ИТРО 
ТУ би-ШВАТ
начинается
вечером 20 января
"ИТРО"
ИТРО 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ИТРО"

Январь 21, 2019   15 Шват 5779

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ту би-Шват
15 Шват
(21.01.19)
Пурим
14 Адара
(21.03.19)
в Иерусалиме -
15 Адара
(22.03.19)
Песах
15-21 Нисана
(20.04 - 26.04.19)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(20.04 - 27.04.19)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(2.05.19)
День памяти павших 
3 Ияра
(08.05.19)
День независимости Израиля
4 Ияра
(09.05.19)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(23.05.19)

День Иерусалима
28 Ияра
(02.06.19) 
Шавуот
6 Сивана
(09.06.19)
В диаспоре 6-7 Сивана
(09.06 - 10.06.19)
Девятое Ава
 9 Ава
(11.08.19)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(30.09 - 1.10.19)
Йом Кипур
10 Тишри
(09.10.19)
Суккот
15-21 Тишри
(14 - 20.10.19)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(21.10.19)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(21 - 22.10.19)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(23.12 - 30.12.19)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(7.01.20)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Бо»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 10, ст. 13 — ст. 16.

 

Почему глава так называется

В первой фразе главы говорится: “Творец сказал Моше: приди к фараону”. Приди на иврите — бо.

 

Обсуждение главы Бо

 

1. Не проглотить и не выплюнуть

 

Наша недельная глава начинается словами, которые содержат повелением Всевышнего — «И велел Всевышний Моше: иди к фараону, потому что Я ожесточил его сердце и сердца его слуг» (Шемот, гл. 10, ст. 1).

И это, на первый взгляд, довольно странное повеление.

Согласитесь, что идти просить фараона о чем-то, когда Всевышний ожесточил его сердце — выглядит это, по меньшей мере, неразумно. Напоминает ситуацию, когда некто говорит своему приятелю: «Пойди, возьми ссуду в банке, я уже туда позвонил и сказал, чтобы ссуду давали».

При таких обстоятельствах, даже если Моше очень постарается — вряд ли будет какой-либо толк.

Всевышний, как очевидно, хочет, чтобы Моше оповестил фараона о том, что приключилось с его, фараона, сердцем, говоря: «Я ожесточил твое сердце, и если ты до сих пор не отпустил сынов Израиля, то только из-за этого». 

Когда фараон узнает об этом, ему придется отменить рабство и отпустить евреев на свободу, в Эрец Исраэль.

Это — смелое предположение, но — не лишенное оснований.

Почему фараон до того времени не выполнил переданное через Моше требование Всевышнего освободить сынов Израиля?

Потому что он не видел в Моше посланника Творца и пророка, способного предвидеть будущее. Он считал Моше — ловким колдуном, умеющим показывать забавные фокусы.

«Я даю ему пустые обещания, которые не собираюсь исполнять, — размышлял фараон, — а Моше им верит. Я обманываю его снова и снова, а он каждый раз, уступая мне — прекращает очередную казнь и надеется, что после этого я со своей стороны, исполню то, что обещал. Наивный глупец! Я вожу его за нос, а он это даже не понимает. И этот человек возомнил себя пророком!?».

Так было до сих пор. Моше предсказывал Египту и фараону очередную напасть, бедствие, которое случалось точно в назначенный срок. Фараон просил прекратить, обещая евреям свободу и разные поблажки.

Казнь в Египте — прекращалась. Фараон ничего из обещанного не выполнял и был весьма доволен, считая, что ловко провел простоватого волшебника.

Моше был удовлетворен тем, что в точности исполнил повеление Всевышнего. Египтяне очумело следили за этой игрой, наблюдая гибель своей страны. Сыны Израиля с нетерпением ждали геулу (освобождение).

Теперь в противостоянии Моше и фараона должен произойти решающий перелом. Потребовав в очередной раз отпустить евреев, Моше предупредит фараона, что сердце его, измученное Нилом, еще и ожесточено Всевышним. Если правитель Египта и на этот раз решит проявить упорство и, вопреки своему обещанию, не отпустит сынов Израиля — он подтвердит тем самым, что его сердце ожесточено. И значит, предсказавший это Моше, не какой-то там волхв, а самый что ни на есть пророк Всевышнего.

С другой стороны, освободить евреев означает — признать свое поражение.

Фараон оказался в ситуации цугцванга. Как бы он ни поступил — в любом случае будет в проигрыше. Моше воткнул ему в горло кость, которую не проглотить и не выплюнуть.  

 

на основе комментария рава Моше-Иегошуа-Иегуда-Лейба Дискина (Маѓариль; духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина 19-го века)

 

 

2. Как узнать, кто хозяин

 

В Торе мы читаем о знамениях, которыми Всевышний продемонстрировал египтянам свою абсолютную власть над миром, «совершив чудеса в среде египтян» (Шемот, гл. 10, ст.2).

Очевидные чудеса, совершаемые Всевышним — укрепляют веру в то, что Он создал мир и продолжает им управлять.

Проиллюстрируем это притчей.

У входа в дом стоит человек со связкой ключей. У него самодовольный вид. Он то звенит ключами, то надевает связку себе на кисть, словно это браслет, подбрасывает ее в воздух и ловит другой рукой.

Глядя на него, мы думаем, что дом принадлежит ему.

Но вот у двери появляется другой человек. И тогда первый быстро прекращает игру. Слегка суетясь, он подбирает нужный ключ, отпирает дверь, распахивает ее перед только что подошедшим человеком и, услужливо кланяясь, пропускает его в дом.

Тот заходит уверенным шагом, по-хозяйски оглядывает помещение. И куда бы он ни направился, мужчина с ключами покорно следует за ним.

Мы, конечно же, понимаем, кто здесь настоящий хозяин, а кто — ключник, слуга.

Господство законов природы в мире кажется прочным и незыблемым. Но ситуация меняется, когда Всевышний решает открыть Себя. Это его явление творению сопровождается потрясением мировых устоев. Так, что ни у кого не остается и тени сомнения в том, кто в этом «доме» истинный Хозяин.

Важно отметить, что такое «хозяйствование» — всегда направлено на благо сынов Израиля и идет им на пользу.

Вот и в нашей недельной главе говорится, что Всевышний «ожесточил сердце фараона и сердца его слуг» (Шемот, гл. 10, ст. 1). И благодаря этому — еврейские сердца смягчились, сблизились друг с другом и приблизились к Творцу.

Когда Творец разносил в пух и прах могущественную египетскую империю, Он изменил и преобразовал многие законы природы, которыми доселе весьма успешно пользовались египтяне. Формулы, описывающие эти законы, потеряли всякий смысл. Тогда на первый план вышла одна единственная формула. Она и заменила собой неработающие.

Вот она: «Разя и исцеляй» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 19, ст.22).

Разя египтян, как разъясняется в книге Зогар, одновременно с этим — исцеляя сынов Израиля.

Десять ударов по Египту, десять египетских казней — помогли открыть Десять речений, которыми был создан мир, и Десять заповедей были произнесены на Синае.     

И еще, написано в Танахе: «И все рога нечестивых срублю — поднимутся рога праведника» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 75, ст. 11). 

То, что нечестивые получили по рогам — стало условием и предпосылкой для возвышения рога, символизирующего праведников и праведность. 

Слово «керен» мы перевели здесь, как «рог». Но у него есть еще и другое значение — «луч», луч света. 

Когда египтяне, как написано в Торе — «Не видели друг друга, и не поднимался никто со своего места три дня. Тогда у всех сынов Израиля был свет в их домах» (Шемот, гл. 10, ст. 23).

 

на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей а-Рим — получил это имя по названию написанной им книги «Хидушей а-Рим»; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

3. О чуде предупреждают заранее

 

Написано в нашей недельной глава: «И велел Всевышний Моше: иди к фараону... И чтобы ты рассказал своему сыну... о знамениях, которые Я совершил в среде их» (Шемот, гл. 10, ст. 1-2).

Мы видим, что Всевышний отправляет Моше к фараону — чтобы потом каждый еврей имел возможность поведать своим детям о чудесах, которые произошли в Египте.

Но разве без этого визита к египетскому правителю, о египетских казнях нельзя было бы рассказывать?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам прежде придется разобраться в другом вопросе. 

Сара родила сына Ицхака в девяностолетнем возрасте. В Торе это преподносится как нечто небывалое, как чудо. И мы читаем: «Кто сказал бы Аврааму: Сара стала кормить детей!? Ведь в старости родила я сына» (Берешит, гл. 21, ст. 7).

Вместе с тем, о рождении героя Исхода, о рождении Моше, в Торе говорится как бы мимоходом — будто бы и не было в этом никакого чуда. А ведь Йохевед в момент рождения Моше была старше Сары. Ей тогда исполнилось 130 лет. Об этом пишет в своем комментарии к соответствующему отрывку (Шемот, гл. 2, ст. 1) Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Отчего же такая разница в восприятии рождения Ицхака и рождения Моше?

Дело в том, что чудо считается таковым, если о нем малах (в условном переводе — «ангел») или пророк Всевышнего предупредил заранее.

Итак, мало того, чтобы событие само по себе было чудесным, нужно еще, чтобы сам Всевышний известил о нем через одного из своих посланников. В этом случае можно сказать, что видна рука Творца. Если же, что-то сверхъестественное происходит неожиданно, без предупреждения — это всегда можно списать на случай, объяснить стечением обстоятельств и т.п. 

В недельной главе Ваера рассказывается, как Авраама посетили гости. И мы знаем, что это были малахим (мн. ч. от слова малах), посланники Всевышнего. Один из них сказал Аврааму: «Вернусь я к тебе ровно через год, а у жены твоей, Сары, будет сын» (Берешит, гл. 18, ст. 10). 

Так и произошло. Как написано: «И вспомнил Всевышний о Саре, как и обещал... Зачала Сара и родила Аврааму сына» (Берешит, гл. 21, ст. 1-2).

Таким образом, рождение Ицхака по праву считается чудом. 

Йохевед же никто не предсказывал, что у нее родится Моше. Поэтому его рождение описано не столь восторженно. Об этом читаем: «И зачала эта женщина и родила сына» (Шемот, гл. 2, ст. 2).

Теперь нам понятно, насколько важны повеления Всевышнего, требующего каждый раз предупреждать фараона о приближении очередной казни. Визиты Моше к фараону придавали египетским казням статус чудес. И это позволило рассказывать о них потомкам, как о великих чудесах, совершенных Творцом.

Никто теперь не может скептически хмыкнуть и назвать их странным стечением обстоятельств, которое привело к катастрофическим последствиям. Или — объяснить «капризами природы». Это — явные чудеса, явленные миру самим Творцом после предупреждения о них. 

 

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Геру придется ездить в Израиль, чтобы покупать кошерные сушки?


Поиск по сайту:


Сразу же - в город-убежище...


Сила мыслительных процессов


Сколько людей владеют приношением?


Вина - в наследство?


Беженцы - политическое оружие


Изгнание - мера пресечения?


Уход в иной мир - благо?


Можно ли подменить животное

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |   Почта
Отзывы и предложения  |   English


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля