Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Четвертый цикл обсуждения
ГЛАВА

Глава «Бе-хукотай»

Место в Торе: Ваикра, гл. 26, ст. 3 - конец книги Ваикра.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита - по Моим законам.

Обсуждение главы Бе-Хукотай

12.05.03

В нашей недельной главе, как мы уже говорили выше, приводятся благословения и проклятия, идет разговор о награде и наказании (см. на сайте обзоры недельной главы Бе-Хукотай, первый, второй и третий годовые циклы). В нашем обзоре мы поставим перед собой конкретную, непосредственно связанную с этими темами, цель. Мы рассмотрим учение Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век) - о факторах, которые, как он пишет, оказывают влияние на Небесный Суд в Его решении одарить людей материальными благами или, наоборот - лишить их «материальной помощи».

В своей работе Законы тешувы (то есть - раскаяния, возвращения не пути Творца), которая представляет собой часть Мишнэ Тора, Рамбам начинает исследование этой темы с ключевых вопросов. И в первых главах книги устанавливает, что награда за соблюдение заповедей Торы и блага, которые мы обретаем, следуя путями Всевышнего - вечная жизнь в мире грядущем... А наказание, которое получат злодеи - карет (в переводе с иврита - «отделение», «истребление»; иными словами отделение души от народа Израиля), как сказано: «Ибо слово Всевышнего он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та - грех на ней» (Бамидбар, гл. 15, ст. 31).

Но как тогда объяснить, что в Торе в Торе (особенно - в нашей недельной главе) неоднократно подчеркивается: если мы будем соблюдать заповеди, получим материальные блага. А если не будем, нас ожидают беды. И награда, и наказание, получается, относятся к этому миру (не к миру грядущему). Противопоставления: изобилие и голод; мир и война; превосходство и унижение; заселение страны Израиля и изгнание; успех, материальное благоденствие и нищета… - упоминаются в условиях договора, заключенного между Всевышним и народом Израиля (Законы тешувы, гл. 9).

Иными словами, Тора все время говорит о вещах материальных. Но ведь существуют и противопоставления иного рода: например, рай и ад. Почему Тора обходит стороной тему награды и наказания - в плане духовном? И почему постоянно акцентирует идею, что материальное благополучие - награда за соблюдение заповедей Творца?

Перед тем, как попасть в мир грядущий, - объясняет Рамбам, - человек живет в земном мире. Он изучает Тору и соблюдает заповеди Всевышнего. Но может посвящать этому больше времени, если не должен направлять всю свою энергию на решение проблемы ежедневного выживания. Чем больше времени он вынужден отдавать обеспечению физических потребностей (пропитание, жилье, одежда и т.п.), тем меньше времени он в состоянии уделить своему духовному развитию. Чем больше он изнурен, тем меньше сил у него остается на изучение Торы.

Подведем некий итог:

1. Если материальные блага для человека - лишь средства, которые он может использовать, чтобы служить Всевышнему и достичь высокого уровня духовности, Творец предоставляет ему такую возможность и обеспечивает его всем необходимым, чтобы освободить от забот о вещах насущных.

2. Если же человеку важны материальные блага, сами по себе, если все его устремления направлены на достижение материального благосостояния высокого уровня, Всевышний лишь умножает число его физических проблем. Такой человек попадает в условия, когда он, чтобы обеспечить потребности своей семьи вынужден тяжело работать. У него уже нет ни сил ни времени на духовное самосовершенствование, он уже не в состоянии достичь того духовного уровня, который требуется, чтобы получить долю в грядущем мире.

Результат, который мы получили, свидетельствует, что наш вопрос с самого начала был поставлен неправильно. Когда Тора говорит о благословениях и проклятиях, связывая их с материальными благами этого мира, она имеет в виду те ресурсы, которые человек способен вложить в дело «завоевания» мира грядущего. И хотя при поверхностном прочтении может показаться, что Тора предлагает материальные блага в награду за духовные усилия, в действительности это не так.

Даже на самый поверхностный взгляд, идея, положенная в основу приведенной выше концепции материального благополучия - революционна. Она устанавливает один из самых фундаментальных принципов еврейского мировоззрения: в этом мире не существует ни награды ни наказания - материальные блага следует рассматривать, как средство для достижения цели. Награда Небес - бесценна, а материальное благополучие - лишь небольшое жизненное преимущество. Чтобы открыть для себя истинное значение идеи Рамбама, мы должны рассмотреть ее на более глубоком уровне.

Отметим, что между духовностью и объектами материального мира существует определенная параллель. Тора ассоциирует духовную заслугу с физическим благополучием, потому что духовная награда (или наказание) связана с физическими усилиями, которые прикладывает человек, чтобы постигать духовные субстанции - точно так же, как материальные блага связаны с энергией, затраченной на их достижение.

Чем больше человек углубляется в изучение Торы, чем больше заповедей он соблюдает, тем выше его заслуга в грядущем мире. Но изучение Торы и исполнение заповедей требуют временных, физических и интеллектуальных затрат. Следовательно, крепкое здоровье (то есть физическая возможность), необходимое для соблюдения заповедей Торы, может быть представлено, как награда за желание изучать Тору и соблюдать ее заповеди.

В своей работе Рамбам говорит о характере человека и о том, как он влияет (если влияет) на «размеры» будущей награды (или наказания). Рамбам пишет: «Всевышний обещал нам в Его Торе, что если мы соблюдаем Его заповеди с радостью и энтузиазмом, и постоянно занимаемся Торой, чтобы познавать ее мудрость, Он уберет с нашего пути все, что мешает этому соблюдению, в том числе - болезни. И одарит нас всеми благами - подарит мир, благополучие и богатство, чтобы укрепить нашу возможность соблюдать Тору. Но если мы откажемся соблюдать Его заповеди, если посвятим свою жизнь лишь земным делам - иссякнет поток Его щедрости, материальное проявление которой стало источником такого отказа… И падет на них все зло, которое будет им (когда Рамбам открывает «теневую» сторону картины, он заменяет местоимения первого лица на местоимения - третьего, как бы отстраняясь от негативного) препятствием на пути к грядущему миру (Рамбам, Законы тешувы).

Иначе говоря, духовная награда в мире грядущем - прямой результат деятельности человека в нашем мире. Характер человека и его добродетели тут роли не играют. Материальное благополучие в этом мире зависит от нашей жизненной позиции и определяется нашим воодушевлением и интересом к изучению Торы, к соблюдению заповедей.

Пожалуй, такая точка зрения покажется нам странной. Мы все считаем, что страдания могут быть следствием совершенных нами ошибок. Но - облагораживают и очищают нас. Мы относимся к страданиям, как к этакой духовной терапии. А, может даже - хирургии. Великий Хирург причиняет нам боль ради нашего же блага… Однако Рамбам видит все это иначе. Физическое страдание, - говорит он, - сдерживает, если - не останавливает, духовный рост. Более того. Физическое страдание - средство, которым Всевышний пользуется, чтобы остановить духовный рост тех, кто по собственному выбору отказался от духовности, а значит - не заслуживает ее.

Если Всевышний считает нас достойными этого, Он освобождает нас от страданий и снабжает материальными благами - чтобы мы могли углубиться в изучение Торы и соблюдать мицвот (заповеди). И это в должно обеспечить нам бесценную духовную награду. Если считать, что Творец проявляет к нам великую щедрость, ограждая от страшных несчастий, то высшая духовная награда, - подчеркивает Рамбам, - будет несоизмеримо большей.

Мы всегда считали, что наши дела - залог материального успеха в этом мире. А жизненная позиция и характер - основание для получения духовной награды или наказания. В нашем представлении, духовная награда предназначается «хорошим людям».

Рамбам и здесь озадачивает нас. И, чтобы понять сделанные им выводы, нам придется провести поэтапное исследование его концепции.

Как наше воображение рисует грядущий мир, который, как мы полагаем, где-то уже существует? Даже самая буйная фантазия способна представить нам лишь образы, извлеченные из нашего ограниченного жизненного опыта. И вот мы представляем себе, что достойный, заслуживший награду, человек будет помещен в роскошный дворец грядущего мира. Другие люди, не обладающие особыми достоинствами, обретут жилье похуже - согласно духовным заслугам.

Сразу же скажем: такие представления - ложны. И на первом этапе нашего исследования мы должны избавиться от них.

В Талмуде говорится: «У каждого еврея есть удел в грядущем мире» (трактат Санѓедрин, лист 90).

Употребление предлога «в» в данном контексте неуместно, - говорит рав Хаим из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го - начало 19-го вв.; в 19 лет стал «ближайшим учеником» Виленского Гаона) - Нет такой, подготовленной для нас «территории» - «Грядущий мир». Каждый человек сам строит себе будущую обитель - делами, действиями, осуществляемыми в нашем физическом мире.

Как же тогда нам воспринимать Грядущий мир?

 

13.05.04

Вслед за Рамбамом, рав Хаим из Воложина адресует нас к физическому миру - чтобы с него начать поиски мира Будущего. Наша будущая «обитель», в которую мы попадем, завершив земной жизненный путь - духовный аспект хорошо знакомого нам мира, - объясняет он. - Пока наша душа ограничена телесной оболочкой, мы не можем в полной мере насладиться духовной радостью, которую дарит выполнение мицвот. Не можем оценить нестерпимую муку, которую приносит душе нарушение законов Творца. Мы оказываемся во власти этих ощущений, когда душа покидает тело. В Грядущем мире мы проживаем наши жизни духовно.

Но почему же тогда наши Учителя говорят, что Грядущий мир - вечен? Если он - всего лишь духовное измерение нашей жизни в этом бренном мире, он тоже, как наша земная жизнь, должен иметь определенные границы.

Это - не столь трудный вопрос, как это может показаться на первый взгляд. Пока мы пребываем в этом мире, продолжительность событий и их интенсивность ограничены физической природой явлений нашего мира. Духовный же аспект наших физических действий не имеет ни пространственного, ни временного ограничения. Когда мы оставляем физический мир, наши действия и переживания переходят в разряд духовных, становятся вечными и неограниченными по степени интенсивности.

Награда в грядущем мире полностью зависит от наших добрых дел в этом мире.

Положим, человек купил огромный участок земли, заказал проект дома лучшему архитектору, нанял строителей, получил во всех инстанциях необходимые разрешения… Но так случилось, что дом он так и не выстроил. Удовольствия от жизни в этом доме он, естественно, не получит.

Этот пример - метафорический аналог ситуации с Грядущим миром. Допустим, человек искренне намеревался совершить много добрых дел. Характер у него - прекрасный. Он действительно - добрый, порядочный человек. Но, по тем или иным причинам, его намерения так и не были реализованы. И, следовательно, в Грядущем мире он не сможет насладиться духовной радостью - он не построил себе духовный дом.

Эта концепция имеет некое философское ответвление.

Тот, кто считает, что Всевышний видит несправедливость, - говорит раби Ханина (амора первого поколения, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), - как бы просит, тем самым, чтобы Он наблюдал за ним всю его жизнь» (Мидраш Берейшит Раба, гл. 67).

Эти слова, на первый взгляд, могут показаться оскорбительными. Разве это плохо - думать, что Всевышний следит за тем, чтобы в мире не было несправедливости?! Мы справедливо недолюбливаем человека, который считается в каждой мелочи, при случае припоминает каждую услугу, которую он вам оказал. С другой стороны, мы преклоняемся перед человеческим великодушием и ожидаем, что великодушный человек в трудную минуту поможет униженному и оскорбленному. И уж, конечно, мы все надеемся, что Всевышний проявляет великодушие по отношению к своим созданиям.

Всевышний в оценках нашего мира, безусловно, великодушен и справедлив, - объясняет рав Хаим из Воложина. - Высказывание раби Ханины касается Грядущего мира. Всевышний посылает нас в этом мир, чтобы здесь каждый из нас сформировал себя и свою жизнь. И жизнь, которую мы постоим - дело нашего выбора. Но, поскольку грядущий мир - ничего большее, нежели духовное измерение нашей жизни в этом мире, из этого следует, что Всевышний ничего не может добавить к тому зданию, которое мы построили для себя в Будущем мире. Он может помочь нам - пока мы живы и принадлежим этому миру. В мире Грядущем, реальностью становится такой мир, который создан нами за период физического существования. В духовном мире, который ожидает нас, нельзя помочь человеку, который в нашем мире правильно распорядиться своей жизнью не сумел.

Эти идеи предоставляют нам возможность иначе взглянуть на наш мир и жизнь человека в нем.

Мы, к примеру, привыкли к тому, что отношения между людьми определяются характерами и эмоциями. Мы предпочитаем общение с великодушным, интересным человеком - времяпрепровождению с человеком, скажем, холодным, ограниченным и скупым. Проецируя собственные ощущения на все мироздание, мы склонны думать, что людям по своему складу - положительным, Всевышний, руководствуясь теми же принципами, обеспечит место в Грядущем мире. Даже если они не слишком педантичны в соблюдении заповедей.

Такое восприятие действительности, согласно концепции Рамбама - заблуждение. И это можно доказать. В глазах Всевышнего духовное место человека в грядущем мире зависит, не от характера и не от его добрых намерений, а от его дел. Чтобы разобраться в «механике» образования связей между миром духовным и физическим, осознать, что характер человека, его намерения оказывают на этот процесс лишь опосредованное влияние, а главную роль исполняют - дела, обратимся к истории Сотворения мира.

В Торе читаем: «И благословил их Всевышний и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и властвуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле» (Берешит, гл. 1, ст. 28).

Анализируя этот отрывок, комментаторы отмечают, выражение «движущиеся по земле» подразумевает и самого человека. То есть Творец, наделив человека интеллектом, отвел ему роль «земного правителя» над всеми созданиями, в том числе - над собой. И не имеет значения, с каким характером родился человек. Он должен подчиняться Закону Всевышнего и выполнять Его заповеди. А если это противоречит его натуре - на то и дан ему «специальный инструмент» (разум), чтобы справляться с дурными, мешающими осуществлять Волю Творца, наклонностями. Так, если человек скуп, он не освобождается от исполнения заповеди, предписывающей давать цедаку (пожертвование). Эта и другие заповеди Торы - для всех, независимо от того, щедр человек или - жаден, усерден или - ленив… Всевышний дал нам интеллект и предоставил свободу выбора. Наши чувства по поводу Его заповеди значения не имеют.

Недалекий, скупой и ленивый человек может, справляясь с собственными негативными проявлениями, наполнять свою жизнь благородными поступками. И насладится духовностью Грядущего мира в «обители», которую выстроил добрыми поступками. Щедрый и приятный человек, не делая реального добра, не сможет воспользоваться преимуществами своего «доброго сердца».

Еврейское мировоззрение неотделимо от еврейского образа жизни. Поэтому-то благих намерений для того, чтобы стать настоящим евреем - не достаточно. Еврейский образ жизни чрезвычайно сложен. Он обусловлен множеством ѓалахот (мн. число от слова ѓалаха - еврейский практический закон), оговаривающих каждый наш шаг. Вплоть до того, что даже шнурки на ботинках надо завязывать по определенной «инструкции». Это объясняет, почему некоторые люди находят соблюдение заповедей обременительным.

Да, цель нашей жизни, как сообщает еврейский Закон - приблизиться к Творцу. Но каким образом выполнение «мелких» заповедей поднимает нас на более высокий духовный уровень и приближает к Всевышнему?

Возьмем, к примеру, запрет на смешение шерсти и льна. Так называемый, «светский» человек приходит в магазин и покупает, допустим, костюм. Состав ткани его не волнует, и он не затратит на приобретение вещи много времени. Соблюдающему еврею приходится пересмотреть массу костюмов, чтобы убедиться - льняных нитей в шерстяной ткани нет. Быть может, ему придется потратить на это часы. Действительно, создается впечатление, что наложенные Торой ограничения дают противоположный эффект. Ведь то время, которое еврей затратил на покупку одежды, он мог бы посвятить изучению Торы.

Однако, не связывая покупку костюма - с заповедью Торы, человек заботится только о том, чтобы костюм был хорошо и по моде сшит, хорошо сидел и т.п. И превращается в рядового покупателя, в помыслах которого - лишь практические вопросы материального обустройства. Но если человек думает о том, чтобы его приобретение не стало нарушением заповеди Торы, он поднимается к духовным мирам, делом доказывая свою веру в Творца.

Рассмотрим нашу проблему и под иным углом зрения.

Каждому из жизненного опыта известно, что «бесплатных завтраков» не бывает. Успех в любом деле, как правило - результат тяжелого труда. Талантливый, обаятельный человек, обладающий рядом других достоинств, без труда, не пуская в ход свои замечательные качества, ничего не добьется. Сами по себе потенциальные данные не приведут его к цели.

А теперь спросим себя: почему мир Грядущий должен функционировать по-другому? Всевышний - создатель обоих миров, так почему же Он должен открыть двери более ценного из них за добрые намерения и приятный характер?

Еврейское мировоззрение - мировоззрение действия. Награда в иудаизме соразмерна труду. В этом мире, мы, в крайнем случае, можем рассчитывать на социальную помощь. В мире Грядущем социальных программ не существует.

На самом деле по-другому и быть не могло. Если бы наше пребывание в Будущем мире зависело от наших характеров, а не от реальных поступков, Всевышний, скорее всего, заложил бы в нас способность по желанию менять наши характеры. Нам действительно дана возможность исправлять какие-то черты. Но это исправление - чрезвычайно сложный, постепенный, крайне медленно продвигающийся процесс. И менять что-то в себе мы можем, лишь научившись контролировать собственные действия.

В разделе «Законы характера» Кодекса Мишнэ Тора (гл. 1) Рамбам подробно объясняет, как работать над собой. Суть его концепции состоит в том, что человек обычно разумом понимает, как надо поступать, но, в силу особенностей характера, не реализует это знание на практике. Если он регулярно будет заставлять себя делать то, что подсказывает ему разум, его действия постепенно станут «автоматическими», и он будет совершать не свойственные его характеру поступки по выработанной схеме, не задумываясь над тем, насколько это необходимо. То же относится и к человеческим реакциям.

Во всем, - подчеркивает Рамбам - нужно найти «золотую середину». Например, мы понимаем умом, что излишняя вспыльчивость - плохая черта. Но и в равнодушии, когда ничто не вызывает в человеке чувство гнева - тоже нет ничего хорошего.

Если человек настолько вспыльчив, что неадекватно реагирует на любую, даже мнимую «неприятность», ему необходимо научиться сдерживать проявление эмоций. Индифферентному человеку следует выработать в себе навык возмущаться, когда приходится сталкиваться с несправедливостью.

Высший Суд, повторим, вынося «приговор», учтет, прежде всего, наши поступки. Тот, кто сумел своей жизнью, своими действиями зажечь духовный свет - сможет насладиться вечностью.

Подведем итог и скажем, что «награда» и «наказание» - последствия нашего свободного выбора.

Заповеди Торы определяют духовность действий, которые совершаются в нашем физическом мире, ведут нас к достижению цели нашего физического существования.

Физический мир, в котором мы живем, задуман Всевышним как мир, где будут соблюдаться заповеди Торы. Поэтому результатом нашей преданности истинной жизненной цели будет щедрость Творца и изобилие материальных благ.

С другой стороны, исполнение заповедей - условие Договора, который еврейский народ заключил с Творцом. И если народ Израиля отворачивается от истинной цели, физический мир не может функционировать нормально. Ведь его ресурсы используются не по назначению…

 

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим