Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Место в Торе:
Ваикра, гл. 25, ст. 1 - гл. 26, ст. 2.Почему она так называется?
В первой фразе сказано: “И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…”. В переводе на русский бе-
ѓар - на горе.Обсуждение главы “БЕ-
ЃАР”28.04.02
Весь этот недельный раздел посвящен разъяснению двух взаимосвязанных мицвот (заповедей), мицва
шмиты и мицва йовеля (общий анализ темы см. на сайте - обзор недельной главы Бе-ѓар, первый годовой цикл). В нашем обзоре мы, прежде всего, попытаемся понять, как название недельной главы - «На горе» - связано с ее содержанием.Вообще, гора - символ подъема, духовного возвышения, приближения к источнику света. В противоположность долине - символу скромности, и впадине, ущелью - месту, воплощающему тьму и смерть.
На горе Синай была дана Тора. На горах Эйваль и Гризим около Шхема колена Израиля, войдя в обетованную землю, как написано в книге Иегошуа, приносили клятву Творцу. И сама эрец акодеш - особая, святая земля Израиля, тоже - возвышение. Сюда со всего мира совершают алию - подъем. На горе Мориа Авраам приносил в жертву Ицхака, а потом на ней был возведен Иерусалимский Храм. Сначала - Первый, построенный царем Шломо, потом - Второй, восстановленный под руководством пророка и мудреца Эзры после возвращения из вавилонского изгнания.
Ответ на вопрос, как связано название главы с ее содержанием, дает анализ составляющих его слов. Числовое значение (гематрия) слова бе-ѓар (на горе) - 207: буква бет - 2,
ѓей - 5 и рейш - 200.Та же гематрия (207) и у слова раз
(рейш, зайн), что в переводе на русский язык означает - «тайна».Итак
, все, что дано на горе - тайна, полученная от Источника жизни и знания. Об этом мы также узнаем, анализируя слова на иврите. Ведь здесь речь идет не о горе вообще, но о горе Синай (ѓар синай). Гематрия слова синай - 130 (13 х 10). В отличие от других народов, которые считают число «13» - «несчастливым», для евреев это - хорошее число. Один на иврите - эхад. Числовое значение слова эхад - 13, символ единства. «Один» - олицетворение Творца, создавшего великое множество духовного и материального миров. Как поется в песне, которую принято петь на пасхальном Седере: эхад ми йодеа - кто знает Одного?Десятки раскрывают духовный уровень числа. 130 раскрывает более высокий уровень числа «13».
Мы видим, что числовое значение названия горы - Синай (130), дает представление о том, что здесь произошло. Посмотрим, о чем скажет нам морфологический разбор этого слова.
Слово синай состоит из букв самех, йуд, нун.
Форма буквы самех, которая напоминает русскую букву «о»
- замкнутый круг, что передает идею сокрытия. Гематрия буквы - 60.Кроме того, название буквы - корень слова «опираться».
Евреи поклялись Творцу: наасе венишма - будем делать все, что услышим, и будем слушать Твой голос (и тогда поймем). За это Израиль удостоился Торы и вечной жизни. Еврейский народ полностью положился на Него, на незримого Одного, который спас евреев от рабства и голодной смерти в пустыне.
Буква
йуд (ее гематрия - 10) символизирует мудрость (хохма). Графически йуд отображают точку, которая не занимает места, но из которой построено все пространство. Буквой йуд из имени Всевышнего строится Будущий мир.Мудрый человек (хахам), как говорит наша традиция, - тот, «у кого глаза в голове», - взгляд и поведение которого определяются не чувствами и инстинктами, но сознанием, основанным на изучении Торы, высшего знания. В результате, хахам может предвидеть будущее, последствия тех или иных действий.
Буква
нун (ее гематрия - 50, иначе - 5 х 10) во всей полноте раскрывает число «5». Это - пять книг Торы, пятьдесят уровней понимания (нун шаарей бина). Бина - способность мыслить ассоциативно, воспринимать что-либо интуитивно. Качествами бины особенно щедро наделены женщины. А бина связана с таѓара (в переводе на русский язык - чистота), которая также имеет пятьдесят уровней. Без таѓара нет настоящей бины.Все, о чем мы сейчас говорили, проявилось в судьбе еврейского народа.
В Египте евреи несколько поколений были рабами, и в результате, как говорят наши Учителя, опустились на сорок девять ступеней нечистоты (шаарей тума). Они потеряли дар Речи, который возвышает человека над всем материальным. Этот дар дан Творцом, чтобы, в первую очередь, - обращаться к Нему. И вот в Египте они стали подобны «бессловесным животным». Евреям грозила окончательная духовная гибель. Однако Всевышний вывел их из рабства.
На пятидесятый день после Песаха (после Исхода) Всевышний дал евреям высшую мудрость, возможность проникновения в тайны устройства мира. Дал - Тору. В день дарования Торы (матан Тора) мы отмечаем праздник Шавуот (от слова шавуа - неделя). От Песаха до Шавуот - семь недель (шева шавуот), сорок девять дней. Эти дни составляют «счет омера» - дни духовной работы, когда человек занимается исправлением характера. Тогда, выйдя из Египта, евреи за сорок девять дней поднялись с уровня униженных рабов - на уровень малахим - служителей Всевышнего.
Конечно, такая трансформация за столь малый срок - настоящее чудо. И это чудо возвышения людей, как и чудо Откровения Творца, также отражено в составе слова синай (две его буквы, нун и
самех, составляют слово нес - «чудо). Чудо, сверхъестественное явление, как знамя (также нес) указывает на существование Высшей Силы, источника всего происходящего.Последняя буква слова синай -
йуд обнаруживает прямую связь с полученными на Синае Десятью Заповедями, которым предшествовали Десять Речений Творца. Десятью Речениями Всевышний сотворил мир, позднее - Десятью египетскими казнями освободил Свой народ от рабства. Руководствуясь Десятью Заповедями (символ которых - буква йуд), еврейский народ, «сын Торы» (бен Тора) - формируя себя и свое окружение, согласно Высшей Мудрости, удостоится Будущего мира.Почему Всевышний для дарования Торы выбрал из всех гор именно Синай? - спрашивают мудрецы. И отвечают: потому что это была невысокая гора - «скромная», не отличавшаяся особыми природными качествами («заслугами»)… Намек понятен.
Та же идея заложена в откровении, которое предназначалось не всему еврейскому народу, но - только Моше Рабейну. У подножия этой горы Моше увидел охваченный пламенем куст, который не сгорал. Этот куст, называемый снэ, был самым обычным, небольшим кустом, но именно так, не стремясь особому «величию» воплощения, пожелал открыть Свое Присутствие Творец мира. А в доказательство того, что голос, который услышал Моше, подойдя к кусту, был голосом Творца, Он сказал, что здесь еврейский народ, выйдя из Египта под руководством Моше, получит откровение и сможет принести жертвы.
На Синае, говорят мудрецы, возникает сина - ненависть к евреям, избранникам Творца. Избрание и служение Ему - предмет зависти других народов, подогревающей их постоянную ненависть, антисемитизм. И, в чем бы ни обвиняли евреев антисемиты (а обвиняют они евреев в прямо противоположных вещах), все это не имеет значения, ибо их «пропаганда» имеет одну цель - уничтожение еврейского народа.
Но если евреи будут скромными и будут служить Творцу, то произойдет чудо, и наш маленький народ выполнит свою великую миссию: придет к Творцу и приведет за собой честных и добрых людей всего мира.
В это верили наши предки тысячи лет назад, и вера их оказалась не напрасной. Мы вернулись в Израиль. Теперь наша задача - стать настоящими евреями.
Эта вера не просто досталась нам по наследству, от предков. Она формируется в нас с момента, когда все евреи стояли на Синае, присутствуя при получении Торы - установлениями Творца, переданными через Моше. В том числе - чудом еженедельной субботы, годом шмиты, который наступает раз в семь лет, и йовелем - каждым пятидесятым годом.
Согласно еврейской традиции, не принято полагаться на чудо. Следует делать все, что от тебя зависит, и быть готовым к тому, что исход ситуации может быть любым. Неизвестно, заслуживаешь ли ты чуда, если в этом сомневался даже Авраам. А ведь мы учимся у Авраама и наследуем его качества. Кроме того, нельзя полагаться на чудо, потому что нельзя «испытывать» Творца, нельзя ставить Его в «безвыходное положение».
Однако исполнение законов субботы, года шмиты (субботнего года) и йовеля (юбилейного, пятидесятого года), как раз и означает, что люди в эти периоды времени полагаются на чудеса.
Фараон в Древнем Египте обвинял евреев в «лености». Ему вторили древние греки, удивляясь, как можно не работать целый день в неделю, впадая в состояние «праздности» еще до начала субботы. Так, казалось им, нельзя заработать на жизнь. Но в результате мы видим, что и древние египтяне и древние греки исчезли, а мы живем. Со временем весь мир принял наш обычай и отдыхает день в неделю...
Творец запретил нам работать в субботу и поэтому каждую пятницу давал евреям в пустыне двойную порцию мана, заботясь об исполнении этой заповеди. Но то - в пустыне, в «поле чудес».
Когда Йегошуа бин Нун привел народ в Кенаан, ман перестал падать с Небес. Евреи должны были обрабатывать землю. Здесь, чтобы не работать, особенно - в страдную пору, от каждого требовалось мужество и надежда.
Проблема с соблюдением субботы существует и теперь, в наши дни. В недалеком прошлом в стране Советов или в Америке, например, если человек не выходил на работу в субботу, ему грозило увольнение, а при Сталине и тюрьма. А, значит, его семья оставалась без средств существования. Но и теперь даже там, где суббота стала государственным выходным днем, искушения сохраняются, и трудности не исчезают. Их источник в безверии, отсутствии надежды.
В этом смысле поучительна история преуспевающего американского бизнесмена Г.Райха. Он жил в Нью-Йорке и держал сеть дамских парикмахерских, магазинов парфюмерии, шляп и париков. Субботний день приносил ему основной доход, равный доходу всей недели. И вот он прочел книгу «Секрет счастья». Ее автор - раввин Давид Миллер. И написал раввин о том, как красива суббота и как важно соблюдать ее законы.
Книга произвела на Райха такое впечатление, что он решил жить по-еврейски, и с тех пор по субботам его магазины были закрыты. Всевышний помог ему, он не обеднел. Теперь этот энергичный человек, которому уже за восемьдесят, возглавляет общество соблюдения субботы, приближая к Торе тысячи людей.
Творец порой испытывает людей, посылая именно в субботу возможность заключить самую выгодную в жизни сделку.
Конечно, соображение, сколько можно заработать в субботу, способно лишить покоя и состоятельного человека. Но, в первую очередь, это беспокоит бедняка, который и так еле-еле сводит концы с концами, не зная, как вылезти из долгов.
А уж тем более, шмита, швиит - седьмой год. Целый год не обрабатывать землю, которая для тебя - источник дохода?.. Это и в самом деле - серьезная проблема. Речь идет не об одномоментном ущербе. Ведь не посеешь - не пожнешь. Чем весь следующий год кормить детей?
Йовель - вообще проблема проблем. 49-й год - год шмиты, пятидесятый - йовель. При таком «стечении обстоятельств» выходит, что целых два года подряд нельзя обрабатывать землю. Однако ѓалаха (закон) говорит о том, что соблюдать йовель нужно только, когда народ находится на достаточном духовном уровне. Для этого необходимо, чтобы большинство евреев жили на Земле Израиля и в Иерусалиме был Храм. Всевышний ставит перед человеком только выполнимые задачи.
Всевышний обещает, что восполнит затраты на субботу, что даст в шестой год большой урожай, чтобы хватило на седьмой и даже восьмой год. Так и происходит. И только перед теми, кому недостает веры, кто привык мыслить «реалистично», возникает дилемма: нарушить заповедь - боязно, надеяться на чудеса - страшно…
Вот что сказал однажды первый израильский премьер-министр Давид Бен Гурион: «Тот, кто в Израиле не надеется на чудеса, - тот не реалист». И это факт.
Суббота и субботний год - законы, данные нам на горе Синай. Это - откровение Творца, раскрытие истинной природы того, что мы считаем природой. И это - «Секрет счастья».
Текст составил Гедалия Спинадель