Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»
Место в Торе:
Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.Почему она так называется?
Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».
Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.
Обсуждение главы «Беhаалотха»
1. Как зажечь Менору
В нашей главе говорится о том, как Аарон должен зажигать светильники Меноры в Мишкане (переносном Храме). И в тексте написано: «Когда будешь разжигать огонь светильников — по направлению к середине Меноры будут светить семь светильников» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).
Известно, что в Меноре один светильник находился в центре, а с каждой стороны от него было по три светильника, расположенных на ветвях Меноры. Таким образом, три восточных светильника были обращены — к центральному, также — как и три западных.
Возникает вопрос: почему в Торе не написано, что по направлению к центру Меноры должны светить шесть светильников? Ведь центральный светильник не может освещать сам себя.
Сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 12), что одновременно со строительствам Мишкана в нашем мире воздвигался Мишкан наверху, в Высших мирах.
Это выводится из фрагмента Торы — «Место, которое, ты создал для пребывания своего, Всевышний» (Шемот, гл. 15, ст. 17), — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Тогда мы можем понять и отрывок: «И построят Мне Святилище, и Я буду пребывать в них» (Шемот, гл. 25, ст. 8). Сказано именно — «пребывать в них» (а не «в нем»). Потому что Всевышний находится одновременно и в Небесном и в земном Святилище. Более того, в Талмуде (трактат Таанит, лист 5) Учителя сообщают, что Творец обещал «не входить» в небесный Храм до тех пор, пока Ему не подготовят место в земном Храме.
Резонно предположить, что между верхним и нижним Святилищами существует взаимосвязь. Причем, все элементы одного соотносятся с аналогичными элементами другого. Так мизбеах (в условном переводе — «жертвенник») нижнего Святилища сориентирован на мизбеах — верхнего, Менора нижнего — настроена на Менору верхнего и т.д.
В предыдущей главе рассказывалось о приношениях которые совершали главы колен. Тогда опечалился Аарон, ведь его колено не участвовало в этих приношениях. Успокаивая его, Всевышний пообещал, что его доля участия будет — значительнее приношений всех колен. Поэтому сразу за описанием приношений колен, в Торе следует адресованное Аарону указание о зажигании и ориентировании светильников Меноры.
Ведь когда Храм будет разрушен — прекратятся и приношения. Но зажигание светильников в память о чуде с Менорой во время освящения Храма в Хануку (см. на сайте материалы, посвященные празднику Ханука) — останется навечно и получит в еврейском народе распространение.
Теперь, мы можем под иным углом зрения взглянуть на отрывок, которым начинается наша недельная глава. И увидеть, что слова «по направлению к середине Меноры будут светить семь светильников» подразумевают — «по направлению к Меноре, которая находится в верхнем Святилище».
После разрушения Храма, перестало существовать и аналогичное Святилище в Высших мирах. Но поскольку зажигание Меноры в какой-то мере все же — сохранилось (свечи Хануки) — есть основания предположить, что и верхняя Менора продолжает функционировать. Поэтому, зажигая свечи ханукальных светильников, следует помнить, что мы тем самым поддерживаем огонь светильников в Высших мирах.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
.
2. Менора
и исполнение заповедей — важный урокСледует отметить, что в рассматриваемом нами фрагменте — «Когда будешь зажигать светильники…» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2) речь также идет о Торе и заповедях. Как сказано: «Заповедь — светильник, а Тора — свет!» (Мишлей — «Притчи царя Шломо», гл. 6, ст. 23).
Обратим внимание, что для обозначения действия зажигания светильников Меноры в нашем отрывке используется слово, которое можно перевести и как «вознесение», «поднятие». То есть здесь говорится, что Тору и заповеди нужно — «вознести». Что предполагает, что изучать Тору и выполнять заповеди надо — во Имя Небес.
Написано в Теилим (Псалмы царя Давида): «Велико до Небес милосердие Твое» (гл. 57, ст. 11). А в другом месте — «Милость Твоя простирается выше Небес» (там же, гл. 108, ст. 5).
Так, где же «верхние пределы» Милосердия Всевышнего?
Разъяснение сути обоих приведенных здесь фрагментов из Теилим находим в Талмуде (трактат Песахим, лист 50). Когда евреи изучают Тору и исполняют заповеди ради каких-либо материальных, будничных целей, — отмечают Учителя, — Милосердие Творца к ним также ограничивается рамками материального мира. Об этом — в первом фрагменте из Теилим. Во втором — речь идет о занятиях Торой и осуществлении заповедей во Имя Небес, когда сыны Израиля устремляют свои сердца и помыслы к высшим духовным сферам. Тогда и Милость Всевышнего к ним — безгранична.
Поэтому Тора наставляет Аарона (а вместе с ним и всех нас): «Когда будешь зажигать светильники» — выполняй эту заповедь (и также любую другую) во имя Небес.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 15) говорится: если мы хотим, чтобы, как сказано в Теилим, «ночь светила, как день, и тьма стала Светом» (гл. 139, ст. 12) — мы должны «поднимать светильники на духовную высоту».
Проиллюстрируем смысл этого фрагменты Мидраша притчей.
Однажды царь сообщил простолюдину, что собирается у него отобедать, и попросил подготовить для трапезы все необходимое. Этот простой человек купил на рынке недорогую посуду и столовые приборы, которыми пользуются простые люди. Когда же в его дом прибыли придворные и принесли изысканные сосуды из золота, украшенные драгоценными камнями, человек, готовившийся принять высокого гостя — смутился и убрал со стола приборы, которые купил сам.
— Разве я не предупреждал, что буду у тебя обедать, — спросил царь, войдя в дом. — Почему же ты не подготовился?
— Я увидел, какое великолепие тебя окружает, — ответил ему простолюдин, — и решил, что не подобает угощать тебя, используя посуду, которую я сумел приобрести.
— А я из любви к тебе готов отказаться от драгоценных сосудов и пользоваться тем, что есть у тебя, — сказал ему на это царь…
Вот и в нашем случае, Всевышний, от которого исходит бесконечный Свет, как сказано: «И свет обитает с Ним» (Танах, книга пророка Даниеля, гл. 2, ст. 22), обращается к сынам Израиля со словами: «Подготовьте Мне Менору и светильники».
В Торе читаем: «Сделайте Мне Святилище, и Я поселюсь среди вас… И сделай Менору из чистого золота» (Шемот, гл. 25, ст. 8, 31). И далее: «Но не мог Моше войти в Шатер Откровения» (там же, гл.40, ст.35). Тогда позвал его Всевышний и велел ему: «Вознеси светильники!».
Человек не в состоянии постичь тайны, глубинный смысл заповедей. Но Творец и не ждет от нас этого. Его желание — чтобы каждый из нас выполнял заповеди по мере своих сил и возможностей, поднимаясь над повседневностью и стремясь приблизиться к Нему.
Ради нас Всевышний готов отказаться от золотой Меноры и принимает от нас свет, зажженый в простых ханукальных светильниках...
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Очищение левитов
В нашей недельной главе Всевышний дает указание произвести очищение левитов. Как сказано: «Отдели левитов от сынов Израиля, и очисти их» (Бамидбар, гл. 5, ст. 6).
Всего в отношении левитов было дано четыре указания, связанных с очищением и выделением их из среды остальных колен Израиля:
1. Их надо было отделить от остальных сынов Израиля, поскольку левиты, обучая народ Торе, жили среди других колен. И это было пространственное разделение.
2. Приказ об очищении был необходим, потому что до тех пор левиты особо не остерегались тумы (духовной нечистоты), которую получают от мертвого или мецоры и т.п. (подробнее о понятиях «тума», «тагора» и «мецора» — см. на сайте, к примеру, в обзорах недельных глав Тазрия и Мецора, первый годовой цикл обсуждения). Теперь же они получили указание очиститься и пребывать в состоянии тагора (духовной чистоты) — в знак того, что отныне они будут выделены (кедошим), ибо Всевышний избрал их для служения в Храме. Поэтому и жить им полагалось вокруг Мишкана (переносного Храма).
3. Левиты должны были состричь все волосы на теле. Для представителей других колен на это не было запрета. То есть такое указание свидетельствовало, что у левитов, по сравнению с остальными, будут дополнительные запреты, не распространяющиеся на других евреев.
4. Приказ выстирать одежды напоминает аналогичное указание, которое было дано всем евреям накануне дарования Торы у горы Синай — «Пусть выстирают одежды свои» (Шемот, гл. 19, ст. 10). Также и Яаков, приближаясь к Бейт-Элю сказал своим домочадцам, чтобы они сменили одежды (Берешит, гл. 35, ст. 2).
В более глубоком смысле это подразумевает «очищение» от негативных черт. Ведь черты характера — это одеяния души.
В Танахе есть эпизод, где Иегошуа стоит перед малахом (малах в условном переводе — «ангел»). И малах произносит: «Снимите с него запачканные одежды» (Танах, книга пророка Захарьи, гл. 3, ст. 4). Конечно же, на Иегошуа не было никаких испачканных одежд. Речь идет о негативных человеческих свойствах.
Только после того, как левиты исполнили эти четыре приказа, им разрешили совершить приношения и искупить свои прегрешения.
Левиты должны были, во-первых — переносить Мишкан и охранять его, сопровождая службу песнопениями. Во-вторых — подчиняться распоряжениям коэнов, Аарона и его сыновей, помогая осуществлению службы в Мишкане.
Перед тем, как приступить к исполнению возложенных на них обязанностей, каждый левит проходил процедуру посвящения Всевышнему, которая в нашей традиции называется — тнуфа. Причем — дважды.
О первой тнуфе в Торе написано: «И предстанут левиты перед Всевышним, и возложат сыны Израиля руки свои на левитов. И посвятит Аарон левитов Всевышнему от сынов Израиля для служения» (Бамидбар, гл. 8, ст. 10-11). Так левитов посвящали служению Всевышнему, вместо первенцев. Эту первую «процедуру» от лица всего народа Израиля осуществлял Аарон. Предполагалось, что после этого левиты будут проявлять в служении необходимую расторопность, ловкость и сноровку.
Вторая тнуфа символизировала поступление левитов под начало Аарона и его сыновей. Поэтому левитов выстроили перед Аароном и его сыновьями, а саму тнуфу осуществлял Моше. Эта тнуфа сообщала левитам качество исполнительности.
Из нашего отрывка «Отдели левитов от сынов Израиля», мы видим, что левитам передавалась особая избранность. В служении в Храме они становились как бы «делегатами» от всех остальных колен. Но, поскольку, служение реализовывалось от имени всего народа Израиля, то левиты и остальные евреи — зависели друг от друга. То есть — общее нуждалось в частном, а частное — зависело от общего. Такая система и называется избранностью.
на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
4. Земля Израиля: наследный удел или подарок Свыше?
Моше обращается к своему тестю Итро с предложением отправиться вместе в Эрец Исраэль (на Землю Израиля). В Торе написано: «И сказал Моше... отправляемся мы в то место, о котором сказал Всевышний: Его отдам вам... Иди с нами, ведь Творец хорошо говорил об Израиле» (Бамидбар, гл. 10, ст. 29).
Из этого фрагмента следует, что Эрец Исраэль дана нам в подарок.
Можно отыскать немало и других отрывков, свидетельствующих о том же. Например: «Из страны хорошей, которую Всевышний дает вам» (Дварим, гл. 11, ст. 17) и т.д. Но если внимательно изучать Тору, можно найти в ней и такой фрагмент: «И овладеют страной, о которой Я поклялся отцам их...» (Дварим, гл. 10, ст. 11), а также — подобные ему, из которых можно сделать вывод, что Эрец Исраэль — это наследный удел, завещанный нашим праотцам.
Так как же все-таки обстоит дело в действительности, о чем идет речь — о подарке или наследстве?
Постараемся в этом разобраться.
Вообще, что такое Эрец Исраэль?
Как бы красиво не звучало это словосочетание, это, прежде всего — земля, которая выглядит как земля, пахнет как земля, хранит в своих недрах полезные ископаемые, взращивает урожаи… Словом — земля, как земля, со всеми присущими ей свойствами.
Но вместе с тем, в отличие от прочих земель, обитаемых или пустынных, Эрец Исраэль обладает особыми, только ей присущими, с одной стороны — духовными (такой высокой концентрации духовности, как в Эрец Исраэль, нет больше нигде в мире), с другой — природными, естественными качествами.
Так, Землю Израиля называют еще — эрец цви («оленья земля»). Потому что оленья кожа обладает особой эластичностью. И Эрец Исраэль тоже способна, как бы растягиваясь, на относительно небольших пространствах, вмещать очень многое. На сельскохозяйственных угодьях Эрец Исраэль выращивают по нескольку урожаев в год и с произрастающими здесь плодами не сравнятся плоды никакой другой земли. Недаром говорится о ней — «Страна, текущая молоком и медом». В Торе и Танахе она названа так более 20-ти раз (см., к примеру, в книге Шемот — гл. 3, ст. 8 и 17).
Таким образом, можно сказать, что Эрец Исраэль, как земля с ее естественными, природными свойствами — наследство, которое мы получили от наших отцов. А ее духовная насыщенность и надъестественные качества — подарок Всевышнего.
В Мидраше Сифри рассказывается, что Моше Рабейну, хотел выделить для Итро небольшой участок земли в окрестностях Иерихо, размером 500 х 500 амот (локтей). Но у Итро была огромная семья. Как ее разместишь на такой небольшой территории? Поэтому сказал ему Моше: «Отправляемся мы в то место, о котором сказал Всевышний: его отдам вам». Отдам — в подарок. То есть Моше сделал акцент на сверхъестественном свойстве Эрец Исраэль — вмещать многое в относительно малом пространстве. Поэтому и пригласил — «иди с нами». Туда, где места хватит всем.
Привлекает внимание и окончание рассматриваемого нами фрагмента — «Ведь Творец хорошо говорил об Израиле».
Какое отношение это добавление имеет ко всему вышесказанному?
Итро, надо полагать, неплохо разбирался в людях. Недаром же он выбрал в зятья Моше — неординарного человека. Однако и у него могли появиться сомнения. Что будет, если евреи вдруг откроют «деликатесные» магазины, начнут требовать транспорт по субботам? Не случится ли так, что Всевышний, в ответ на противление Его Воле, отзовет подарочную часть «ссуды»? Как тогда прожить на этом крохотном клочке земли?
Вот и успокоил его Моше словами: «Творец хорошо говорил об Израиле». Подразумевая известное правило: если Всевышний пообещает что-то хорошее, пусть даже с условием — то обратного хода такому обещанию, как сказано в Талмуде (трактат Берахот, лист 7) — не будет.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)