ЧТЕНИЕ НА СУККОТ

(часть 1)
ЙОМ КИПУР
начинается вечером

29 сентября
"МИНХА В ЙОМ КИПУР"
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"МИНХА В ЙОМ КИПУР"

Сентябрь 26, 2017   6 Тишрей 5778

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио-уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(21 - 22.09.17)
Йом Кипур
10 Тишри
(30.09.17)
Суккот
15-21 Тишри
(05 - 11.10.17)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(12.10.17)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(12 - 13.10.17)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(13.12 - 20.12.17)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(28.12.17)
Ту би-Шват
15 Шват
(31.01.18)
Пурим
14 Адара
(01.03.18)
в Иерусалиме -
15 Адара
(02.03.18)
Песах
15-21 Нисана
(31.03 - 06.04.18)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(31.03 - 07.04.18)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(12.04.18)
День памяти павших 
5 Ияра
(20.04.18)
День независимости Израиля
6 Ияра
(21.04.18)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(3.05.18)

День Иерусалима
28 Ияра
(13.05.18) 
Шавуот
6 Сивана
(20.05.18)
В диаспоре 6-7 Сивана
(20.05 - 21.06.18)
Девятое Ава
 9 Ава
(21.07.18)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ШМИНИ»

 

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 9, ст. 1 – гл. 11, ст. 47.

 

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И было, на восьмой день...» (Ваикра, гл. 9, ст. 1).

Восьмой на иврите – шмини.

 

Обсуждение главы Шмини

 

1. Как Аарон благословлял народ?

 

Написано в нашей недельной главе: «И воздел Аарон свои руки к народу, и благословил их» (Ваикра, гл. 9, ст. 22).

Какое именно благословение произнес тогда Аарон, в Торе — не уточняется.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя наш фрагмент, пишет, что, возможно, это было благословение коэнов (служителей в Храме): «Благословит тебя Всевышний и охранит тебя...» (Бамидбар, гл. 6, ст. 24-26).

Однако Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) открывает в этом иную грань Истины. Фразу о благословении Аарона, — отмечает он, — нужно понимать так: «И воздел Аарон руки свои, обращаясь к народу». То есть Аарон обратил лицо к сынам Израиля, а руки простер к Небесам.

Но «простереть руки» означает — поднять их ладонями вверх, как при молитве. А во время благословения коэнов ладони повернуты к земле. Значит, Аарон, воздев руки, не произносил благословения коэнов. Какую же бераху (благословение) он тогда дал сынам Израиля?

Рамбан пишет, что Аарон благословил народ подобно тому, как сделал это царь Шломо. Как написано о нем: «И встал Шломо перед мизбеахом (в условном переводе — «жертвенник») Всевышнего, напротив всей общины Израиля, и простер свои руки к Небесам (Первая книга Мелахим — Царей, гл. 8, ст. 22). А далее сказано: «И встал он и громко благословил все общество Израиля, говоря: «Благословен Творец, который даровал покой своему народу Израилю...» (там же, ст. 55-56). 

Впрочем, тут возникает и другой вопрос: одной рукой Аарон благословлял народ Израиля или — двумя? Ведь написано — «рука» (то есть — одна), но читать следует — «руки». Значит, все же — двумя?

Во время дарования Торы просил Всевышний, чтобы еврейский народ стал «Ему сокровищем из всех народов... царством коэнов, и народом святым» (Шемот, гл. 19, ст. 5-6).

Конечно, прекрасно, когда ты становишься частью «царства коэнов» или — воплощаешь в себе черты «народа святого». Только вот, постоянно пребывать на таком уровне — сложно. Особенно, в галуте (в изгнании), среди других народов. Поэтому Всевышний оставил открытой еще одну опцию: «будьте сокровищем из всех народов».

Не можете стать абсолютными праведниками — воспользуйтесь принципом относительности. Хотя бы на фоне других народов — постарайтесь смотреться выигрышно, как сокровище среди мишуры. 

Но причем здесь руки? — спросите вы.

Когда сыны Израиля достигают уровня «царства коэнов» и «святого народа», когда они оказываются выше всех (не потому, что остальные — хуже или не смогли, но главное — что выше просто некуда). В этом случае, для берахи достаточно и одной руки.

Но, если евреям удается удерживать пальму первенства лишь в сравнении с другими — тут уже требуются две руки. Одной — надо указать на отвратительные дела мира, а другой — благословить тех, кто на этом фоне имеет преимущества.

Аарон безмерно любил свой народ, и, возможно, в определенном смысле — несколько идеализировал картину. Он искренне желал благословлять одной рукой. Поэтому и написано — «ядо» («его рука»).

Но Всевышний видит, что мы пока еще — сокровище только в сравнении с мишурой. Потому он попросил нас читать все же — «ядав» («руки его»).

Теперь мы знаем, что стремиться надо к тому, чтобы нас могли благословлять одной рукой.

 

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Умерли от гордыни

 

В нашей недельной главе рассказывается о смерти сыновей Аарона — Надава и Авиhу. Как написано: «И вышел огонь от Всевышнего, и испепелил их, и умерли они пред Творцом» (Ваикра, гл. 10, ст. 2).

Но что явилось причиной их гибели?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 20) говорится, что Надав и Авиhу умерли потому, что не взяли себе жен.

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 52) рассказывается случай, который также мог иметь отношение к причине их смерти.

Моше и Аарон шли по дороге, следом — Надав и Авиhу, а за ними — весь народ Израиля. 

— Когда же эти два старца умрут, и мы с тобой возглавим Израиль? — спросил Надав у Авиhу…

Одно объяснение — непонятнее другого. В каждом — свои странности. Попытаемся в них разобраться.

Итак, почему Надав и Авиhу не женились?

Очевидно, они рассуждали так. Наш дядя Моше имеет статус царя. А Аарон, отец наш — главный коэн (на иврите — коэн гадоль). Мы же его заместители. И какие женщины по статусу могут нам подойти? Таких, вероятно — вообще не существует! 

Но разве подобает двум праведникам (а Надав и Авиhу, несомненно, были праведниками, иначе они не стали бы коэнами) так гордиться собой и своим положением?

Впрочем, если их гордость правомочна, то и отсутствие жен оправдано. Ведь действительно, практически невозможно найти женщину, которая занимала бы соответствующее положение.

Наше исследование не слишком продвинулось. По-видимому, нам следует расширить границы поиска. 

Рассмотрим самое первое обращение Всевышнего к Моше. Помните, Он воззвал к Моше из горящего куста? Почему именно из куста? Ведь существует много прекрасных деревьев, поражающих своей красотой или мощью, вкусом плодов или ароматом. Зачем же Всевышний выбрал колючий, низкорослый куст?

Чтобы научить нас скромности.

А, может в этом содержался совсем другой смысл?

Гематрия (числовое значение) слова куст с определённым артиклем (на иврите — «hа-снэ») составляет 120. Так Всевышний открыл Моше (и не только Моше), сколько лет предстоит ему прожить в земном мире.

Но из слов Надава и Авиhу — «Когда же эти два старца умрут?», следует, что они придерживались первого объяснения.

Теперь все стало на свои места.

Почему умерли Надав и Авиhу?

Потому что не взяли себе жен.

Но где им было взять женщин соответствующего статуса и положения?

Так ведь Всевышний открылся Моше в колючем, низкорослом кустарнике, хотя мог выбрать для этого могучий дуб или благородный кедр. И сделал это, чтобы научить нас скромности, в том числе — и в своих запросах.

Кто сказал, что там шла речь о скромности? Может, Творец лишь открыл продолжительность жизни Моше?

Если бы это было действительно так, сыновья Аарона не спрашивали бы: «Когда эти два старца умрут?».

Из их вопроса видно, что они знали о желании Всевышнего не возноситься над другими людьми, быть скромным. А значит — нет никакого оправдания их нежеланию жениться.

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

3. Иов и сыновья Аарона: что между ними общего?

 

Описание смерти сыновей Аарона Надава и Авиhу — один из самых трагичных фрагментов в Торе. Об этом в нашей недельной главе читаем: «И вышел огонь от Всевышнего, и испепелил их, и умерли они пред Творцом» (Ваикра, гл. 10, ст. 2).

Об их смерти принято читать в Йом Кипур. А тому, кто будет сопереживать, сокрушаться и оплакивать их гибель — обещано прощение собственных ошибок и прегрешений. 

У Иова не было заповеди о Йом Кипуре. Он был праведным неевреем.

Тем не менее, он изучал историю Надава и Авиhу. И она произвела на него сильное впечатление. Смерть двух сыновей Аарона, как говорится в Мидраше, взволновала Иова до глубины души, задела за живое, ранила в самое сердце.

И это, по меньшей мере — странно и совершенно непонятно. Казалось бы, какое может быть дело Иову до двух трагически погибших евреев?

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 52) описывается эпизод, предшествовавший трагедии, и, вероятно, ставший ее причиной.

Моше и Аарон возглавляли шествие. За ними шли Надав и Авиhу, а за теми уже — следовали все остальные евреи.

Во время этого перехода, не сбавляя шага, обратился Надав к Авиhу, и сказал:

— Когда уже, наконец, умрут эти старики (многозначительный кивок в сторону идущих впереди Моше и Аарона) и мы с тобой возглавим народ?

— Посмотрим еще, кто кого похоронит, — молвил Всевышний.

Что было потом — мы уже знаем: «И вышел огонь от Всевышнего, и испепелил их (Надава и Авиhу), и умерли они пред Творцом».

В другом трактате Талмуда (трактат Сота, лист 11) сказано, что Иов присутствовал на том приснопамятном совете у фараона, когда на обсуждение был вынесен «еврейский вопрос».

Тогда весьма деятельную активность проявил злодей Билам. Его идеи и легли в основу плана постепенного уничтожения еврейского народа. Иов же все время отмалчивался. В совете он принимал участие лишь номинально.

От фараона Иов вышел с легким сердцем — ведь он ничего дурного не сделал. 

Когда несчастья одно за другим стали нещадно бить Иова и его близких, не давая опомниться и перевести дух — Иов осерчал и никак не мог взять в толк, в чем же он провинился.

— За что, Всевышний? — поминутно вопрошал он.

Но узнав о том, что произошло с двумя сыновьями Аарона, Надавом и Авиhу, Иов понял, что страдает вполне заслуженно. Ведь погибли оба сына — несмотря на то, что о Моше и Аароне высказался только один из них. Авиhу всю дорогу молчал. Но — сгорел вместе с Надавом.

— Неужели, мне уготовано наказание наравне с Биламом? — подумал Иов. И эта мысль пронзила его в самое сердце.

И в следующий же момент все его несчастья — прекратились.

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век) 

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Неожиданно, накануне Песаха уезжаю в Россию…


Поиск по сайту:


Вечная жизнь — не товар...


Талмуд. Способы лечения простуды


Давать — чтобы брать


Напиток с лечебными свойствами


Наш мир — не только реальность


Роль первого пилота — в семье


Заповеди — средство или награда?


Что такое двойная печать

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |   Почта
Отзывы и предложения  |   English


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля