НОАХ 
"НОАХ"
НОАХ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"НОАХ"

Октябрь 18, 2017   28 Тишрей 5778

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио-уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(21 - 22.09.17)
Йом Кипур
10 Тишри
(30.09.17)
Суккот
15-21 Тишри
(05 - 11.10.17)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(12.10.17)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(12 - 13.10.17)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(13.12 - 20.12.17)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(28.12.17)
Ту би-Шват
15 Шват
(31.01.18)
Пурим
14 Адара
(01.03.18)
в Иерусалиме -
15 Адара
(02.03.18)
Песах
15-21 Нисана
(31.03 - 06.04.18)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(31.03 - 07.04.18)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(12.04.18)
День памяти павших 
5 Ияра
(20.04.18)
День независимости Израиля
6 Ияра
(21.04.18)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(3.05.18)

День Иерусалима
28 Ияра
(13.05.18) 
Шавуот
6 Сивана
(20.05.18)
В диаспоре 6-7 Сивана
(20.05 - 21.06.18)
Девятое Ава
 9 Ава
(21.07.18)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «РЕЭ»

Место в Торе: Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.

Почему она так называется?

По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (бераха) или проклятие (клала)...».

Смотри на иврите — реэ.

Обсуждение главы Реэ

1. Говорить или знать

Наша недельная глава начинается фразой: «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26).

Слово «смотри», вынесенное в название этой главы, в процитированном фрагменте кажется — лишним. И действительно, можно, казалось бы, вполне обойтись и без него. И просто сказать: «Я передаю вам сегодня благословение и проклятие». Чем плохо?

А уж употреблен глагол в повелительной форме — «смотри», возникает вопрос: на что смотреть и что я могу увидеть?

Попытаемся постепенно в нем разобраться.

Известно, что то, что человек видит, производит на него более сильное впечатление, нежели то, что он слышит. Как говорится — одна картинка лучше тысячи слов.

Поэтому, если человек, к примеру, поставлен перед выбором, куда ему пойти — на похороны или на свадьбу, ответ однозначен: нужно идти на похороны. Об этом говорится и в Танахе (Коэлет, гл. 7, ст. 2).

Но почему именно на похороны?

Да потому что могила — конечная станция земного пути. И чем раньше человек это осознает, тем достойнее проживет свою жизнь. Не станет растрачивать ее впустую на разные глупости, не совершит то, о чем потом будет жалеть. Но наоборот — оптимально использует каждую, отведенную ему минуту.

Позвольте, но разве люди не знают, что они смертны? Неужели, чтобы это понять, обязательно нужно побывать на похоронах?

Но совсем не одно и то же — знать о смерти теоретически и видеть уход человека из нашего мира своими глазами.

Поэтому и сказано: «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие». То есть — нужно представить себе во всех красках, как будто ты действительно видишь ту бераху (благословение), что предназначена тем, кто исполняет Волю Творца, и то проклятие, которое полагается за нарушение Его Воли. Благодаря этому — легче отдалиться от проклятия и приблизиться к берахе.

Рассказывают, что у одного очень богатого еврея-торговца был единственный сын. Он мечтал, что сын пойдет по его стопам и хотел обучить его торговому делу. Но сын избрал другой путь. Он жаждал изучать Тору и отправился заниматься в другой город в йешиву к известному раввину.

Прошло несколько лет, и сын возвратился в отчий дом. 

— Чему научился ты там вдалеке? — встретил его вопросом отец.

— Теперь я знаю, что есть Творец, — ответил сын.

Отец громко, раскатисто засмеялся — так что звякнули рюмки на ломберном столике. Вволю отсмеявшись, он прочистил горло, взял с бархатной подушечки колокольчик и позвонил в него. Вбежала хорошо вымуштрованная прислуга.

— Нехама, — обратился он к служанке, скажи мне: кто сотворил наш мир и управляет им? Кому ты молишься?

— Мир сотворил Всевышний, — ответила Нехама. — Ему я и молюсь.

— Вот видишь! — с укором воскликнул торговец. — Ты потратил годы на изучение того, о чем у нас знает каждая служанка. 

— В том то и дело, — сказал сын, — что она не знает, но только говорит об этом. Я же теперь знаю это наверняка.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Один за всех и все за одного

Итак, в нашей недельной главе читаем: «Смотри, Я передаю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, гл. 11, ст. 26).

При прочтении этой фразы, бросается в глаза одна «странность». Вначале Всевышний для обращения использует форму единственного числа («смотри»). Но затем, в том же предложении, переходит — на множественное («передаю вам»).

Так к кому все-таки обращается Творец — к отдельному человеку или ко всему нашему народу?

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 40) говорится, что поступок одного человека оказывает влияние на весь мир. Поэтому Учителя предлагают такой подход к восприятию действительности, который призван уберечь человека от ошибок и нарушений.

Нужно воспринимать мир так, — наставляют они, — как будто бы он находится в подвешенном состоянии. Пятьдесят на пятьдесят. Половина свидетельствует в пользу награды, другая — готова ввергнуть мир в пучину наказаний и испытаний.

Выполнишь одну мицву (заповедь) — весь мир склонишь в сторону награды. Совершишь проступок — перетянешь весь мир к наказанию.

Поэтому Всевышний и обращается к каждому человеку лично, говоря — «Смотри!». То есть — будь начеку и помни, что любое твое действие оценивается в мировом масштабе. 

Слова «Я передаю вам сегодня» — пишет в своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — напоминание о горе Гризим и горе Эваль, Там впервые прозвучали благословения, уготованные тем, кто выполняет Волю Творца, и проклятия, адресованные противившимся Его Воле. Там евреи друг для друга стали гарантами — один за всех и все за одного!

Так что, поступок одного («смотри» — предупреждение каждому) может оказаться роковым для всего народа — обрушить на него (не допусти этого Всевышний!) проклятия. Или — привлечь благословения, которое улучшит положение.

И каждому человеку предоставлена возможность выбора между добром и злом, между светом и тьмой, между днем и ночью, между благословением и проклятьем, между жизнью и смертью. И выбор этот нужно делать — ежедневно (поэтому сказано: «сегодня»).

Всевышний стремится облегчить нам этот выбор. Он подсказывает — «И выбери жизнь» (Дварим, гл. 30, ст. 19).

А мы, со своей стороны, в благодарность за наставление, каждый день произносим бераху: «Благословен... Кто дал возможность различать...».

на основе комментариев рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

и рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

3. Первинки и первенцы

В нашей недельной главе говорится о первинках и первенцах — первых плодах нового урожая и первом приплоде скота. Об этом читаем: «И приносите туда (в Бейт hа-Микдаш — Храм)... приношения ваших рук... и первенцев скота вашего» (Дварим, гл. 12, ст. 6).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что выражение «приношения ваших рук» подразумевает первые плоды урожая (на иврите — бикурим), о которых сказано: «И возьмет коэн (служитель в Храме) корзину из твоей руки» (Дварим, гл. 26, ст. 4). 

Слова «приношения ваших рук» (на иврите — трумат йедхем) можно перевести и иначе, как — «возношение». Принося бикурим в Бейт hа-Микдаш, хозяин сада или поля, выражает этим благодарность Всевышнему. Благодарность за урожай, благодарность за плоды, которые как ни старайся, без помощи Творца не появятся и не созреют.

Понимание этого — возвышает весь сельскохозяйственный труд, дело рук хозяина плодов. Поэтому и сказано: «трумат йедхем» — «возвышение рук ваших».

Обратите внимание, что Шавуот, праздник дарования Торы (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику), называют еще и — «праздником первых плодов».

Казалось бы, какая тут связь? 

Самая прямая и непосредственная. Потому что — именно благодаря Торе, даже самый приземленный труд, даже «копошение» в земле, наполнились духовностью. Тора дала возможность возвысить эти работы.

Теперь от первинок перейдем — к первенцам. К первому приплоду скота.

Раши пишет, что первенцев скота приводили в Храм, передавали коэну, и тот совершал с ними приношение.

Учителя в Мидраше Сифра уточняют, что для выполнения этой заповеди следует приводить самых лучших, отборных животных, без изъянов.

Это указание кажется весьма странным. Ведь, тот кто рождается первым, скажем, у коровы — того и должны вести в Храм и передавать коэну. Кто из нас может оказать влияние на ту же корову и уговорить ее, чтобы она в первый раз родила красивого, крепкого теленка? А дальше, уж ладно — как получится. Но первенец должен быть крепышом, чемпионом породы.

Понятно, что не этого ожидают от нас Учителя, разъясняя детали приношения первенцев скота в Сифре

И действительно, никто, разумеется, не требует от нас, чтобы мы договаривались с коровой о ее будущем потомстве. Но в наших силах — обеспечить первенцу хороший уход, как следует кормить его и беречь.

на основе комментарев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; по названию написанной им книги «Хидушей а-Рим» известен и под именем Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

и рава Хаима Крайзвирта

(глава общины «Махзикей а-дат» в Антверпене, 1920-2001 гг.)

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Об одной проблеме, связанной с кладбищем


Поиск по сайту:


Реальность — функция воли


Песах — в Корее


Ювелирные украшения — не для всех


Как развить остроту и гибкость мышления


Развитие — по вертикали


Бояться или — любить?


Абу Мазен — тот же Арафат


Не покупают корову у идолопоклонника

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |   Почта
Отзывы и предложения  |   English


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля