин) и спуститься в наш мир. Отсюда — чувства разочарования и неудовлетворенности, которые испытывают люди, живя в земном, материальном мире. И чем бы они ни занимались, им не дано заполнить образовавшуюся в их душах «пустоту». Ибо душа жаждет того, что тело не в состоянии ей предоставить.

Эта постоянная неудовлетворенность толкает человека на поиски «счастья». Он проводит свою жизнь в суете, ставит перед собой новые и новые цели, думая, что будет действительно счастлив, если получит то-то и то-то или — станет тем-то и тем-то. И не осознает, что никакие приобретенные земные блага не помогут — его душа все равно будет стремиться к чему-то другому…

12.01.05

История Исхода это, по сути — история рождения еврейского народа. Для того, чтобы справиться со своей миссией, еврейский народ должен выполнять заповеди. Большинство заповедей не имеет отношения к земным заботам человека, имеющим временные рамки. Заповеди не предназначены для того, чтобы улучшать чье-то временное пребывание в мире, имеющем временное измерение, или — обогащать кого-то. Поэтому единственный способ посвятить себя выполнению мицвот — научиться жить с осознанием мира Грядущего.  

Человеку трудно не думать о времени, о том, как тикают часы, отсчитывая минуты его жизни. И все-таки еврей должен подняться над этим земным ощущением и осознать себя «вечным существом» — вне времени. А для этого необходимо развить в себе черту, о которой мы говорили в начале нашего обзора, то есть — расторопности (на иврите — зеризут).

Как история Исхода приводит к развитию этой черты еврейского характера?

Чудеса Исхода связали еврейскую душу с вневременным миром. Но тот факт, что душа человека связана с вечностью, не освобождает ее от пределов физического тела и не отрывает от мира смертных. Пока человек жив, он, независимо от состояния его души, пребывает в тисках материального мира. То есть — одновременно принадлежит двум мирам, миру вечности и миру физическому. И это приводит к тому, что человек пребывает в состоянии непрекращающегося духовного конфликта. 

Когда под воздействием времени осознание вечности сжимается, человек испытывает чувство разочарования, которое провоцирует в нем желание вновь обрести ощущение свободы вечности. Это проявляется в том, что люди предельно «ускоряют» свою деятельность — чтобы максимально, насколько возможно, приблизить себя к вечности.  Таким образом, вновь обретенное осознание вечности развивает черту зеризут — расторопности, когда сам по себе характер человека подталкивает его к тому, чтобы организовать свою жизнь в как можно более высоком временном темпе — независимо от объективной ситуации. 

Большинство из 248 позитивных заповедей Торы даны в память об Исходе, — пишет Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.). — Эти мицвот связывают нас с событиями того периода. Человеческая память коротка — могут забыться даже основные вехи нашей истории. Но если мы будем помнить Исход, исполняя заповеди, это способно повлиять на формирование характера. 

Исполнение любой заповеди соединяет нас с вечностью. Но заповеди, связанные с Исходом, имеют еще более глубокий смысл: выполняя их, мы восстанавливаем ту связь с бесконечностью, которую посеяли в еврейских душах чудеса Исхода. Эта связь с вечностью — неотъемлемая часть нашего мироощущения и проявляется в наших характерах наличием черты, которая называется в нашей традиции — зеризут

13.01.05

Упоминая о маце, Тора называет ее «хлебом бедности», «хлебом бедствия» и т.д. Прочтем небольшой отрывок: «Не ешь при этом квасного; семь дней ешь с ними опресноки, хлеб бедствия, ибо поспешно вышел ты из земли Египетской; чтобы помнил ты день Исхода твоего из земли Египетской — во все дни жизни твоей» (Дварим, гл. 16, ст. 3).

Именно для того, чтобы подчеркнуть связь между мацой и бедностью (бедность на иврите — они, с ударением на букве «о») мы в ночь пасхального Седера произносим благословение над разломанным куском мацы. И еще: по той же причине маца, выпеченная с медом или с другими добавками, считается некошерной и непригодной для выполнения заповеди «есть мацу» — несмотря на то, что «технические тонкости» процесса ее изготовления были полностью соблюдены.

И все-таки, ассоциация между мацой и бедностью не очень очевидна. Некоторые комментаторы высказывают такое объяснение. Маца продолжительное время находится в желудке, ибо переварить ее трудно. Поэтому кормить ею рабов — выгодно. Они достаточно долго не испытывают чувство голода.

Однако Маѓараль усматривает в этом вопросе иную грань Истины.

Сама идея освобождения, избавления от египетского рабства, — говорит он, — ассоциирует мацу с бедностью.

Богатый человек связан с материальными ресурсами этого мира. Он владеет недвижимостью, у него есть активные фонды, счета в банке, союзники и т.д. В отличие от него, у бедного человека ничего нет, кроме себя самого. В таком же положении оказывается и тот, кто только что освободился от рабства, — подчеркивает Маѓараль. —  У него тоже ничего нет, кроме себя самого. Ибо его связь с миром оборвана.

Это сравнение освободившегося от рабства человека с бедняком говорит о духовном состоянии личности. Еврейский народ уходил из Египта не с пустыми руками. Однако он порвал все связи с египетским обществом, которое, по сути, предоставило ему возможность сформироваться в своей среде в единую общность. С позиций духовности сыны Израиля после освобождения остались в одиночестве и изоляции.

Чтобы понять эту концепцию, мы должны проанализировать ее на более глубоком уровне. Аналогия с бедностью выявляет состояние души в нашем физическом мире. В материальном мире душа не имеет ничего, и поэтому ей как бы не за что «зацепиться». Душа — как «принцесса» в доме «крестьянина» (см. выше). Наш мир для нее — «изгнание». Здесь она пребывает в «бедности». Если у нее и есть с чем-то связь, то — лишь с вечностью, с иным, духовным измерением.

Праздник Песах служит напоминанием о связи с вечностью. Поэтому в «программу» праздника Тора включает заповедь «есть мацу».

В Торе читаем: «...дерево хорошо для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно дерево для познания... (Берешит, гл. 3, ст. 6).

Комментаторы дают этому отрывку такое разъяснение. Евреи «спустились» в Египет, потому что в Эрец Исраэль был период неурожаев, и наступили голодные времена. То есть формально они попали в рабскую зависимость из-за пищи. В память об этом еда, которую готовят к пасхальному Седеру, должна быть простой. А вместо хлеба в дни праздника Песах едят мацу, выпеченную из теста, которое не успело закваситься (мука в смеси с водой выпекается не позднее, чем через 18 минут после замешивания теста). Это — пища души, пища бедности.

Смертность, которую обрел человек после того, как Адам ослушался Творца — преодолима, — наставляют наши Учителя. — И поход против нее должен начинаться с завоевания времени.

Об этом писал царь Давид в своих псалмах — «Всевышний наш — во веки веков, Он будет вести нас вечно…» (Танах, Теилим, пс. 48, ст. 15).

Здесь говорится о том, — уточняют Учителя, — что Всевышний, который ведет нас в этом мире, будет руководить нами и в мире Грядущем…

 

Автор текста раввин Носон Вайс

 

Иерусалим