Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА «Берешит»
Место в Торе:
Первая книга Торы - Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.Почему она так называется?
Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном переводе).
В начале на иврите -
берешит.Обсуждение главы
Берешит03.10.04
Каждый думающий человек, достигая определенного возраста - кто-то раньше, кто-то позднее, начинает задумываться над принципиально важными жизненными вопросами. Кто я? Для чего появился на свет? Какие цели поставлены передо мной и в чем смысл моей жизни? Есть ли предел духовности?..
Ответы на эти вопросы человечество искало всегда. Они волновали людей и на заре человеческой истории - так же, как волнуют нас сегодня, сейчас.
Эти ответы дает нам наша недельная глава - глава Берешит, которая приоткрывает завесу над тайнами бытия. Более того, мы черпаем столь необходимые нам знания из самого «авторитетного» источника - из «уст» самого Всевышнего. И остается лишь внимательно прочесть и осознать, что именно Он нам говорит.
В Торе читаем: «И сотворил Всевышний человека по образу Своему, по образу Всевышнего сотворил его; мужчину и женщину - сотворил Он их» (Берешит, гл.1, ст. 27).
Тут сразу же возникает вопрос: о каком «образе» идет речь, если Всевышний образа не имеет
?Ведь в одном из тринадцати принципов веры, составляющих основу еврейского мировоззрения, сформулированных Рамбамом (Рамбам -
великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век) в его комментарии к Мишне (к трактату Санѓедрин, лист 10), ясно сказано: «Я безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно имя Его, нематериален и Ему несвойственны присущие материи состояния, и что у него вообще нет никакого подобия».На первый взгляд, может показаться, что процитированный выше отрывок из Торы, о том, что Всевышний создал человека по «Своему образу», противоречит этому принципу веры. На самом же деле никакого противоречия здесь нет. Просто объяснение этому следует искать в более глубоких смысловых пластах текста Торы. Прежде всего, обратим внимание на то, что в нашей цитате, говоря о создании человека по образу Всевышнего, в оригинале на иврите Тора использует Имя Творца - Элоким
.Нам известно, что имена (названия) способны открыть очень многое. К примеру, в арабском языке даются двадцать семь слов для обозначения одного и того же животного - верблюда. И неудивительно. Для араба верблюд - неотъемлемый компонент его ежедневной жизни. И в каждом из слов заложено какое-либо качество этого животного. Скажем, одно слово указывает на то, что верблюд - молодой, другое на то, что верблюд - старый, третье подчеркивает, что верблюд не годится для работы, четвертое и пятое определяет пол особи и т.д.
Или возьмем английский язык. В нем существует множество слов, в которых заложено описание моторизованного транспорта. Это - автомобиль, машина, грузовик, автобус, лимузин и т.п.
Согласно еврейской традиции, самое главное в жизни нашего народа - отношения между Всевышним и человеком. И неудивительно, что у Творца - много Имен, каждое из которых употреблено в соответствующих ситуациях и описывает определенный аспект наших взаимоотношений с Ним.
Поэтому вопрос, какой именно аспект наших отношений с Творцом проявляет Имя Элоким, использованное при описании процесса создания человека, для нас вполне легитимен.
Поскольку имя Всевышнего, Элоким, используется в главе Берешит, при описании картины сотворения мира, можно предположить, что оно представляет Всевышнего как Главного Архитектора мира. Но ведь и в тексте о создании человека тоже употреблено Имя Элоким. Следовательно, резонно высказать мысль, что это Имя указывает на то, что Творец - Отец человечества.
Однако Шульхан Арух (Кодекс еврейских законов, раздел Орах Хаим, гл. 5) сообщает, что это Имя несет в себе гораздо более сложную идею: оно определяет Всевышнего как «создателя и управляющего всей энергией во вселенной - как потенциальной, так и кинетической».
04.10.04
Эта идея глубже, «объемней» простого определение Всевышнего как «небесного Отца человечества» или «Архитектора мира». Архитектор строения или отец ребенка, скажем так - не уникальны, ибо их можно заменить. Кроме того, «произведения», ими созданные могут существовать и функционировать автономно, независимо от своих создателей. Но Творец, создатель вселенной - незаменим, от Его Воли зависит существование мира. Ибо мир способен функционировать только благодаря постоянному притоку Его энергии. Даже когда все структуры вселенной уже созданы, они действуют лишь за счет того, что Всевышний постоянно питает, наполняет их жизненной силой. Для того, чтобы человек мог совершить самое простейшее действие - к примеру, поднять руку, Всевышний должен снабдить его энергией. Энергия Творца нужна даже сухому листу, оторванному от дерева - чтобы обеспечить его полет. Ветер подхватывает пожелтевший листок и уносит его далеко от дерева. Но для того, чтобы поднялся ветер, тоже нужна энергия Всевышнего
…Элоким
- это Имя Всевышнего, которое Он выбрал для Себя, чтобы дать описание своего качества Создателя. В тексте Торы, где представлена история сотворения мира, это Имя появляется в не менее тридцати двух раз.На иврите число «32» выражено двумя буквами - ламед (30) и бет (2). Соединив эти буквы, получаем слово «лев», что в переводе означает - «сердце». Сердце, как мы знаем, играет в человеческом теле очень важную роль - работая, как насос, оно обеспечивает непрерывный приток крови ко всем органам, поддерживая их функционирование. Так и Элоким
постоянно снабжает вселенную энергией, поддерживая ее существование.Эту зафиксированную в Шульхан Арухе идею и использует рав Хаим из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го - начало 19-го вв.; в 19 лет стал «ближайшим учеником» Виленского Гаона), чтобы объяснить, как человек мог быть создан «по образу Элоким
».Суть данной концепции рав Хаим определяет так: вселенная полностью зависит от энергии Творца, с помощью которой Он ежесекундно поддерживает ее существование; аналогично этому существование вселенной нуждается в человеческом участии в процессе выживания. Энергия Творца питает все в этом мире, но решение «впрыснуть» эту энергию, использовать ее по назначению, принадлежит человеку. Как это реализуется на практике?
Когда Всевышний сотворил человека, Он наделил его свободой воли и тогда же решил, что Он будет поставлять вселенной необходимую для ее существования энергию, но только - в ответ на мысли, слова и действия человека. Количество энергии, поставляемое Всевышним в каждое определенное мгновение и на каждом уровне - от высших сфер, где обитают малахим (множественное число от слова малах - некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; иногда в русских переводах - «ангел») и до самых низких физических уровней существования - будет зависеть от действий людей. Это делает человека «партнером» Всевышнего в обеспечении жизнедеятельности творения. Поэтому вклад человека, наряду со вкладом Всевышнего - очень важен
.Этот аспект имени Элкоим раскрывает нам основную идею существования (и выполнения) мицвот (заповедей).
В Торе идет речь о 613 заповедях
, определяющих поведение еврея. Некоторые из них касаются мыслей и чувств человека, другие - его речи, но большинство регламентируют действия человека.05.10.04
Основа еврейской веры - аксиома, выраженная в том, что на выполнении (или невыполнении) заповедей строится система наград и наказаний. Соблюдающий заповеди удостоится Грядущего Мира, а при благоприятных обстоятельствах еще в этом мире - обретет материальное благополучие. Соответственно нарушитель заповедей не удостоится ни того, ни другого.
Неужто исполнение заповедей имеет столь принципиальное значение? - спросит иной скептик. Быть может, заповеди - не более, чем лишенные смысла ритуальные действия, придуманные Всевышним, чтобы создать систему наград (для выполняющих их) и наказаний (для нарушителей)? Быть может, все это напоминает историю о том, как некий богач, вознамерившийся помочь своему живущему в нищете кузену, придумал для него никому не нужную работу, которая состояла в перекладывании с места на место устаревшие формуляры? Эта пожалованная «с барского плеча» должность возвысила бедного кузена в собственных глазах, позволила ежемесячно получать назначенное вознаграждение и даже испытывать гордость за некие «достижения». Но на самом-то деле этот кузен так ничего в этой жизни и не достиг… Неужели и служение Всевышнему осуществляется с тем же «коэффициентом полезного действия»?
В самом деле. Что мы, люди, можем дать Творцу всего сущего, если мы знаем, что Он по определению ни в чем не нуждается?
Тора в нашей недельной главе дает на этот вопрос вполне очевидный ответ: человек был создан Творцом по «образу Элоким». И это означает, что Всевышний изначально, при создании, предоставил человеку возможность реально участвовать в творческом процессе распределения в мире необходимой жизненной энергии.
Каждая заповедь Торы, как мы говорили выше, регламентирует либо мысли человека, либо его речь, либо его действия. И все проявления человеческих качеств соотносятся с определенной порцией энергии, необходимой для поддержания существования вселенной. Если заповеди выполняются, Всевышний, соответственно увеличивает порцию энергии, которую Он посылает в наш мир. Понятно, что увеличение полученной энергии ведет к положительным изменениям. И, наоборот, невыполнение или нарушение заповедей приводит к уменьшению энергетического потока. В такие моменты во вселенной развиваются процессы разрушения, мир повергается в хаос.
Казалось бы, мысли, слова и действия отдельной личности так незначительны, так ничтожны. На самом же деле, используя дарованную ему свободу воли, человек определяет качество, уровень существования. Не только - собственного, но - и всей вселенной.
В состоянии ли мы понять механизм такого воздействия на вселенную?
Наши Учителя объясняют: «Мир был создан Десятью Речениями. Чему это должно нас научить? Почему мир не мог быть создан Одним Речением? Мир создан Десятью Речениями, чтобы взыскать со злодея, разрушающего мир, созданный Десятью Речениями, и наградить праведников, которые поддерживают мир, созданный Десятью Речениями…» (Пиркей Авот, гл. 5 ст.1).
Ни один человек не станет произносить речь, если у него нет соответствующей аудитории слушателей. Всевышний произносит Десять Речений - чтобы подчеркнуть, что Он как бы
«хотел найти и нашел» свою аудиторию. Если бы Всевышний создал мир всего Одним Речением, мы могли бы подумать: «Таков способ существования Творения. Если человек нуждается в приспособлениях, в определенных действиях, в силе, наконец, для того, чтобы осуществлять свои желания, то Всевышний, чтобы исполнить Свою волю, должен просто сказать об этом вслух». Но идея Десяти Речений свидетельствует о желании Творца общаться с человеком. Десятью Речениями Всевышний открывает перед нами выбор жизненных путей.Иными словами, создание вселенной - акт коммуникации, связи и откровения. Без соответствующей аудитории, готовой слушать речения Творца, произнесение речей было бы бесполезным делом. А Всевышний не допускает бесполезных действий. Во всей созданной Им вселенной Он наделил свободой воли только человека. Человек - единственное во всей вселенной создание, обладающее интеллектом, возможностью сделать свой выбор - слушать речи Всевышнего или нет. Это, собственно, и есть проявление свободы воли: пытаясь понять и осуществить Волю Творца, человек тем самым поднимает уровень существования вселенной
.Выполняя заповеди Всевышнего, человек как бы информирует Его о том, что он понимает послание, переданное ему при акте творения, и пытается ответить на него своими действиями. Всевышний и требует от человека такого отклика. Он не может говорить, если никто не обращает внимания на Его послания.
Праведники заслуживают награду. Это благодаря им, праведникам, Всевышний продолжает общаться с нами и обеспечивать существование вселенной, созданной Его Речениями.
Нарушители заслуживают наказания. Игнорируя послания Всевышнего, они тем самым, лишают Его возможности поддерживать Творение.
06.10.04
Тора в нескольких местах приводит подтверждение этого тезиса. В нашей главе, к примеру, читаем: «И создал Всевышний (Элоким) человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Берешит, гл. 2, ст. 7).
Онкелос
(великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером - неевреем, который принял еврейство, и учеником раби Акивы; племянник римского императора Тита), переводя Тору на арамейский язык, вместо выражения - «…существом живым» употребляет словосочетание - «…говорящей душой». И этим подчеркивает, что сам этот акт - «вдунул в ноздри его дыхание жизни» - и есть акт «внедрения» в человеческое существо «образа Всевышнего» (целем Элоким). Благодаря этому действию Всевышнего, человек обрел возможность мыслить, выражать свои мысли словами, получил дар общения с другими людьми и - с Творцом.Мы неоднократно говорили в наших обзорах о том, что человек - это союз души и тела, сочетание материального, физического и духовного. И обретение дара речи - тот самый «пункт», где несовместимые, казалось бы, части человеческого существа объединяются в единое целое. Ведь речь имеет и физический и духовный аспект. Уникальная особенность человека соединять воедино физическое с духовным выражена в его способности говорить. И это имеет далеко идущие последствия.
Как мы прочли в приведенной выше цитате, Всевышний напрямую связывается с нашим миром через «дыхание жизни», которое он вдохнул в ноздри человека, и которое проявляется в способности человека к общению. На более глубоком уровне эта способность к общению сама по себе - «точка» слияния физического мира с его духовным соответствием.
Человек, безусловно - неотъемлемая часть вселенной. Но его миссия в мире ставит его в особое положение, ибо он задуман как особое, отличающееся от остальных созданий существо. Всевышний ждет от человека, что он, используя свой интеллектуальный дар, сможет подняться над вселенной - до такого уровня, который позволяет ему стать «аудиторией», способной слышать и воспринимать Голос Творца. Этот уровень дает ему возможность усвоить полученное Свыше послание и ответить на него. Если же человек делает иной выбор, предпочитая не слушать Голос Всевышнего, это приводит к трагическим последствиям. Ведь такой выбор понижает его статус. Теряя свою значительность, не выполняя предназначение, он уподобляется другим явлениям природы.
В одном из Мидрашей сказано: «Если поведение человека заслуживает одобрения, ему говорят - «Ты подобен малахим», но если - нет, ему говорят - «Муха превосходит тебя, комары были созданы до тебя, черви уже существовали до тебя» (Мидраш Раба, гл. 8, ст. 1).
Вселенная создана как система связи, соединяющая Всевышнего с человеком. Чем теснее эта связь, тем больше ресурсов требуется для ее усовершенствования и повышения ее эффективности. Верно и обратное: чем меньше используется система, тем большему упадку и разрушению она может быть подвержена. Система, по которой не передаются сигналы - кусок никому ненужного кабеля. Она - бесполезна. Если человек не сумел использовать вселенную для реализации его контактов с Творцом, вселенная теряет пульс жизни, становится инертной, безжизненной массой, бесконечно вращающейся в пространстве - без всякой цели, а потому - обреченной на разрушение.
Наша недельная глава демонстрирует нам, что Всевышний наделил человека безграничным духовным потенциалом. Энергия, с которой Он сотворил вселенную - бесконечна по определению. И значимость человеческого вклада, как мы могли понять из данного обзора текста главы, приравнивается к значимости Небесной энергии, которой Всевышний снабжает вселенную. Потому что именно человек несет ответственность за то, чтобы эта энергия достигла «пункта» назначения.
Человек, подобно Творцу (ибо создан по Его образу), поддерживает жизнеспособность вселенной, превращая чудесные звуки Речений Всевышнего - в музыку сфер…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим