Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Место в Торе:
Ваикра, гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.Почему она так называется?
В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам
.Обсуждение главы Бехукотай
17.05.06
В самом начале нашей недельной главы читаем: «Если по Моим законам пойдете, и заповеди мои будете соблюдать и исполнять…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).
Эти слова, — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — призывают нас, прежде всего, изучать Тору, ибо только почерпнутые в ней знания, которые Всевышний открывает нам, могут помочь правильно выполнять Его заповеди.
Талмуд (трактат Сукка, лист 25) сообщает, что тех, кто выполнял поручение выкупить пленных (и вообще — выполнял от чьего-то имени какую-либо другую заповедь), освобождали от обязанности есть и спать в сукке (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот). В том же трактате рассказывается, что рав Хисда (ученик рава Ѓуны; один из крупнейших Учителей Талмуда в третьем поколении; Вавилон, конец 3-го – начало 4-го века) и Раба бар рав Ѓуна (коллега и современник рава Хисды, сын рава Ѓуны) не выполняли заповеди, связанные с суккой, когда отправились в дом главы еврейской общины в Вавилоне, чтобы услышать слова Торы из его уст. Известно также, что от имени людей, которые выносили из Египта останки Йосефа, не надо было осуществлять пасхальное приношение.
Проанализировав эти и другие подобные случаи из еврейской истории, наши Учителя вывели общее правило: занимающийся осуществлением той или иной заповеди, может быть освобожден от выполнения какой-либо из мицвот (множественной число от слова мицва — «заповедь»).
Что касается изучения Торы, то по определению Учителей, оно равноценно выполнению всех заповедей, вместе взятых. Из этого следует, что человек, углубившийся в постижение текстов Торы, не должен отвлекаться, чтобы реализовать одну из других мицвот.
Впрочем, тут есть исключения. В Талмуде, в частности, сказано, что с наступлением времени чтения молитвы-клятвы Шма, Исраэль, занятия Торой следует прервать (см. на сайте обзор листа 10 трактата Шаббат, а также — обзор первой части листа 13
трактата Берахот). Кроме того, прерывают занятия Торой, если подошло время читать Мегилат Эстер (см. на сайте материалы, посвященные празднику Пурим).Но почему же для чтения Шма и Мегилат Эстер делается такое исключение? — задаются вопросом Учителя.
Каждое слово Торы — отдельная, самостоятельная заповедь, — объясняет Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века). — И получается, что в момент, когда наступает время чтения Шма, человек, сидящий над книгами, уже выполнил несколько заповедей. И перед ним встает выбор: в очередной раз выполнить ту же мицву или — осуществить еще одну заповедь, которую он еще не выполнил. Тут, безусловно, следует отдать предпочтение произнесению клятвы-молитвы Шма, Истаэль.
Но ведь еще и заповедь, предписывающая повторять слова Торы помногу раз, — замечают другие Учителя. — И это уже — длительный процесс, который, если оставить постижение текстов Торы на какое-то время — прерывается. Более того, у нас есть заповедь, указывающая нам на необходимость вникать в содержание текстов Торы, стараясь как можно лучше понять их. И это тоже — процесс продолжительный, который нельзя ограничить произнесением отдельных слов.
Однако в нашей традиции есть примеры, когда выполнение заповеди, занимающее достаточно продолжительное время, прерывается, чтобы осуществить другую заповедь.
Это, скажем — чтение Агады во время пасхального Седера (что тоже — мицва). Ее чтение прерывается — ради исполнения заповеди есть мацу в Песах. То есть чтение Агады не освобождает человека от мицвы есть мацу на пасхальном Седере.
В Иерусалимском Талмуде (трактат Берахот, лист 8) подчеркивается, что главное в исполнении мицвы изучения Торы — то, что постижение ее текстов ведет к реализации других заповедей. А в трактате Авот (глава 4, Мишна 5) сказано: «Изучающему Тору… дают возможность постигать, обучать (Торе других), соблюдать и исполнять (записанные в ней заповеди)». Следовательно, для выполнение какой-либо заповеди другой заповеди не только можно, но и нужно прерывать процесс постижения Торы…
18.05.06
Если человеку, изучающему Тору, пришла пора жениться, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — ему разрешается на какой-то срок отодвинуть вступление в брак и продолжить серьезные занятия Торой. При условии, что он знает, что заботы о семье будут отнимать от учебы много времени, и, женившись, он не сможет учиться с прежним усердием. Будем иметь в виду, что обзаведение семьей — заповедь из Торы.
Общее правило, — продолжает Рамбам, — таково: если погруженный в постижение Торы человек должен выполнить какую-либо другую заповедь, и сделать это может только он сам, он обязан прервать свое обучение ради этой заповеди; если же в осуществлении данной заповеди его могут заменить, ему следует продолжить занятия Торой, не отвлекаясь.
Иначе говоря, в том, случае, когда он ради другой заповеди обязан прерваться, выполнив свою обязанность, он вновь возвращается к учебе. Если же заведомо известно, что реализация другой заповеди не позволит ему вернуться к процессу обучения и его уделом станет лишь самое поверхностное знание законов Творца, ему следует отсрочить осуществление этой заповеди. Ибо именно в Торе, в ее изучении — жизнь еврея и продление его дней. Изучение Торы — постоянная заповедь, у которой нет временных пределов и нет ограничений, когда ее нужно выполнять. Она действительна в каждый миг, в любой момент человеческой жизни.
Но ведь Всевышний дает нам в Торе 248 заповедей асе («делай»), которые надлежит осуществлять каждому еврею. Как же выполнять их, если постоянно выполнять заповедь изучения Торы?
Дело в том, что заповедь, не ограниченная временем, не освобождает от реализации других мицвот. Тот, кто занят осуществлением такой заповеди, обязан прерваться ради исполнения другой заповеди, которую, кроме него, некому выполнить или той, что имеет временные пределы (то есть — которую полагается выполнять в определенный отрезок времени). Такой мицвой является, например, заповедь чтения молитвы-клятвы Шма, Исраэль (ее читают два раза в день, утром и вечером — подробнее см. на сайте обзоры первой и второй части
листа 2, а также — второй части листа 9 трактата Берахот).Потом, выполнив обусловленную обстоятельствами заповедь, человеку следует вернуться к той мицве, осуществление которой он прервал.
Бывает, что человек по каким-то, независящим от него причинам, не в состоянии выполнить ту или иную заповедь, — пишет Ор а-Хаим (раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века), анализируя начало нашей недельной главы (он дает на этот отрывок 42 комментария). — В этом случае он вправе заменить ее реализацию изучением порядка осуществления этой заповеди. Это засчитывается как выполнение и относится к любой мицве (к примеру, сейчас, когда у нас нет Храма, мы заменяем «механизм» приношений не только молитвами, но, в первую очередь — изучением системы осуществления приношений в Храме).
Об этом и говорится в самом начале недельной главы Бехукотай — «Если по моим законам пойдете…», — подчеркивает Ор а-Хаим. — Тора учит нас в любой реальности (когда обстоятельства не позволяют осуществить ту или иную мицву) хранить заповеди Всевышнего, чтобы в ситуации, когда реальность изменится, в условиях, которые дают возможность выполнять эту заповедь, мы сразу же были готовы ее исполнять и знали, как это делается.
Каждый, кто изучает Тору, чтобы понять смысл заповедей, — написано в книге Зоѓар, — и узнать, как их осуществлять, как будто бы выполнил все эти заповеди. Даже если реальность такова, что их невозможно исполнить. Но при условии, что человек читает Тору, серьезно изучая ее текст, но — не из праздного любопытства и не для того, чтобы скоротать время.
Заповеди, которые невозможно выполнить в определенной реальности, — уточняет Шла (рав Иешаягу Ѓоровиц, автор книги Шней лухот а-брит), — мы можем осуществить, прикладывая к их изучению «намерения сердца». Как сказано об этом в Торе: «Очень близко тебе Слово это, чтобы выполнять его — на устах твоих оно и в сердце твоем» (Дварим, гл. 30, ст. 40).
Автор текста Мордехай Вейц
Иерусалим