Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
ГЛАВА “БАМИДБАР”
Место в Торе
: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 - гл. 4, ст. 20.Почему она так называется?
В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в
пустыне Синай…”.В пустыне на иврите - бамидбар.
Обсуждение главы “Бамидбар”
16.05.04
И вот мы снова приступаем к обсуждению книги Бамидбар, которая посвящена описанию событий 40-летних странствий евреев в пустыне. Заповедей здесь немного, и в целом она читается, как исторический рассказ.
То же можно сказать и о книге Берешит, в которой заключена фундаментальная для всех религий информация. В ней дается описание процесса создания вселенной, развития отношений между Всевышним и человеком, жизни праотцев. Если сравнивать книгу Бамидбар с книгой Берешит, может показаться, что она адресована, главным образом, поколению Пустыни, и непреходящей исторической значимости не имеет. Но уже одно то, что Тора посвящает определенным событиям целую книгу, дает нам понять, что эти события важны для всех последующих поколений. В чем же их особый смысл? В этом мы и попытаемся разобраться в нашем обзоре.
Прежде всего, подчеркнем, что мы начинаем читать эту книгу незадолго до праздника Шавуот (праздник дарования Торы), который отмечаем в середине следующей за этим недели. И поскольку мы знаем, что в подобных вещах не бывает случайностей, резонно сделать вывод, что информация, содержащаяся в книге, связана с получением Торы на горе Синай.
В общих чертах «послание» книги Бамидбар - фиксирование норм жизни еврейского общества. Книга разъясняет природу социального договора, объединяющего отдельных индивидуумов в целое, которое называется «еврейский народ». Она намечает очертания неотъемлемой части социального договора - этики социального поведения.
Дарование Торы на Синае печатью скрепило союз еврейского общества с Творцом мира. И формирование этической системы стала необходимой прелюдией к этому знаменательному событию.
Наша глава, первая в книге Бамидбар, начинается с того, что Всевышний велит определить количество евреев, достигших 20-ти лет - в каждом колене народа Израиля. При этом особо выделены левиты. А в результате «переписи населения», нам представлена детальная картина состава всего еврейского лагеря. Мы узнаем, что каждое еврейское колено имело своего лидера, собственное место в лагере и во время переходов.
В центре лагеря израильтян находился Мишкан (походный переносной Храм). Вокруг него и дислоцировались отряды колен - по движению часовой стрелки, начиная с востока и кончая севером. Лишь стан левитов располагался непосредственно вокруг Храма.
Мидраш сообщает, что такое распределение мест на стоянках не «придумано» в пустыне. Оно явилось
реализацией завета Яакова. Этот порядок обозначил праотец, когда давал своим сыновьям благословение.Комментируя главу Берешит,
Раши (раби Шломо бен Ицхак - величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) уточняет, что Яаков велел своим детям именно таким образом группироваться на стоянках, когда они пойдут из Египта с его останками, чтобы захоронить их в пещере Махпела. То есть порядок расположения еврейских колен был установлен еще Яаковом - на все времена.Мидраш отмечает интересный момент: первое событие, потребовавшее такого строевого порядка, было печальным (похороны Яакова), но описание лагеря в условиях пустыни (о чем повествует наша глава), привносит в него позитивную ноту.
По велению Яакова, левиты не должны были нести останки Якова (и на стоянках в пустыне они - на особом положении, разбивают свой лагерь вокруг Мишкана).
Йосеф, родоначальник двух колен, тоже не нес останки Яакова. Леви и Йосефа заменили Эфраим и Менаше, дополнив количество колен до двенадцати.
Распоряжение Яакова было подиктовано его пророческим видением и осталось неизменным в духовной цепочке поколений. Поэтому так важно понять его смысл.
Начнем наше исследование с обсуждения характера расположения колен в лагере…
17.05.04
Современному человеку такая жесткость в системе расположения колен в стане может показаться, по меньшей мере, странной. Совершенно очевидно, что личные заслуги и достоинства отдельного человека в ней не имели никакого значения. Определяющий фактор в данном случае - принадлежность к конкретной семье и связь с тем или иным коленом народа Израиля. Даже Учителя Торы не обладали в этой «иерархии» какими-либо преимуществами. Удаленность от Мишкана на стоянках зависела только от родословной.
В наши дни «порядок расположения колен» не используется. Однако в религиозной еврейской среде принадлежность к определенной семье до сих пор не утратила своего значения. Чем это объяснить?
Мы уже говорили (см. выше), что чтение книги Бамидбар всегда выпадает на неделю, предшествующую празднику Шавуот. И это не случайно. Мы приходим к празднику Дарования Торы, когда детальное описание еврейского лагеря еще звучит в наших ушах.
В книге Шемот сказано: «Вышли (сыны Израиля) из Рефадим, и прибыли в пустыню Синай, и расположились станом в пустыне, и разбил лагерь там Израиль напротив горы» (Шемот, гл. 19, ст. 2).В момент получения Торы, - комментирует Раши, - еврейский стан был единым («единое целое с одним сердцем»), но во всех других случаях в лагере царил раздор, разлад и беспорядок (Мехилта).
Единство было необходимым условием для получения Торы, - отмечает Ор а-Хаим (раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко, первая половина 18-го века). - Даже незначительные разногласия и споры в среде еврейского народа, сделали бы это великое событие невозможным.
Но почему? Почему акт дарования Торы мог иметь место только в условии всеобщей гармонии?
Гармония предполагает единодушие в суждениях и взглядах, а этого нелегко достичь даже в отношениях между супругами. Что же говорить обо всем народе?
Сама постановка такой задачи (достичь единства) перед целым народом может показаться просто наивной. По законам демократического общества, его члены подчиняются решениям большинства. Почему же для получения Торы этого было недостаточно? Почему потребовалось единодушное согласие всех его членов?
Мы готовы ответить на этот вопрос. В любом современном, в том числе - и демократическом, обществе нет единодушия. И это особенно заметно в критические моменты истории, скажем - во время войн.
Мы знаем: чтобы человек решился пожертвовать своей жизнью во имя чего-то, он должен поверить в ценность того, ради чего он готов расстаться с самым дорогим, что у него есть.
Вспомним, к примеру, войну во Вьетнаме. Большинство американцев поддерживали политический курс тогдашнего правительства. Но оно было вынуждено принять решение о выводе войск из Вьетнама. Противники этой войны, хоть и были в меньшинстве, не захотели подчиниться большинству, потому что не верили, что ради этой войны стоит жертвовать своими жизнями или жизнями своих близких.
Демократия - это оптимальный путь организации экономической и социальной жизни общества. Когда же речь идет о жизни и смерти, каждый человек должен решить сам для себя, считает ли он цель дороже своей жизни.
Получение Торы тоже требовало самопожертвования - не меньшего, чем на войне.
Еврейская история знает немало примеров, когда люди жертвовали своими жизнями ради того, чтобы сохранить верность Всевышнему и Его Торе.
И сегодня в Израиле погибают евреи. Только за то, что они - евреи.
Союз, заключенный на горе Синай подразумевает готовность к самопожертвованию. Поэтому еврейский народ мог принять Тору, только добившись полного единодушия.
Но как решить эту задачу?..
18.05.04
Зависть, вожделение и жажда славы, - свидетельствует наша традиция, - удаляют человека из мира (Мишна, трактат Авот, гл. 4).Что это означает?
Ясно, что речь идет о недостойных людях. Но как понимать выражение - «удаляют из мира»?
Здесь говорится о единстве в суждениях, - объясняют Учителя, - Хотя достичь единомыслия трудно, на практике оно все же существует в отношениях между людьми. И в первую очередь, когда «на повестке дня» - основные жизненные вопросы. Наше восприятие реальности заставляет нас признать, что все мы имеем одни и те же потребности. Всем нужен хлеб, всем нужна вода…
Разногласия возникают на уровне приоритетов, когда необходимо решить, что важнее.
Попробуем разобраться, почему мы достаточно легко приходим к согласию, когда речь идет о наших главных жизненных потребностях, и не можем достичь единства в обозначении «приоритетности» нужд.
Разве мы не живем в одно и той же реальности? Если для меня что-то - важнее другого, почему бы и моему соседу не признать, что и для него так будет лучше? Почему в определении «иерархии» ценностей мы так катастрофически расходимся во мнениях?
Об этом как раз и говорят наши Учителя, объясняя: мы видим реальность по-разному, потому что в нас запрограммированы не только положительные черты, но и негативные. Наши изначальные побуждения - стремление к власти и славе, зависть, вожделение и т.п. - если мы не в силах справиться с ними, извращают объективную картину мира. Вот мы и начинаем воспринимать реальность в искаженном виде. И у каждого это видение - свое. То есть, всплывающие на поверхность заложенные в нас негативные побуждения - «удаляют» нас от реальности, от нашего «мира».
Теперь, продолжая развивать эту логическую цепочку, мы можем сказать, что единомыслие в оценке приоритетов может быть достигнуто между людьми, которые не отягощены чувствами зависти, вожделения и не стремятся к славе. Если это так, люди видят реальность одинаково - такой, какая она на самом деле.
Но тут возникает следующий вопрос: способен ли народ в целом подняться на столь высокий духовный уровень «самоотречения»?
Ответ на этот вопрос и дает нам наша недельная глава. Ибо демонстрирует нам, что человек освобождается от этих, заложенных в нем дурных качеств и устремлений, если совершенно четко знает, какое место ему отведено, что его позиция - уникальна, и никакие предпринятые им усилия его положения не изменят. В такой ситуации каждый еврей видит ту же реальность, что и его собратья по лагерю, и Израиль обретает единство. Тогда все в состоянии осознать, что Тора - очень важна для всего народа, и ее необходимо получить.
Такая постановка вопроса, скорее всего, вызовет в современном человеке чувство возмущения. Ведь получается, как будто бы, что единственный путь к достижению социальной гармонии - установление всеобщей и жесткой средневековой клановой системы. Разве это нормально, когда личные заслуги не представляют собой какой бы то ни было реальной ценности?!
Что ж, сравним представленную здесь модель, с той, которая существует в рамках современной демократической системы.
Можем ли мы со всей ответственностью утверждать, что наше общество учитывает заслуги его членов и, таким образом, социальные и прочие блага распределяются по справедливости? В идеале социальный статус индивидуума не должен зависеть ни от фамилии, которую он носит, ни от пола, ни от цвета кожи и т.п. Так ли обстоит дело в действительности?
Когда мы построим такое идеальное общество, каждый его член - независимо от его расовой принадлежности, вероисповедания и т.д. - сможет в равной мере пожинать плоды, взращенные его талантами и способностями. Но пока это, согласитесь, остается мечтой…
19.05.04
Попробуем внимательнее рассмотреть мир мечты.
Любой человек в идеальном обществе (независимо от его происхождения) при наличии соответствующих данных, может стать, к примеру, знаменитым врачом, прекрасным специалистом. Он сможет насладиться всеми благами, которые предоставляет ему его общественный статус - высокая зарплата, положение в обществе, уважение окружающих и т.п. Он заслужил все это, потому что упорно учился и окончил медицинский факультет университета. Да и потом умело применял полученные знания на практике. Прямо скажем, работа врача - нелегкий труд. Звучит все это - замечательно. Однако, допустим, что он родился с особым интеллектом и блестящими способностями. Учеба давалась ему легко, без особого усилия над собой он переносил отпечатавшиеся в его памяти знания - в свою врачебную практику… И вот так, без напряжения, достиг профессиональных высот.
Этот простой пример открывает нам горькую правду: наше идеальное общество, базирующееся исключительно на заслугах людей - не более, чем иллюзия. Люди рождаются, допустим, с прекрасной фигурой или особыми способностями и талантами. Они могут развить свои врожденные качества, и мы уже готовы признать, что обладатель этих данных заслуживает большего, чем остальные люди. Сколько бы мы ни стремились к равноправию, будущее человека определяется «случайностью». Одному от рождения дается потенциал, реализуя который он достигает высокого положения в обществе. Потенциал - другого человека закрывает перед ним такие возможности. Но разве природные таланты имеют отношение к заслугам? Ведь заслуги определяют нечто, достигнутое индивидуумом в результате приложения трудов и усилий.
Если вы все же продолжаете считать, что между системой, где критерием для обретения определенного социального статуса служат реальные заслуги человека, и другой, где статус - следствие генетической принадлежности, существует большая разница, составим краткую «схему» обоих подходов к действительности.
В первом случае мы имеем дело с заслугами, обусловленными качествами, полученными человеком от рождения.
Во втором - с социальным статусом, который при рождении определен положением, которое занимает в обществе семья данного индивидуума.
Есть ли между этими подходами к очерченным нами проблемам принципиальная разница, с моральной точки зрения?
Мы заменили олигархию интеллектуально одаренных людей (что обусловлено, по сути, «случайностью» - потенциалом, полученным при рождении) - олигархией «случайности происхождения». В нашем воображаемом идеальном обществе «случайный» фактор рождения человека в той или иной семье и получение генетически обусловленной одаренности способны реализоваться в полной мере. И одно не будет противоречить другому.
Но неужели создать равноправное общество, основанного на заслугах человека - вообще невозможно?
Мы дадим на этот вопрос утвердительный ответ, если сместим центр внимания с физического аспекта человеческого существования на - духовный.
Возьмем за основу наших рассуждений предположение, что Всевышний создал нас с определенным потенциалом, а для дальнейшего развития - поместил в определенные обстоятельства. Тогда получается, что у человека нет ни малейшего повода для того, чтобы гордиться своими успехами и достижениями. Если человек принимает свои, даже особые, способности, как данность, дарованную Свыше, он не будет испытывать чувство превосходства от того, что бегает, скажем, быстрее других, или потому, что - умен и легко постигает науки…
Более того, даже успехи, достигнутые с помощью потенциала, которым «генетически» наделен человек, перестанут быть предметом восхищения и самолюбования. Ибо осознает, что он - лишь «механизм» осуществления замысла Творца.
Что же будет тогда считаться заслугой?
Истинная заслуга человека в этом контексте - его выбор правильного пути, как результат реализации свободы воли.
Эта тема возвращает нас к содержанию нашей недельной главы…
20.05.04
Всем нам дана возможность решить, кто мы. Если реальность для нас - материальна, это означает, что мы ориентируемся на потребности тела. Если мы обнаруживаем стремление к миру духовности, главное для нас - душа. Мы не раз говорили в наших обзорах, что тело не отражает человеческую сущность. Оно - лишь оболочка, одежда души, предназначенная для того, чтобы мы смогли пройти свой путь в этом физическом мире.
Если мы сориентированы на потребности тела, то есть - концентрируем свои усилия на материальном, для нас чрезвычайно важны все материальные, исходные параметры: пол, цвет кожи, внешность, уровень полученных от рождения способностей и т.п. Фактор «случайности», благодаря которой получены от рождения наши данные, в этом контексте не имеет значения. Главное - способность применить данные на практике, да чтобы интеллектуальные «параметры» были повыше. Обладатель наиболее высоких интеллектуальных показателей ценится в обществе. Поэтому его превосходство вполне оправдано, ведь он действительно демонстрирует данные, превышающие возможности других.
Если мы считаем, что люди, в первую очередь - существа физические, нам легко принять и существующую социальную систему. Как будто бы все справедливо: положение человека в обществе определяется его способностями и талантами. Сетовать на несправедливость подобной организации общества - бесполезно и так же нелепо, как сочувствовать муравьям, что они не наделены таким же, как мы, интеллектом.
Если мы полностью относим человека к явлениям физического мира, это означает, что мы заведомо обрекаем себя на существование в мире несправедливости. Более талантливые могут принести больше пользы обществу. Поэтому логично предоставить им больше власти, наделить их более высоким статусом и одарить их большим количеством благ.
И это общество никогда не избавится от зависти, людских устремлений - во что бы то ни стало, любым способом добиться власти… Ибо человеку «физического мира» трудно смириться, что у кого-то более широкие возможности, нежели у него самого. Вот и выходит, что нам никогда не достичь единства. Реальность для нас никогда не будет одинаковой.
Если бы в период странствий по пустыне еврейское общество строилось бы именно таким образом, мы никогда не смогли бы получить Тору.
Но если мы мыслим себя существами, в первую очередь - духовными. Жизнь представляется нам совершенно иначе.
Если мы существа - духовные, для нас уже не столь важен пол, расовая принадлежность, изначально полученные при рождении способности. Мы расцениваем наши заслуги, как результат реализации свободы выбора, которой наделил нас Всевышний. Материальные блага - не венец наших устремлений. Как правило, каждый может обеспечить себя жильем, едой и одеждой. Но вопрос, насколько роскошными будут наряды, в которые облекается тело, и сколько этажей ему понадобится - утрачивает остроту. И уж тем более, это - не основание для оценки окружающих. Ибо мы понимаем, что никакой нашей заслуги в приобретении материальных благ, по сути, нет, что все это - от Всевышнего.
В Талмуде сказано: «Все в руках Неба, за исключением страха перед Небом» (трактат Берахот, лист 33).
Нам остается обсудить технический вопрос. Если я ориентирован на духовность, где мое место?
Легко идентифицировать себя с телом и отделиться от других тел. Но как идентифицировать себя с душой? Попробуем понять это, воспользовавшись компьютерной терминологией.
Представим, что душа - некий файл, который может быть помещен в нужное место, если указать цепочку его расположения в системе директорий. Теперь вернемся к истории: чтобы определить место души, нужно описать колено, которому эта душа принадлежит, семью и «диск», где эта семья и колено размещаются.
Если бы мы поставили перед собой цель - определить место конкретной души, мы бы сделали это таким образом, как это описано в нашей недельной главе, которая кажется почти «предшественником»
WINDOWS. Мы должны будем определить, в каком месте искра Всевышнего, находящаяся в этой душе, отделилась от Него. Направление обозначено - от Мишкана. А теперь, чтобы определить место индивидуума, мы должны будем пройти путь: колено - семья - процесс, который очень похож на описание местоположения отдельного файла в общей системе вложенных друг в друга директорий.Это описание свидетельствует, что там, на горе Синай, мы ощущали себя душами. Когда евреи ели ман (см. на сайте ответ «Что такое ман», раздел «Спроси у раввина») и жили под защитой облака Всевышнего, у них была общая реальность, и воспринимали они ее одинаково. Они полностью были лишены стремления к личной славе и чувства зависти. Разницу в способностях и талантах они учитывали при распределении задач. Поэтому в те времена еврейский народ и мог прийти к единству, необходимому для получения Торы.
В любом случае, получение Торы имеет смысл для человека, концентрирующегося на духовности, когда потребности тела для него - лишь необходимый жизненный атрибут. В заповедях Торы нет ничего утилитарного. Они не содержат инструкция для производства побрякушек.
Принятие Торы предполагает ориентацию на духовность. А у души не возникает проблем, когда ей нужно занять определенное место, предназначенное ей в стане Израиля. Тем более, что это дает состояние полной гармонии в отношениях с другими душами.
Как видим, недельная глава Бамидбар, несомненно - прелюдия к празднику Шавуот…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим