Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Недельная глава Второй цикл обсуждения
New Page 3

ГЛАВА “БАМИДБАР”

Место в Торе: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 - гл. 4, ст. 20.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”. В пустыне на иврите - бамидбар.

Обсуждение главы “Бамидбар”

05.05.02

Мы начинаем новую, четвертую книгу Хумаша (Пятикнижия) Моше - Бамидбар. О содержании этой недельной главы в общих чертах - см. на сайте обзор недельной главы Бамидбар, первый годовой цикл. В нашем обзоре мы будем говорить об особенностях всей книги.

Наши Учителя учат нас подводить итоги - делать хешбон нефеш (проверять свою душу) - на исходе каждого дня. Что ты успел сегодня, что не успел, и почему? Что сделал хорошего и плохого; что собираешься делать завтра; что хочешь улучшить в себе, что исправить? Без этой работы невозможно самосовершенствование, ради которого наша душа отправлена в школу жизни, без нее нельзя достичь цели, которая поставлена перед нами Творцом.

Кроме того, для такой работы нам выделен целый месяц элул - перед Рош а-Шана, Судным Днем (началом Нового Года), а также - десять дней тшувы (возвращения на пути Творца). Да, собственно, и все праздники.

В отличие от современного образования, основанного на ознакомительном освоении информации, в основе еврейского обучения лежит принцип повторения.

Каждый год мы заново читаем всю Тору. Многие ежегодно прочитывают все шесть разделов Мишны (законы Устного Учения). Некоторым выдающимся людям каждый год удается прочесть весь Шас (Вавилонский Талмуд), а это - 2500 листов текста, полного скрытых тайн, диспутов между нашими Учителями, сложных дилемм и вопросов…

Есть ли необходимость в таком многократном повторении?

Есть. С каждым прочтением мы все глубже проникаем в смысл текстов, и каждый раз открываются нам новые идеи... Но главное даже не это. А то, что, поднимаясь на новые ступени познания, мы «углубляем» собственные души.

Итак, повторим.

Из книги Берешит мы узнали о Сотворении мира, ошибке Адама и первом еврее Аврааме, который по своей воле отказался от идолопоклонства и самостоятельно пришел к Творцу. Его последователями стали сын Ицхак и внук Яаков. Яаков с двенадцатью сыновьями и их потомками спустился в Египет, и, благословив сыновей и внуков, отошел в лучший мир.

Книга Шемот («Имена») поведала о страданиях потомков Яакова в египетском рабстве, об их чудесном освобождении и завершила рассказ кульминационным моментом еврейской истории - дарованием Торы, Откровением Творца. На этом этапе сформировался народ Израиля, готовый исполнять Его волю.

Третья книга, Ваикра («И призвал») излагает необходимые для совершенствования мира и еврейского народа законы служения Творцу в Мишкане (переносном Храме) - модели мира. Это службу несли коэны, потомки Аарона, брата Моше, из колена Леви. В середине третьей книги Всевышний повелевает, раскрывая великий принцип Торы, - «Люби ближнего как самого себя».

Казалось бы, создан еврейский народ, поставлена перед ним задача - исправить ошибку Адама и привести все народы к Творцу, дан Закон Торы, построено Святилище и описаны законы служения в нем. Что еще?

Еврейскому народу предстоит овладеть постоянным местом служения - прийти на Землю Израиля, завещанную еще Аврааму.

А нам остается прочесть еще две книги Торы - Бамидбар и Дварим

 
06.05.02

Обратим внимание: последняя фраза книги Ваикра - «Вот заповеди, которые Творец дал Моше для Сынов Израиля на горе Синай» (Ваикра, гл. 27, ст. 34). Начало книги Бамидбар: «И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…». И конец ее: «Это заповеди и законы, которые заповедал Творец через Моше Сынам Израиля в степях Моава, у Иордана, напротив Иерихона» (Бамидбар, гл. 36, ст. 13) - это территория у самых границ Кенаана, которая должна стать Страной Израиля.

Итак, заданы четкие рамки. Гора Синай - позади, действие книги Бамидбар разворачиваются в пустыне Синай, а завершается - у выхода из пустыни. Но почему на преодоление пути из Египта в Кенаан, который вообще занимает не больше десяти дней, понадобились сорок лет, а для его описания - целая книга? Ведь нам известно, что Тора не придерживается хронологии и «опускает» иногда в своем повествовании сотни лет.

Рассмотрим название нашей недельной главы.

Слово мидбар в переводе на русский язык означает - пустыня. И наша глава, как и вся книга, называется «В пустыне» (ба - это предлог «в»).

Слово мидбар образовано от корня давар (двар), который имеет два значения: «слово» и «дело». Эти понятия взаимосвязаны. Слово - тоже дело, поступок, а у достойного человека слова не должны расходиться с делами.

На двойственность понятия давар указывают и числовые значения составляющих слово букв: далет - 2, бет - 4, рейш -200. Тора начинается с буквы бет, в ее графическом изображении - два конца, намек на то, что этот мир создан из противоположностей: мужского и женского начала, тьмы и света, и т.п.

Однако в слове мидбар (пустыня) есть еще и буква мем, образующая частицу «ми» - предлог, основное значение которого: «из». Он исключает, изымает что-то из целого. Имея это в виду, мы приходим к выводу, что слово мидбар обозначает пространство, в котором нет слова и дела. То есть - пустоту.

Для чего же еврейскому народу понадобилось так долго пребывать в этой пустоте?..


07.05.02

В наших книгах написано, что весь мир сотворен четырехбуквенным Именем Творца. Написано также, что, создавая мир, Он смотрел в Тору - план Творения. Исходя из этого, можно найти ответ на вопрос: почему Тора состоит именно из пяти книг?

Попутно отметим особое значение числа 5. У человека - пять чувств и пять пальцев на руке…

Рав Ицхак Айзик Хавер (один из выдающихся учеников Гаона из Вильно - раби Элиягу из Вильно, конец 18-го века) объясняет.

Числовое значение первой из четырех букв главного Имени (йуд) - 10 (10 = 5+5). Она, по сути, представляет собой точку, не имеющую пространства, но из точки создается все. Это представляет мудрость, первую ступень проявления Творца и мужское начало, с помощью буквы йуд должен быть создан Будущий мир. Этой первой букве Его Имени соответствует первая книга Торы - Берешит («В начале»). И первый ее раздел о сотворении мира учат лишь тайно. В этой книге, как в семени, потенциально содержится все, что описано в других книгах Торы.

Следующая буква Имени - ѓэй. Ее числовое значение - 5. Этой буквой, как сказано, сотворен наш, нижний мир. Она символизирует качество бина - понимание, ассоциативное сознание, интуицию. Это качество в большей мере развито у женщин. И книга Шемот («Имена») рассказывает о рождении еврейского народа, в основном, благодаря заслугам женщин. Шем (имя) на том или ином уровне раскрывает сущность предмета, явления, понятия или личности. Максимально Шемот Творца мира, прежде открытые только Моше, раскрывают Его Имя при даровании Торы на горе Синай.

Третья буква Имени - вав. Ее числовое значение - 6, что соответствует числу дней сотворения мира. Вав олицетворяет святость, связь с Творцом, возможность получить Его благословения. Книга Ваикра рассказывает о порядке приношений Творцу в Мишкане (переносной Храм в пустыне), а впоследствии - в Иерусалимском Храме. Эти приношения на иврите называются корбанот, от слова каров - «близкий», потому что их задача - приблизить людей и все творение к Творцу, Источнику жизни, усилить связь с Ним, посвящая Ему плоды этого мира, плоды человеческого труда, плоды мыслей и слов, которые Он дал - чтобы Он давал их и в дальнейшем.

Четвертая буква - снова ѓэй, но на этот раз она означает «нижнее» проявление Творца, десятое качество, малхут - царство. Оно вбирает в себя все, все предыдущие ступени Его раскрытия. Это и есть тема книги Бамидбар - разработка будущей структуры еврейского царства, становление его основных понятий.

Пятая книга Торы, Дварим, отвечает совокупности всех букв - Имени Адона-й. В ней заново отражается осмысленный в дварим (словах) пройденный путь, чтобы слово могло воплотиться в дело, когда еврейский народ ступит на свою землю, и - после того, когда будет изгнан и снова вернется в Эрец Исраэль, о чем пророчески говорит эта книга.


08.05.02

Такова общая структура Торы.

Однако вернемся к нашему вопросу: почему и зачем еврейский народ должен был пребывать в пустыне?

Мидраш Раба (раздел Устной Торы) говорит: «Не может быть дана человеку ни Тора, ни мудрость до тех пор, пока он не уподобится никому не принадлежащей пустыне».

В полную чашку ничего не нальешь. Моше - самому скромному из людей, который обладал способностью разговаривать с любым человеком на его уровне, умел выслушать его, взвесить его аргументы и принять его точку зрения (это - основное качество еврейского лидера), была открыта вся Тора.

«Помню Я любовь твоей юности, - говорит Творец еврейскому народу,- когда ты последовала за Мной в землю пустую, незасеянную…» (Ирмиягу, 2:2). Эти слова пророка приводит Агада, и мы повторяем их каждый год, сидя за столом в ночь Песаха.

Смысл их понятен: чтобы получить что-то новое, прежде всего, нужно избавиться от предвзятости, от чужеродных идей. Но зачем пророк добавляет слово «незасеянную»? Потому что в пустыне не сеяли хлеб, жизнь людей целиком зависела от Творца. Осознание этой жизненно важной связи, которая существует постоянно и без которой невозможно жить даже там, где земля засеяна (что может ввести людей в заблуждение об источнике жизни) - залог будущей жизни человека и народа.

В пустыне еврейский народ и должен был научиться постоянно осознавать, сколь жизненно необходима ему связь с Творцом. Всевышний ежедневно (кроме субботы) спускал в пустыню ман - хлеб с Небес, чтобы народ понял: «Не хлебом единым жив человек, но всем, что исходит из уст Творца» (Дварим, 8:3). Его Слово воплощается в блага на земле, в том числе - в саму жизнь, высшее благо.

Чтобы оценить дар, человек должен испытывать потребность в нем. Поэтому Творец не дает нам сразу все необходимое и на всю жизнь. Но каждое мгновение мы вдыхаем воздух, ежедневно добываем пищу и питье. И это - повод, чтобы благодарить Творца. Ведь Он создал творения, которые испытывают в чем-то недостаток (об этом говорится в благословении после еды Борэ нефашот), и Он же предоставляет возможность удовлетворить потребности, скажем, насытиться. Но в насыщении есть опасность, предупреждает молитва Шма, Исраэль, свидетельство, которое мы читаем два раза в день. Сытый способен забыть, кому обязан удовлетворением своих потребностей, и на каких условиях ему все дается.

И так же в книге Дварим (28:48), в пророчестве о будущих тяжких бедах еврейского народа в изгнании, говорится о том, что наступит момент, когда люди будут испытывать «недостаток во всем», и только тогда народ снова обратится к Творцу, и Он даст народу спасение.


09.05.02

Мидраш рассказывает, что Ицхак предлагал унаследовать Землю Израиля своему сыну Эсаву. Но тот отказался, узнав, что для этого его потомкам придется пройти через рабство. Он неизменно стремился к свободе от всяких обязательств, к удовлетворению лишь собственных желаний и не был готов к служению, даже кратковременному. Яаков же согласился, потому что понимал, сколь велика ожидающая его награда, и готов был страдать, как его отец Ицхак, который добровольно взошел на жертвенник.

Мы уже говорили о двойственности нашего мира. Пока человек не почувствует себя рабом, он не способен ощутить вкус свободы. Пока не послужит угнетателям, которые лишают его прав, не поймет радости служения Творцу. Пока не откажется от лука и чеснока, которыми питался в Египте, не перестанет вспоминать о них с упоением, не почувствует вкус мана, который для праведников приобретал качества любых, самых изысканных яств.

Говорит Мидраш и о том, что Тору предлагали потомкам Ишмаэля и Эсава. Но они не были готовы отказаться от своего образа жизни, не хотели менять себя и свои привычки, не соглашались на то, чтобы чем-то пожертвовать. Изначально не проявив интереса к самосовершенствованию, и, значит - и к Торе, лишенные того, что сами отвергли (как прежде Эсав за чечевичную похлебку отказался от права первородства), народы мира навеки возненавидели евреев, которые, не раздумывая, приняли все условия Творца.

И все же народ, получив Тору, еще не был готов к жизни в Святой Земле, к борьбе за жизнь и свободу (о чем и рассказывает книга Бамидбар). Рабство не прошло даром. Поэтому, как написано во второй книге Торы - Шемот, Всевышний не повел народ в Кенаан прямой дорогой.

Египет называют «плавильной печью» (Дварим, ст. 4, ст. 20), через которую прошел еврейский народ для своего очищения. Но что выходит из плавильной печи? Жидкий металл. Требуется время, чтобы он затвердел, холодная вода Торы и испытания - чтобы он закалился. Этот процесс и проходит в пустыне, где нет чуждых влияний. Пустыня как «инкубатор», где народ ощущает постоянную связь с Творцом и находится под Его постоянной опекой.

Эта идея «воспитания пустыней» прочитывается в самом слове бамидбар. Его числовое значение - 248. У человека - столько же органов, и такое же число заповедей, требующих действия, дается в Торе. И еще: 248 - числовое значение имени первого еврея, Авраама, который был воплощением хеседа (добра).

От всего человечества, потомков Ноаха, требуется лишь воздержание от некоторых действий, запрещенных Творцом, потому что они разрушают творение. А у еврейского народа - 365 запретов, по числу дней года, да еще 248 «повелений», выполняя которые евреи должны исправлять недостатки мира, улучшать и совершенствовать творение.

Число 248 = 31 х 8. 31 - гематрия одного из имен Творца, Э-ль, выражающего Его милосердие, 8 - число «над природой». Получается, что число 248 - воплощение сверхъестественного милосердия.

В начале нашей недельной главы Творец велит пересчитать евреев. Зачем? Ведь только недавно проводилась перепись. Что могло измениться за столь недолгое время? Но как человек проверяет, на месте ли его драгоценности, так и Он, из любви к Израилю, пересчитывает его сыновей.

Далее Всевышний указывает, как следует располагаться коленам в пустыне. Это - начало создания общественной структуры, будущего царства, состоящего из двенадцати колен и объединенного Храмом, служением Творцу, коленом Леви во главе с коэнами, и, конечно же - царем.

Гематрия слова бамидбар (248) записывается на иврите буквами рейш, мем, хет, из которых получается слово ромах - копье. Еще не сформировавшийся после выхода из рабства, еврейский народ должен был стать в пустыне истинным посланником Творца, копьем, летящим к поставленной Им цели.

Текст составил Гедалия Спинадель