ЦАВ 
"ПАРА"
ЦАВ 
Чтение текста
Афтары

"ПАРА"

28.03.2024, 18 Adar II, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «КЕДОШИМ»

Место в Торе: Ваикра, гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27

Почему глава так называется:

По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим) будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).

Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.

Обсуждение главы Кедошим

1. Не хочешь воровать — меняй профессию

Одна из заповедей нашей недельной главы — «Не крадите!» (Ваикра, гл. 19, ст. 11). Похожий запрет — «не укради» встречаем в составе Десяти заповедей (Шемот, гл. 20, ст. 13).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что в Десяти речениях говорится о похищении человека, которое наказывается смертной казнью. В нашей же главе речь идет о хищении имущества.

Как-то у приезжего украли в синагоге сидур (еврейский молитвенник). Он заподозрил крутившегося поблизости маленького мальчика. Но за мальчика вступился раввин.

— Я хорошо знаю этого ребенка, — сказал раввин. — Он добился больших высот в изучении Торы, тщательно исполняет заповеди и обладает прекрасными чертами характера. Он не мог преступить запрет «не кради».

— Даже если бы я украл сидур, я все равно не нарушил бы эту заповедь, запрещающую воровство — вступил в разговор «подозреваемый».

— Вот видите, это он украл! — возмутился приезжий. — А еще и увиливает... 

— Запрет «не воруй» распространяется только на похищение людей, — пояснил мальчик. — Тогда как кража имущества относится к запрещающей заповеди «не крадите». 

Возникает вопрос: почему запрет на кражу чужого имущества, о котором идет речь в нашей недельной главе, дан во множественном числе?

Множественное число в данном случае обусловлено тем, — отмечают Учителя, — что эта заповедь подразумевает ответственность за кражу, которую несет не только человек, который непосредственно совершает акт воровства, но и лица, тем или иным образом причастные к этому. А также — виды воровства, которые многие не считают кражей.

В связи с этим Учителя отмечают несколько аспектов причастности к краже имущества. Приведем здесь некоторые из них.

Ответственность с вором делит человек, — пишет раби Авраам бен Эзра (Испания, 12-й век), — который наблюдал, как совершалась кража, и не помешал этому.

Крадущий у вора, — подчеркивает рав Йонатан Эйбшиц (великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века), — приучает себя к воровству.

Приобретающий ворованное также считается вором, — говорится в Кли Якар (в дословном переводе — «драгоценный сосуд»; так называется один из наиболее известных комментариев к Торе, составитель которого — рав Эфраим-Шломо Лунчиц; Польша, вторая половина 16-го — начало 17-го вв.), — поскольку он поощряет воровство.

Скупщику краденного, — добавляет Меири (один из крупнейших комментаторов Талмуда; Франция, 13-й век), намного труднее совершить тешуву (раскаяться и вернуться к соблюдению законов Торы). Ведь он ни у кого ничего не отнимает, но приобретает украденные вещи за деньги.

Существуют и другие нарушения, которые наши Учителя приравнивают к краже. Это — вводить в заблуждение; одалживать что-то и не возвращать; задерживать зарплату наемному работнику; зимой оставлять дверь открытой; не отдавать должные почести; не отвечать на приветствие; получать удовольствие, не произнеся благословение и т.п.

Рассказывают, как однажды техник, ремонтирующий компьютеры, обратился к раву Йосефу-Шалому Эльяшиву (один из крупнейших каббалистов нашего времени; Литва – Израиль, Иерусалим, середина 19-го — первая четверть 20-го вв.) с вопросом.

— В ходе ремонта, — объяснил техник, — компьютер «стирает» программы, хранящиеся на его жестком диске, а затем их надо восстановить. Проблема заключается в том, что подавляющее большинство программ — «пиратские». Можно ли после ремонта компьютера возвращать на него нелицензионное программное обеспечение? 

— Установить такую программу на компьютер — воровство, ответил рав Эльяшив. — А воровать, как известно — нельзя.

— Но если я не буду после ремонта возвращать в компьютер прежние программы, я потеряю всех клиентов! — воскликнул техник.

— Значит, тебе придется сменить профессию, — заключил рав Эльяшив.

на основе комментария рава Ицхака Кройзера

(Бней Брак, Израиль, наше время)

 

2. Самое большое воровство

В нашей недельной главе говорится о запрете на воровство — «Не крадите!» (Ваикра, гл. 19, ст .11).

Написано в Тосефте (трактат Бава Кама, гл. 7), что самое большое воровство — вводить в заблуждение. Что подразумевает, например, что человек думает одно, а говорит — другое, чей обманчивый внешний облик помогает скрыть внутреннее содержание, кто выдает желаемое за действительное.

Такой человек, — отмечает рабейну Йона (один из крупнейших комментаторов Талмуда, автор многих книг; Испания, 13-й век), — хуже грабителя. В своей книге Шаарей Тешува («Врата раскаяния») он, в частности, пишет, что тот, кто обещает и не выполняет — вор, он вводит в заблуждение. А это запретили Учителя (трактат Хулин, лист 94), придерживаясь позиции, что это нарушение — еще хуже грабежа.

Тот, кто кого-то ненавидит, но прикидывается ему другом и с улыбкой расточает комплименты — в нарушение запрета вводит того человека в заблуждение.

В Торе сказано, что братья Йосефа, возненавидев его, «не могли говорить с ним мирно, по хорошему» (Берешит, гл. 37, ст. 4). И эта прямота засчитана им в заслугу.

В своей книге Пеле Йоэц рав Элиэзер Папо (жил в Османской империи; в конец 18-го – начало 19-го вв.) пишет, что, здороваясь с человеком, нужно, чтобы уста находились в соответствии с сердцем и, чтобы не было, как сказано в книге пророка Йермияhу (гл. 9, ст. 7): «Устами своими мирно говорят с ближним своим, а в сердце своем строят ему козни». Причем, нарушением считается лишь тот случай, когда в сердце действительно «готовятся козни».

Таким образом, если один приветствует другого только из вежливости, а не потому, что и в самом деле желает ему мира и добра, он этим еще ничего не нарушает. Но, если здороваясь, он в мыслях желает ему что-то дурное, это уже — гниват даат (введение в заблуждение).

Однажды Хатам Софер (раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия) собрал торговцев молоком и стал их упрекать в том, что они разбавляют молоко водой.

— Вы не только воруете у людей и вводите их в заблуждение, — говорил он, — но еще и наносите вред здоровью маленьких детей, нуждающихся в молоке.

Через некоторое время к Хатам Соферу пришел один из присутствующих на той встрече.

— Раби, я полностью принял ваше наставление и больше не разбавляю молоко, — произнес он. — Но люди перестали у меня покупать. Они жалуются, что у молока вкус не такой, как у других молочников.

— Натуральное, неразбавленное молоко можно приобрести только на честно заработанные деньги, — ответил Хатам Софер. — Получается, наши горожане не достойны натурального молока. Но это все равно не дает тебе права его разбавлять.

на основе комментария рава Ицхака Кройзера

(Бней Брак, Израиль, наше время)

 

 

3. Разные лики воровства

Написано в нашей недельной главе: «Не обирай ближнего твоего и не грабь» (Ваикра, гл. 19, ст. 13).

Возникает вопрос: разве «обирать» и «грабить» — не одно и то же? Зачем Тора «дублирует» указания?

Этому есть несколько объяснений.

Человек склонен оправдывать свои поступки, называя, к примеру, аферу — предприимчивостью, грабеж — экспроприацией излишков, а мошенническую схему — бизнес-идеей. Но Тора наставляет нас: как бы ты не называл грабеж, он никогда не станет честным заработком. Поэтому в Торе и представлены разные названия воровства, чтобы предостеречь нас от этого. Ведь ограбивший, будет также повинен и в том, что обобрал ближнего. То есть одним действием он нарушает сразу два запрета.

С другой стороны, тот, кто удерживается от воровства — получит награду Небес за соблюдение не одной, но — сразу нескольких заповедей. В Талмуде написано, что для того, чтобы дать нам больше наград, Всевышний увеличил число заповедей и умножил Тору (трактат Макот, лист 23).

В молитвах такого святого и возвышенного дня как Йом Кипур, мы просим уберечь наши руки от воровства. Ибо сказано: «Кто достоин взойти на гору Всевышнего и кто — встать в месте святом Его? Тот, у кого чисты руки и непорочно сердце» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 24, ст. 3-4). 

Значит, тот, у кого руки осквернены воровством не будет допущен к святости.

Воровство считается серьезным преступлением. Настолько, что из-за него было уничтожено поколение Потопа. А кроме того, Всевышний не принимает молитвы того, кто нечист на руку.

Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) как-то приехал в Петербург на съезд раввинов. В гостинице ему понадобилась бумага для письма. Рашаб, в то время — глава любавичских хасидов, протянул Хафец Хаиму несколько листов. Хафец Хаим хотел ему за них заплатить, но Рашаб не взял денег. Тогда Хафец Хаим вернул ему бумагу. Наблюдавший за этой сценой раввин заметил, что той бумаге — грош цена. 

— Воровство даже одного гроша, — сказал в ответ Хафец Хаим, — создает малаха-вредителя (малах в условном переводе — «ангел»), который в силах перевернуть весь Петербург…

на основе комментария рава Ицхака Кройзера

(Бней Брак, Израиль, наше время)

4. Заповедь к заповеди, прегрешение к прегрешению

 

Написано в нашей недельной главе: «Не крадите и не отрекайтесь, и не лгите друг другу. И не клянитесь Именем Моим во лжи» (Ваикра, гл. 19, ст. 11-12).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что вор обычно отрицает факт своего воровства. Поэтому ему приходится врать и изворачиваться. И, в конце концов, он может дать ложную клятву.

Согласно сформулированному Учителями правилу, «исполнение заповеди — «притягивает» новую заповедь, а нарушение влечет за собой другое нарушение» (трактат Авот, гл. 4, мишна 2).

В своем комментарии раби Овадья из Бартануры (один из крупнейших комментаторов Мишны, родился в Италии — город Бартанура, переехал в Эрец Исраэль, был главным раввином Иерусалима; середина 15-го — начало 16-го вв.) пишет, что так устроен мир: исполнившему одну заповедь, следующую выполнить — легче; нарушившему запрет — трудно остановиться и более не совершать нарушений.

В книге Швилей Эмуна («Тропы веры»; автор — раби Меир бен Ицхак Алдаби; Испания, 14-й век) говорится, что привычка человека становится его естеством, его натурой. Поэтому нужно приучать себя к неукоснительному соблюдению заповедей, старательно избегая любых, даже самых, казалось бы, незначительных нарушений. Ибо тот, кто раз за разом совершает нарушения, со временем теряет ощущение запретности своих действий.

Рав Гуна (великий Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век) говорил, что повторное нарушение начинает казаться чем-то разрешенным (трактат Йома, лист 86). 

Следует подчеркнуть, что прегрешение, кроме всего прочего, порождает духовную нечистоту (туму; о значении термина — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения), которая оказывает негативное влияние не только на самого человека, но и на место, с которым данное прегрешение связано.

Раби Ханина бен Традион (великий Учитель Торы, 2-й век) подчеркивает, что если двое сидят, и нет меж ними слов Торы — значит, это — «селение клоунов» (трактат Авот, гл. 3, мишна 3). Не сказано, что они — «клоуны» (насмешники), но все место, где они находятся, превращается в «селение кривляк и насмешников», ибо пропитывается тумой.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 21), что, совершая прегрешение за прегрешением, человек все глубже погружается в трясину тумы. И тянет за собой свое окружение. Поэтому, чтобы выбраться из этого «болота» и стать на правильный путь, нужно действовать вопреки своим прежним привычкам. И если ты совершал множественные нарушения, надо попробовать с той же последовательностью исполнять заповеди.

Как-то раз к раву Хаиму Соловейчику (один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь) обратился глава общины с просьбой разрешить уволить габая (распорядителя) синагоги, поскольку тот стал запускать руку в общественные деньги.

— А до того, как он начал работать габаем, он не был замечен в воровстве? — спросил рав Соловейчик.

— Если бы такое водилось за ним, он никогда бы не получил эту работу. Наоборот, раньше он всегда отличался порядочностью, прямотой и честностью.

— Вот видите, он стал воровать, работая у вас, — заключил рав Соловейчик. — Где гарантия, что пришедший ему на смену, даже самый честный человек, не попадет в ту же яму? Если синагога будет местом сосредоточения заповедей, если в ней будут постоянные уроки Торы, и габай будет принимать во всем самое непосредственное участие — он оставит свои прегрешения и вернется на путь праведности. 

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

 

 

5. Кому принадлежат 70.000 шекелей?

 

В нашей недельной главе идет речь о запрете на воровство. В ней сказано: «Не крадите!» (Ваикра, гл. 19, ст. 11).

Обсудим интересный случай на данную тему.

У Реувена было 100.000 долларов. Ему понадобились шекели. Он, сделав Шимона своим шалиахом (то есть — посланником), попросил его сходить в обменный пункт и произвести обмен

В ту пору доллар сильно упал. За него давали 3,3 шекеля. Шимон взял доллары, но вместо того, чтобы пойти в обменный пункт — отправился к себе домой. Там он взял 330.000 шекелей и отнес их Реувену. Через год Реувену понадобились доллары. К тому времени курс доллара поднялся, и один доллар стоил 4 шекеля.

 Реувен решил снова прибегнуть к услугам Шимона. Он дал ему 400.000 шекелей и попросил приобрести для него 100.000 долларов. Шимон взял деньги, но, как и прежде, вместо обменного пункта зашёл к себе, достал те 100.000, что год назад приобрел у Реувена и отнес их ему.

— Почему ты такой довольный? — спросил Реувен, принимая деньги у Шимона.

— Ну, как же мне не радоваться, — ответил Шимон, — благодаря тебе, я заработал 70.000 шекелей. 

И рассказал, как выступил в роли обменного пункта.

Реувен никак на это не отреагировал. А через неделю попросил одолжить ему 70.000 шекелей. Когда Шимон принес деньги, Реувен сказал:

— Ну, вот что, дорогой мой, ты думал наварить на мне 70.000? Ничего не выйдет! Можешь распрощаться со своими деньгами. Больше ты их не увидишь.

Шимон, в поисках справедливости, обратился в раввинский суд (бейт дин). 

И действительно, кто в этой истории прав, кому принадлежат 70.000?

В Шулхан Арухе (раздел Хошен Мишпат, гл. 185, параграф 2) сказано, что в случае, если человек назначает представителя, доверенное лицо (шалиаха) — этот шалиах, действуя по поручению, не вправе приобретать что-либо для себя. Комментаторы объясняют, что сделка считается совершенной, если деньги и товар были перемещены из одного владения в другое и от одного хозяина к другому.

 Основной инструмент имущественных взаимоотношений в нашей традиции — киньян (приобретение). В результате киньяна имущество или деньги меняют своего владельца. Шалиах выступает от имени того, кто его подрядил. Он не может быть одновременно и продавцом и покупателем.

Шимон, действуя по поручению Реувена, как бы являлся его «длинной рукой». Значит, он не имел права приобрести что-то для себя. Ведь в этот момент он представлял Реувена, продавца долларов и не мог быть также и Шимоном — их покупателем.

 Однако есть комментарий, в котором всесторонне рассматривается ситуация, когда шалиах все же решил выступить в двух лицах: и покупателя и продавца.

Прежде всего, следует отметить, что для хозяина товара совершенно не имеет значения, кому его товар будет продан. Так же, как хозяину денег без разницы, у кого будет приобретен товар. После совершения киньяна (приобретения) шалиах перестает быть доверенным лицом, и следовательно — вправе приобретать уже для себя. 

 Таким образом, при обмене долларов на шекели, Шимон передав шекели Рувену, приобрел их для него. В этот момент он перестал быть доверенным лицом Реувена. И доллары, полученные Шимоном, находясь в его владении — приобретаются им (на иврите — киньян хацер). 

Разберем наш случай более подробно, в деталях.

Итак, Реувен делает Шимона своим доверенным лицом (шалиахом). Он поручает ему продать доллары. Шимону, конечно же, следовало бы пойти в обменный пункт, но он поступил иначе.

 С другой стороны, для Реувена не имеет значения, где и у кого Шимон обменяет доллары на шекели. В момент передачи шекелей Реувену, Шимон перестает быть его шалиахом. И значит, он приобретает доллары, ранее принадлежавшие Реувену, а сейчас находящиеся у него дома.

 То же самое происходит и во второй раз, когда Реувен подряжает Шимона на приобретение долларов. Выходит, что 70.000 шекелей принадлежат Шимону, и Реувен обязан их вернуть.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «КЕДОШИМ»

Место в Торе: Ваикра, гл. 19, ст. 1 — гл. 20, ст. 27

Почему глава так называется:

По значимому слову первой фразы главы, в которой сказано: «И говорил Всевышний Моше: «Обратись ко всей общине Израиля и скажи им — возвышенными (кедошим) будьте, ибо возвышен Я — Всевышний...» (Ваикра, гл. 19, ст. 1).

Слово кедошим — множественное число от ивритского слова кадош, что в большинстве переводов Торы означает — «святой». Однако у слова кадош есть и другое значение — возвышенный, стремящийся вверх, духовный.

Обсуждение главы Кедошим

1. Не хочешь воровать — меняй профессию

Одна из заповедей нашей недельной главы — «Не крадите!» (Ваикра, гл. 19, ст. 11). Похожий запрет — «не укради» встречаем в составе Десяти заповедей (Шемот, гл. 20, ст. 13).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что в Десяти речениях говорится о похищении человека, которое наказывается смертной казнью. В нашей же главе речь идет о хищении имущества.

Как-то у приезжего украли в синагоге сидур (еврейский молитвенник). Он заподозрил крутившегося поблизости маленького мальчика. Но за мальчика вступился раввин.

— Я хорошо знаю этого ребенка, — сказал раввин. — Он добился больших высот в изучении Торы, тщательно исполняет заповеди и обладает прекрасными чертами характера. Он не мог преступить запрет «не кради».

— Даже если бы я украл сидур, я все равно не нарушил бы эту заповедь, запрещающую воровство — вступил в разговор «подозреваемый».

— Вот видите, это он украл! — возмутился приезжий. — А еще и увиливает... 

— Запрет «не воруй» распространяется только на похищение людей, — пояснил мальчик. — Тогда как кража имущества относится к запрещающей заповеди «не крадите». 

Возникает вопрос: почему запрет на кражу чужого имущества, о котором идет речь в нашей недельной главе, дан во множественном числе?

Множественное число в данном случае обусловлено тем, — отмечают Учителя, — что эта заповедь подразумевает ответственность за кражу, которую несет не только человек, который непосредственно совершает акт воровства, но и лица, тем или иным образом причастные к этому. А также — виды воровства, которые многие не считают кражей.

В связи с этим Учителя отмечают несколько аспектов причастности к краже имущества. Приведем здесь некоторые из них.

Ответственность с вором делит человек, — пишет раби Авраам бен Эзра (Испания, 12-й век), — который наблюдал, как совершалась кража, и не помешал этому.

Крадущий у вора, — подчеркивает рав Йонатан Эйбшиц (великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века), — приучает себя к воровству.

Приобретающий ворованное также считается вором, — говорится в Кли Якар (в дословном переводе — «драгоценный сосуд»; так называется один из наиболее известных комментариев к Торе, составитель которого — рав Эфраим-Шломо Лунчиц; Польша, вторая половина 16-го — начало 17-го вв.), — поскольку он поощряет воровство.

Скупщику краденного, — добавляет Меири (один из крупнейших комментаторов Талмуда; Франция, 13-й век), намного труднее совершить тешуву (раскаяться и вернуться к соблюдению законов Торы). Ведь он ни у кого ничего не отнимает, но приобретает украденные вещи за деньги.

Существуют и другие нарушения, которые наши Учителя приравнивают к краже. Это — вводить в заблуждение; одалживать что-то и не возвращать; задерживать зарплату наемному работнику; зимой оставлять дверь открытой; не отдавать должные почести; не отвечать на приветствие; получать удовольствие, не произнеся благословение и т.п.

Рассказывают, как однажды техник, ремонтирующий компьютеры, обратился к раву Йосефу-Шалому Эльяшиву (один из крупнейших каббалистов нашего времени; Литва – Израиль, Иерусалим, середина 19-го — первая четверть 20-го вв.) с вопросом.

— В ходе ремонта, — объяснил техник, — компьютер «стирает» программы, хранящиеся на его жестком диске, а затем их надо восстановить. Проблема заключается в том, что подавляющее большинство программ — «пиратские». Можно ли после ремонта компьютера возвращать на него нелицензионное программное обеспечение? 

— Установить такую программу на компьютер — воровство, ответил рав Эльяшив. — А воровать, как известно — нельзя.

— Но если я не буду после ремонта возвращать в компьютер прежние программы, я потеряю всех клиентов! — воскликнул техник.

— Значит, тебе придется сменить профессию, — заключил рав Эльяшив.

на основе комментария рава Ицхака Кройзера

(Бней Брак, Израиль, наше время)

 

2. Самое большое воровство

В нашей недельной главе говорится о запрете на воровство — «Не крадите!» (Ваикра, гл. 19, ст .11).

Написано в Тосефте (трактат Бава Кама, гл. 7), что самое большое воровство — вводить в заблуждение. Что подразумевает, например, что человек думает одно, а говорит — другое, чей обманчивый внешний облик помогает скрыть внутреннее содержание, кто выдает желаемое за действительное.

Такой человек, — отмечает рабейну Йона (один из крупнейших комментаторов Талмуда, автор многих книг; Испания, 13-й век), — хуже грабителя. В своей книге Шаарей Тешува («Врата раскаяния») он, в частности, пишет, что тот, кто обещает и не выполняет — вор, он вводит в заблуждение. А это запретили Учителя (трактат Хулин, лист 94), придерживаясь позиции, что это нарушение — еще хуже грабежа.

Тот, кто кого-то ненавидит, но прикидывается ему другом и с улыбкой расточает комплименты — в нарушение запрета вводит того человека в заблуждение.

В Торе сказано, что братья Йосефа, возненавидев его, «не могли говорить с ним мирно, по хорошему» (Берешит, гл. 37, ст. 4). И эта прямота засчитана им в заслугу.

В своей книге Пеле Йоэц рав Элиэзер Папо (жил в Османской империи; в конец 18-го – начало 19-го вв.) пишет, что, здороваясь с человеком, нужно, чтобы уста находились в соответствии с сердцем и, чтобы не было, как сказано в книге пророка Йермияhу (гл. 9, ст. 7): «Устами своими мирно говорят с ближним своим, а в сердце своем строят ему козни». Причем, нарушением считается лишь тот случай, когда в сердце действительно «готовятся козни».

Таким образом, если один приветствует другого только из вежливости, а не потому, что и в самом деле желает ему мира и добра, он этим еще ничего не нарушает. Но, если здороваясь, он в мыслях желает ему что-то дурное, это уже — гниват даат (введение в заблуждение).

Однажды Хатам Софер (раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия) собрал торговцев молоком и стал их упрекать в том, что они разбавляют молоко водой.

— Вы не только воруете у людей и вводите их в заблуждение, — говорил он, — но еще и наносите вред здоровью маленьких детей, нуждающихся в молоке.

Через некоторое время к Хатам Соферу пришел один из присутствующих на той встрече.

— Раби, я полностью принял ваше наставление и больше не разбавляю молоко, — произнес он. — Но люди перестали у меня покупать. Они жалуются, что у молока вкус не такой, как у других молочников.

— Натуральное, неразбавленное молоко можно приобрести только на честно заработанные деньги, — ответил Хатам Софер. — Получается, наши горожане не достойны натурального молока. Но это все равно не дает тебе права его разбавлять.

на основе комментария рава Ицхака Кройзера

(Бней Брак, Израиль, наше время)

 

 

3. Разные лики воровства

Написано в нашей недельной главе: «Не обирай ближнего твоего и не грабь» (Ваикра, гл. 19, ст. 13).

Возникает вопрос: разве «обирать» и «грабить» — не одно и то же? Зачем Тора «дублирует» указания?

Этому есть несколько объяснений.

Человек склонен оправдывать свои поступки, называя, к примеру, аферу — предприимчивостью, грабеж — экспроприацией излишков, а мошенническую схему — бизнес-идеей. Но Тора наставляет нас: как бы ты не называл грабеж, он никогда не станет честным заработком. Поэтому в Торе и представлены разные названия воровства, чтобы предостеречь нас от этого. Ведь ограбивший, будет также повинен и в том, что обобрал ближнего. То есть одним действием он нарушает сразу два запрета.

С другой стороны, тот, кто удерживается от воровства — получит награду Небес за соблюдение не одной, но — сразу нескольких заповедей. В Талмуде написано, что для того, чтобы дать нам больше наград, Всевышний увеличил число заповедей и умножил Тору (трактат Макот, лист 23).

В молитвах такого святого и возвышенного дня как Йом Кипур, мы просим уберечь наши руки от воровства. Ибо сказано: «Кто достоин взойти на гору Всевышнего и кто — встать в месте святом Его? Тот, у кого чисты руки и непорочно сердце» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 24, ст. 3-4). 

Значит, тот, у кого руки осквернены воровством не будет допущен к святости.

Воровство считается серьезным преступлением. Настолько, что из-за него было уничтожено поколение Потопа. А кроме того, Всевышний не принимает молитвы того, кто нечист на руку.

Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) как-то приехал в Петербург на съезд раввинов. В гостинице ему понадобилась бумага для письма. Рашаб, в то время — глава любавичских хасидов, протянул Хафец Хаиму несколько листов. Хафец Хаим хотел ему за них заплатить, но Рашаб не взял денег. Тогда Хафец Хаим вернул ему бумагу. Наблюдавший за этой сценой раввин заметил, что той бумаге — грош цена. 

— Воровство даже одного гроша, — сказал в ответ Хафец Хаим, — создает малаха-вредителя (малах в условном переводе — «ангел»), который в силах перевернуть весь Петербург…

на основе комментария рава Ицхака Кройзера

(Бней Брак, Израиль, наше время)

4. Заповедь к заповеди, прегрешение к прегрешению

 

Написано в нашей недельной главе: «Не крадите и не отрекайтесь, и не лгите друг другу. И не клянитесь Именем Моим во лжи» (Ваикра, гл. 19, ст. 11-12).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что вор обычно отрицает факт своего воровства. Поэтому ему приходится врать и изворачиваться. И, в конце концов, он может дать ложную клятву.

Согласно сформулированному Учителями правилу, «исполнение заповеди — «притягивает» новую заповедь, а нарушение влечет за собой другое нарушение» (трактат Авот, гл. 4, мишна 2).

В своем комментарии раби Овадья из Бартануры (один из крупнейших комментаторов Мишны, родился в Италии — город Бартанура, переехал в Эрец Исраэль, был главным раввином Иерусалима; середина 15-го — начало 16-го вв.) пишет, что так устроен мир: исполнившему одну заповедь, следующую выполнить — легче; нарушившему запрет — трудно остановиться и более не совершать нарушений.

В книге Швилей Эмуна («Тропы веры»; автор — раби Меир бен Ицхак Алдаби; Испания, 14-й век) говорится, что привычка человека становится его естеством, его натурой. Поэтому нужно приучать себя к неукоснительному соблюдению заповедей, старательно избегая любых, даже самых, казалось бы, незначительных нарушений. Ибо тот, кто раз за разом совершает нарушения, со временем теряет ощущение запретности своих действий.

Рав Гуна (великий Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век) говорил, что повторное нарушение начинает казаться чем-то разрешенным (трактат Йома, лист 86). 

Следует подчеркнуть, что прегрешение, кроме всего прочего, порождает духовную нечистоту (туму; о значении термина — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения), которая оказывает негативное влияние не только на самого человека, но и на место, с которым данное прегрешение связано.

Раби Ханина бен Традион (великий Учитель Торы, 2-й век) подчеркивает, что если двое сидят, и нет меж ними слов Торы — значит, это — «селение клоунов» (трактат Авот, гл. 3, мишна 3). Не сказано, что они — «клоуны» (насмешники), но все место, где они находятся, превращается в «селение кривляк и насмешников», ибо пропитывается тумой.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 21), что, совершая прегрешение за прегрешением, человек все глубже погружается в трясину тумы. И тянет за собой свое окружение. Поэтому, чтобы выбраться из этого «болота» и стать на правильный путь, нужно действовать вопреки своим прежним привычкам. И если ты совершал множественные нарушения, надо попробовать с той же последовательностью исполнять заповеди.

Как-то раз к раву Хаиму Соловейчику (один из крупнейших раввинов конца 19-го – начало 20-го вв.; Литва – Белорусь) обратился глава общины с просьбой разрешить уволить габая (распорядителя) синагоги, поскольку тот стал запускать руку в общественные деньги.

— А до того, как он начал работать габаем, он не был замечен в воровстве? — спросил рав Соловейчик.

— Если бы такое водилось за ним, он никогда бы не получил эту работу. Наоборот, раньше он всегда отличался порядочностью, прямотой и честностью.

— Вот видите, он стал воровать, работая у вас, — заключил рав Соловейчик. — Где гарантия, что пришедший ему на смену, даже самый честный человек, не попадет в ту же яму? Если синагога будет местом сосредоточения заповедей, если в ней будут постоянные уроки Торы, и габай будет принимать во всем самое непосредственное участие — он оставит свои прегрешения и вернется на путь праведности. 

на основе комментария рава Йоэля Шварца

(Иерусалим, наше время)

 

 

5. Кому принадлежат 70.000 шекелей?

 

В нашей недельной главе идет речь о запрете на воровство. В ней сказано: «Не крадите!» (Ваикра, гл. 19, ст. 11).

Обсудим интересный случай на данную тему.

У Реувена было 100.000 долларов. Ему понадобились шекели. Он, сделав Шимона своим шалиахом (то есть — посланником), попросил его сходить в обменный пункт и произвести обмен

В ту пору доллар сильно упал. За него давали 3,3 шекеля. Шимон взял доллары, но вместо того, чтобы пойти в обменный пункт — отправился к себе домой. Там он взял 330.000 шекелей и отнес их Реувену. Через год Реувену понадобились доллары. К тому времени курс доллара поднялся, и один доллар стоил 4 шекеля.

 Реувен решил снова прибегнуть к услугам Шимона. Он дал ему 400.000 шекелей и попросил приобрести для него 100.000 долларов. Шимон взял деньги, но, как и прежде, вместо обменного пункта зашёл к себе, достал те 100.000, что год назад приобрел у Реувена и отнес их ему.

— Почему ты такой довольный? — спросил Реувен, принимая деньги у Шимона.

— Ну, как же мне не радоваться, — ответил Шимон, — благодаря тебе, я заработал 70.000 шекелей. 

И рассказал, как выступил в роли обменного пункта.

Реувен никак на это не отреагировал. А через неделю попросил одолжить ему 70.000 шекелей. Когда Шимон принес деньги, Реувен сказал:

— Ну, вот что, дорогой мой, ты думал наварить на мне 70.000? Ничего не выйдет! Можешь распрощаться со своими деньгами. Больше ты их не увидишь.

Шимон, в поисках справедливости, обратился в раввинский суд (бейт дин). 

И действительно, кто в этой истории прав, кому принадлежат 70.000?

В Шулхан Арухе (раздел Хошен Мишпат, гл. 185, параграф 2) сказано, что в случае, если человек назначает представителя, доверенное лицо (шалиаха) — этот шалиах, действуя по поручению, не вправе приобретать что-либо для себя. Комментаторы объясняют, что сделка считается совершенной, если деньги и товар были перемещены из одного владения в другое и от одного хозяина к другому.

 Основной инструмент имущественных взаимоотношений в нашей традиции — киньян (приобретение). В результате киньяна имущество или деньги меняют своего владельца. Шалиах выступает от имени того, кто его подрядил. Он не может быть одновременно и продавцом и покупателем.

Шимон, действуя по поручению Реувена, как бы являлся его «длинной рукой». Значит, он не имел права приобрести что-то для себя. Ведь в этот момент он представлял Реувена, продавца долларов и не мог быть также и Шимоном — их покупателем.

 Однако есть комментарий, в котором всесторонне рассматривается ситуация, когда шалиах все же решил выступить в двух лицах: и покупателя и продавца.

Прежде всего, следует отметить, что для хозяина товара совершенно не имеет значения, кому его товар будет продан. Так же, как хозяину денег без разницы, у кого будет приобретен товар. После совершения киньяна (приобретения) шалиах перестает быть доверенным лицом, и следовательно — вправе приобретать уже для себя. 

 Таким образом, при обмене долларов на шекели, Шимон передав шекели Рувену, приобрел их для него. В этот момент он перестал быть доверенным лицом Реувена. И доллары, полученные Шимоном, находясь в его владении — приобретаются им (на иврите — киньян хацер). 

Разберем наш случай более подробно, в деталях.

Итак, Реувен делает Шимона своим доверенным лицом (шалиахом). Он поручает ему продать доллары. Шимону, конечно же, следовало бы пойти в обменный пункт, но он поступил иначе.

 С другой стороны, для Реувена не имеет значения, где и у кого Шимон обменяет доллары на шекели. В момент передачи шекелей Реувену, Шимон перестает быть его шалиахом. И значит, он приобретает доллары, ранее принадлежавшие Реувену, а сейчас находящиеся у него дома.

 То же самое происходит и во второй раз, когда Реувен подряжает Шимона на приобретение долларов. Выходит, что 70.000 шекелей принадлежат Шимону, и Реувен обязан их вернуть.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что это за праздник такой — 8-го марта?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля