Видеоуроки к Песах 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"Песах. Шаббат холь а-моэд"
Видеоуроки к Песах 
Чтение текста
Афтары

"Песах. Шаббат холь а-моэд"

23.04.2024, 15 Nisan, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА “БЕ-hАР”

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 25, ст. 1 — гл. 26, ст. 2.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И говорил Всевышний с Моше на горе Синай…». Бе-hар в переводе с иврита — на горе.

 

Обсуждение главы «БЕ-hАР»

 

1. Нелогичная заповедь

 

Наша недельная глава начинается словами — «И говорил Всевышний Моше на горе Синай, и так Он сказал: Объяви сынам Израиля и скажи им: когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть покоится земля в субботу Всевышнего» (Ваикра, гл. 25, ст. 1-2).

Какая связь между субботним годом и горой Синай? Почему подчеркивается, где была дана эта заповедь? Разве не все заповеди были даны на Синае?

Так же, как заповедь о шмите, с ее общими и частными положениями и деталями дана на горе Синай, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), взяв за основу высказывания Учителей в Мидраше Торат коhаним — все остальные заповеди с их общими и частными положениями и деталями, тоже даны на горе Синай.

Некоторые думают, что они понимают смысл заповедей Торы. И убеждены, что выполнение заповедей приносит им пользу. Одни — благоприятно сказываются на здоровье, другие — улучшают память, третьи — способствуют финансовому благополучию... Только заповеди следует выполнять не потому, что понимаешь, что к чему, и не ради возможной пользы, но потому лишь, что Всевышний заповедал их на горе Синай. Соблюдать законы Торы нужно по единственной причине — потому, что этого ожидает от нас Творец мира.

Впрочем, даже тот, кто "все понимает", едва ли сможет внятно объяснить смысл шмиты (заповеди о субботнем годе). Эта заповедь — не постижима для рационального ума.

И, действительно, в чем ее цель, какая от нее польза?

Она противоречит всякой логике и здравому смыслу.

Судите сами. Фермер шесть лет трудится на своем поле — вспахивает его, удобряет, засевает. И оно начинает плодоносить. Его труд постепенно окупается и даже приносит прибыль. Но вот, наступает седьмой год, и требуется все прекратить. Нельзя пахать, нельзя удобрять, нельзя сеять, можно только наблюдать, как плодородная земля зарастает сорняками, и как снуют туда-сюда полевые мыши.

У заповеди о субботнем годе — нет объяснения. Поэтому ее выполняют — только потому, что в Торе написано: «Пусть покоится земля в субботу Всевышнего».

Творец велел — человек выполняет Его Волю, без каких бы то ни было рациональных соображений.

шмита дана на Синае — чтобы на ее примере показать, что все заповеди — с Синая, и, по большому счету, нам только кажется, что мы, что-то в них понимаем. Понимаем точно так же, как и в шмите. Но, несмотря на это, мы обязаны их выполнять. Ведь на то есть Воля Всевышнего.

 

на основе комментария рава Моше Файнштейна

(один из крупнейших «законодателей» 20-го века в области соблюдения заповедей Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году)

 

 

2. Доказательство, что Тора — от Всевышнего

 

Тора возвращает нас к горе Синай. И мы читаем: «И говорил Всевышний Моше на горе Синай, и так Он сказал: Объяви сынам Израиля и скажи им: когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть покоится земля в субботу Всевышнего» (Ваикра, гл. 25, ст. 1-2).

Какая связь между субботним годом и горой Синай, почему подчеркивается, где была дана эта заповедь? Разве не все заповеди были даны на Синае??

Так же, как заповедь о шмите, с ее общими и частными положениями и деталями дана на горе Синай, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), взяв за основу высказывания Учителей в Мидраше Торат коhаним — все остальные заповеди с их общими и частными положениями и деталями, тоже даны на горе Синай.

Заповедь «шмита» (о седьмом, субботнем годе) — серьезное доказательство, что Тора — от Всевышнего. Ведь, кто, еще может пообещать: «Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года» (там же, ст. 21).

Если бы Тору придумал человек, она продержалась бы шесть лет, так как, по всем законам природы, в шестом году — нет никаких предпосылок для тройного урожая.

Так, откуда ему взяться?

Но мы знаем, что, поселившись в Израиле, евреи не перестали соблюдать Тору не после шестого года, не после двенадцатого. А это значит, что обещание Всевышнего каждый раз подтверждалось. И раз, заповедь о седьмом годе имеет неземное происхождение — то и все остальные заповеди тоже.

«Шесть лет засевай свое поле», — велит Всевышний. Кто упорно трудится — удостоится чуда.

Если мы рассмотрим три первых слова из этой фразы, в оригинале — как они написаны в Торе, то увидим, что их последние буквы образуют слово «шма» (слушай).

С этого слова начинается молитва, провозглашающая Единство Творца — символ веры для любого еврея.

Интересно, что в первой ее фразе шесть слов. Когда сыны Израиля шесть лет обрабатывают землю, а на седьмой год воздерживаются от этого — они тем самым свидетельствуют о Единстве Всевышнего, о том, что вся земля принадлежит Ему, что Он создавал мир в течение шести дней, а на седьмой — отдыхал.

Соответственно, каждый, кто нарушает законы шмиты, как будто восстает против Творца.

 

на основе комментариев Хатам Софера

(раби Моше Софер — великий Учитель, вторая половина 18-го века – первая половина 19-го, Братислава, Словакия)

и Хиды

(Хида — рав Хаим Йосеф Давид Азулай, Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

 

 

3. Чья земля

 

Наша недельная глава открывается заповедью о седьмом годе, шмите. Написано: «Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть покоится земля в субботу Всевышнего. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет обрезай виноградник, и собирай урожай. А в седьмой год субботний покой будет на земле, суббота Всевышнему: поля твоего не засевай и виноградника не обрезай» (Ваикра, гл. 25, ст. 2-4).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) поясняет, что выражение «суббота Всевышнего» означает — соблюдение покоя на земле, то есть, воздержание от земледелия во славу Имени Всевышнего.

Возникает вопрос, и, даже не один.

Почему сначала сказано о покое земли в субботу Всевышнего, а затем дается разрешение шесть лет возделывать ее? Ведь шмита наступает после шести лет работы на земле.

Почему именно о шмите говорится, что она — во славу Творца? А остальные заповеди — разве нет?

В Мидраше (Мидраш Агада на книгу Ваикра, гл. 26) Учителя разъясняют повеление Всевышнего о шмите.

Всевышний велит шесть лет возделывать землю, а на седьмой год — воздерживаться от этого, чтобы все знали, что земля — Его, а Он может наделить ею, кого сочтет нужным Как сказано: «Когда придете на землю, которую Я даю вам…».

Выходит, одна из целей заповеди о седьмом годе — продемонстрировать, что вся земля принадлежит Творцу, и часть ее (самую лучшую часть) Он дал во владение народу Израиля.

Об этом свидетельствует царь Давид.  «И дал им земли народов, — пишет он, — и труд племен унаследовали они, чтобы соблюдать законы Его и сохранять наставления Его» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 105, ст. 44-45).

Мы видим, что Давид добавил важную деталь. Всевышний дал землю Израиля сынам Израиля — с условием, чтобы те соблюдали законы Торы. Творец устроил так, чтобы жизнь по Торе на своей земле была комфортной и плодотворной.

Но если евреи отказываются соблюдать Тору, другие народы порабощают их и изгоняют с земли. В итоге, те, кто пренебрегают своей традицией, оказываются на чужбине в услужении у чужаков.

Соблюдение же заповедей укрепляет позиции, укрепляет корни, вросшие в землю, и усиливает связь с этой землей.

Чем больше заповедей — тем труднее с нее согнать, тех, кто исполняет заповеди.

Теперь нам понятно, почему повеление о покое земли в седьмой субботний год предшествует разрешению шесть лет обрабатывать ее.

Шмита — одна из 613-ти заповедей Торы. И лишь соблюдение Торы дает право на землю Израиля. Поэтому возможность шесть лет засевать землю и снимать урожаи — зависит от соблюдения субботних ограничений на земле в год седьмой. А главное обычно — упоминается раньше того, что от него зависит.

Именно о шмите сказано, что она — во славу Всевышнего. Ведь эта заповедь учит, что Творец — истинный хозяин земли. Он передал нам ее во владение, чтобы мы могли комфортнее и полнее соблюдать законы Торы.

То есть владение землей — обусловлено соблюдением Торы...

 

на основе комментария рава Шалома Бергера из Мишкольц

(глава общины Мишкольц, автор книги «Ор Шалом»; Израиль, Петах Тиква, наше время)

 

  

4. Не размениваться на мелочи

 

После изложения законов субботнего года, Тора переходит к заповеди о годе пятидесятом, о йовеле (отсюда — юбилей). Здесь читаем: «И отсчитай себе семь субботних лет, семь раз по семь лет…» (Ваикра, гл. 25, ст. 8).

В этой фразе, кроме основного, содержится и дополнительный смысл. Постараемся его понять.

Кто-то может возгордиться: я живу целых 365 дней в году!

Мы, конечно, можем его слегка отрезвить: вычти ночи, время, когда ты спишь, когда пребываешь в прострации, когда себя не контролируешь, когда занимаешься не тем, чем хочешь, когда работаешь. И у тебя останется не так уж и много времени — какие-то крохи. И если самодовольная улыбка все еще не сползла с твоего лица — «отсчитай себе семь субботних лет», и вся твоя жизнь уместится в один йовель, ну, может, в полтора.

Проиллюстрирую эту мысль притчей.

Жил-был один нищий попрошайка. За много лет ему удалось скопить целую груду ржавых медяков. Он скитался, спал, где придется, часто голодал и был одет в жалкие лохмотья, но его грела мысль, что он обладает немалым состоянием, которое постепенно растет и преумножается.

Так он радовался, пока кто-то не объяснил ему, что его жалкие гроши мало чего стоят. И хоть, куча кажется немаленькой, ее всю можно обменять всего на одну ассигнацию, причем, далеко не самую крупную.

Вот так, мы и живем: «Дни лет наших — семьдесят лет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 90, ст. 10)— и до полтора йовеля не дотягивают.

Ну, чем здесь гордиться? Ведь, и это промелькнет как тень.

Пришло время еще одной притчи.

Могущественный правитель построил новый дворец. В нем было все — просторные залы и уютные комнаты, прекрасные картины и шикарная мебель. Не было только занавесей и штор.

Дело в том, что материю для штор умели производить только в одной далекой стране, и она была безумно дорогая.

Правителю стало известно, что в той стране нет своих стеклодувов, и поэтому изделия из стекла там в цене. Он вызвал своего помощника, снабдил его сундуком, полным всяких стекляшек и отправил в ту далекую страну разжиться тканями для штор и занавесей.

Прибыв на место, посланник правителя убедился, что стекло там действительно ходовой товар. Он с энтузиазмом приступил к торговле и очень быстро весьма преуспел. Чем лучше шли дела, тем больше посланник входил во вкус. Забыв о цели своей миссии, он полностью погрузился в приумножение своего стеклянного богатства.

Но со временем в нем взыграли ностальгические чувства, он заскучал по своей семье, родным и близким, стал тосковать по родине. А значит, пришло время свернуть бизнес и возвращаться.

И он вернулся. Только если в командировку посланник отправлялся с одним сундуком стекляшек — теперь для возвращения назад ему пришлось снарядить целый караван.

Однако, правитель, узнав, с чем к нему пожаловал его посланник — запретил каравану стекляшек приближаться к его дворцу.

— За чем я тебя отправлял!? — отчитывал он незадачливого посланника. — Разве за стекляшками? Здесь они ничего не стоят! Мне нужны были дорогие ткани, а вместо них, ты привез дурацкие бусы.

Посланник от стыда был готов провалиться под землю...

Какова же мораль?

Всевышний, отправляя человека в наш мир, наделяет его бесценной душой и дорогими днями, чтобы тот посвятил себя выполнению заповедей и изучению Торы. Но тот, вместо этого, словно последний дикарь, разменивает все на дурацкие стеклянные бусы.

Поэтому, Тора, предоставляя последний шанс, велит в шмиту (седьмой год) и в йовель (пятидесятый год) воздерживаться от привычного земледелия.

Это должно напомнить о цели нашей миссии, что она не в приобретении материальных ценностей (этих бесполезных стекляшек, которые не унесешь с собой), но — в заповедях, в изучении Торы и добрых делах, которые так ценятся в мире Грядущем.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

 

5. Значимость внутренней борьбы

 

В нашей недельной главе говорится о запрете давать деньги в рост или одалживать под проценты. Написано: «Не бери с него проценты и роста, и бойся Всевышнего» (Ваикра, гл. 25, ст. 36).

Мы видим, что в Торе для обозначения этого запрета используются два слова: проценты и рост, и еще упомянут Всевышний. Все это — для того, чтобы подчеркнуть серьезность вины нарушителя и строгость полагающегося наказания.

Для наглядности рассмотрим притчу.

Как-то встретились два друга детства, которые не виделись много лет. Они оба разбогатели и стали выяснять, кто лучше ведет дела.

Один стал известным ювелиром, он достиг совершенства в своем мастерстве. Из его рук выходили настоящие шедевры. Поэтому от заказчиков не было отбоя, он работал с утра и до позднего вечера, что приносило ему хороший, стабильный заработок.

Другой был удачливым финансистом, и сколотил состояние, ссужая деньги под проценты.

— Всевышний благословил мои руки, — сказал ювелир. — Люди чувствуют это и заваливают меня работой.

— Все же я лучше тебя организовал свое дело, — заявил финансист. — Ведь когда ты спишь, ешь или молишься, ты ничего не зарабатываешь. Да и в субботы и праздники ты простаиваешь. Мои же деньги приносят мне прибыль, даже когда я сплю, отдыхаю или развлекаюсь. Они работают без перерыва 24 часа в сутки, семь дней в неделю.

— Ты сейчас сам вынес себе приговор! — воскликнул ювелир. — Не позавидуешь тебе в день Суда…

Чтобы лучше понять слова ювелира заглянем в Талмуд. Там (трактат Шаббат, лист 89) рассказывается, что Всевышний высказал претензию Ицхаку:

— Твои потомки постоянно нарушают заповеди и совершают неблаговидные поступки!

Ицхак же вступился за сынов Израиля. И вот на чем он построил защиту:

— Сколько лет их жизни? Семьдесят лет? Так до двадцати лет они не подлежат серьезным наказаниям. Значит, на прегрешения у них остается только пятьдесят. Но половину этого времени они либо спят, либо отдыхают. Получается, прегрешениям отведено двадцать пять лет. Но и отсюда следует вычесть половину — время на еду и молитву. Тогда останется двенадцать с половиной лет. Если Ты согласишься их простить — отлично! Если нет — половину я возьму на себя.

Таким образом, они, если и нарушали, то, максимум, чуть больше шести лет. А относительно всей жизни — это не такой уж большой срок.

Мы видим, что хвастливый финансист, берущий проценты — не подлежит защите Ицхака. Ведь он сам признал, что нарушает и ночью, и на отдыхе, и во время еды.

Теперь расскажу реальную историю.

Ученик йешивы «Мир» одолжил деньги у духовного наставника рава Йерухама Лейбовича. Деньги ему были нужны, чтобы на каникулах съездить во Францию, навестить родителей. Когда он вернулся, то отдавая долг, рассыпался в благодарностях. Но раби Лейбович его прервал:

— Твоя благодарность может быть расценена, как проценты. Неужели во Франции вежливость ставят выше Торы!?

Через год история повторилась. Ученик снова одолжил денег на поездку. Но на этот раз, возвращая их, он, даже спасибо не сказал.

— Тебя не учили благодарить?

— Но, ребе, вы же сами сказали, что благодарность может рассматриваться, как проценты?!

— Я не увидел внутренней борьбы на твоем лице. Не увидел желания поблагодарить, против опасения нарушить запрет.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го) 

Автор текста Мордехай Вейц

Untitled Document
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Сыну 30 лет, не женат, копит деньги на свадьбу…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля