ЧТЕНИЕ НА СУККОТ

(часть 1)
ЙОМ КИПУР
начинается вечером

29 сентября
"МИНХА В ЙОМ КИПУР"
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"МИНХА В ЙОМ КИПУР"

Сентябрь 24, 2017   4 Тишрей 5778

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Женский   
дневник
   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио-уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Отзывы и    предложения   
Почта   
English   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(21 - 22.09.17)
Йом Кипур
10 Тишри
(30.09.17)
Суккот
15-21 Тишри
(05 - 11.10.17)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(12.10.17)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(12 - 13.10.17)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(13.12 - 20.12.17)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(28.12.17)
Ту би-Шват
15 Шват
(31.01.18)
Пурим
14 Адара
(01.03.18)
в Иерусалиме -
15 Адара
(02.03.18)
Песах
15-21 Нисана
(31.03 - 06.04.18)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(31.03 - 07.04.18)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(12.04.18)
День памяти павших 
5 Ияра
(20.04.18)
День независимости Израиля
6 Ияра
(21.04.18)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(3.05.18)

День Иерусалима
28 Ияра
(13.05.18) 
Шавуот
6 Сивана
(20.05.18)
В диаспоре 6-7 Сивана
(20.05 - 21.06.18)
Девятое Ава
 9 Ава
(21.07.18)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Семнадцатый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МАТОТ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.

Почему она так называется?

По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...». Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова ­ Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).

Обсуждение главы Матот

1. Обеты под запретом

Нашу главу открывает тема обетов. Тут следует разъяснить, что обет (на иврите — недер) — это обещание, которое человек дает перед Всевышним.

Недер может быть и позитивного и отрицательного характера.

Позитивный недер — когда человек берет на себя обязательство что-либо сделать

Отрицательный — если он обязуется не совершать те или иные действия.

В Торе читаем: «Если человек даст обет Всевышнему или поклянется клятвой принять на себя запрет…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) поясняет, что такое обет, на примере. Недер, — отмечает он, — это, когда кто-либо говорит: «Беру на себя обязательство, которое мне свято, как приношение, что не буду есть или не буду делать так-то».

Но как быть с обетом, когда кто-то, допустим, скажет, что будет есть падаль (что законами Торы о питании еврея — категорически запрещается)?

«Принять на себя запрет», — подчеркивают Учителя в Мидраше Сифра, — означает — запретить себе дозволенное, но не разрешить запрещенное. То есть, с обетом или без обета — никогда не разрешай себе есть падаль.

Внимательнее вглядимся в наш фрагмент (разумеется — в оригинале). И мы обнаружим, что выражение, которое мы перевели — «принять на себя запрет», можно перевести (если переводить буквально) и как — «запретить себе запрещать».

Все необходимые запреты уже даны нам в Торе. И крайне нежелательно добавлять к этому что-то еще.

Да и с какой стати, собственно? Любите клясться по любому поводу и брать на себя обеты? Необходимо избавляться от этой привычки. Давать недер — запрещено. Об этом ясно говорится в Талмуде (трактат Недарим, лист 22). И даже обещая что-то — обязательно нужно подчеркнуть, что это не обет (на иврите так и говорят: «бли недер» — «без обета»). 

Только если человек видит, что его дурное начало (на иврите — йецер hа-ра) может его победить (и откуда только силы берутся у этого йецера?!), что он, человек, не в состоянии устоять и начал скатываться к прегрешению — тогда пусть возьмет на себя недер. И даже — поклянется (если другого выхода нет).

Приведем наглядный пример из Танаха.

Вспомним описание ночной встречи Рут и Боаза. После сытного ужина Боаз лег спать на гумне. В полночь он просыпается и видит женщину, лежащую у его ног (Мегилат Рут — Книга Рут, гл. 3, ст. 8). Боаз вступает с ней в разговор, проникается ее проблемами, обещает помощь...

Когда я читал этот отрывок, меня резанула одна фраза, брошенная Боазом, казалось бы, совсем не к месту. Даже — и не фраза, скорее — восклицание: «Как жив Всевышний!».

Так он воскликнул и продолжил говорить дальше, вернулся к прежней теме. А восклицание осталось торчать внезапным «сучком», цепляющим каждого, кто изучает Книгу Рут.

О природе этого «сучка» Раши в своем комментарии пишет, что, увидев ночью рядом с собой Рут, готовую исполнить все, что он пожелает, Боаз отчетливо услышал голос желания, голос йецера

— Ты свободный мужчина, и она не замужем, — страстно нашептывало ему дурное начало. — Так возьми же ее!

Поняв, что не в силах совладать с собой, Боаз поклялся, что возьмет ее только после свадьбы.

Так что, его восклицание было клятвой. Боаз поклялся именем Всевышнего. И отступил йецер. Спасовал перед клятвой и перед именем Всевышнего.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Загадочная семейная история. Не еврей ли я?


Поиск по сайту:


Оттенки значения слова машиах


Антисемитизм в 21-м веке


Может ли женщина стать машгиахом?


Незабываемая игра


Мысли нуждаются в прощении?


Помыслы страшнее действий?


Тора — противоядие?..


Повторы — педагогический прием?

New Page 1



 


 

Rambler's Top100


 
New Page 1

Главная страница  |   Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда  |   Женский дневник   
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |   Почта
Отзывы и предложения  |   English


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля