Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Ваишлах»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к
Эсаву, брату своему...».
И послал
на иврите — ваишлах.
Обсуждение главы
Ваишлах
1. Яакову не нужен отрицательный пример
Яаков объявляет Эсаву через
своих посланников, что он «жил (в оригинале — гарти) у Лавана и до сих
пор откладывал возвращение» (Берешит, гл. 32, ст. 5).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век)
пишет о намеке, содержащемся в словах Яакова.
Гематрия
(числовое значение) слова «гарти» (я жил) — 613. Столько насчитывается
заповедей в Торе. Таким образом, Яаков поведал Эсаву, что «живя у Лавана, я
соблюдал 613 заповедей Торы и не учился плохому, глядя на его (Лавана) дурные
поступки».
Корень слова гарти —
гер, что означает — «пришелец».
У Лавана Яаков чувствовал себя
гером, пришельцем. Он не пускал там корни, потому что знал, что лишь
временно и по необходимости живет в этом месте. А когда необходимость
аннулируется — он вернется в родные края.
Итак, Яаков сделал путь
Всевышнего, соблюдение заповедей — смыслом своей жизни. Но тогда зачем нужно
добавлять, что он не учился у Лавана дурному? Разве человек, трепещущий перед
Всевышним и чтящий Его заповеди, способен совершить плохой поступок?
В книге наставления мудрости
находим такое странное, на первый взгляд, высказывание: «Ступай и встань
напротив глупца» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 14, ст. 7).
О чем здесь речь?
Если человек столкнулся с
серьезной проблемой и не знает, как поступить, какое решение принять — пусть
отправляется к глупцу и понаблюдает за ним. Тогда он поймет, по крайней мере,
как поступать — не следует.
Это — метод от противного:
посмотри, что неразумные вытворяют и сделай наоборот. Всегда старайся делать
прямо противоположное тому, что творят злодеи.
Яаков жил у хитреца и злодея
Лавана. Казалось, самое раздолье — наблюдай за повадками нечистого на руку
мошенника, учись от противного, делай обратное, действуй без задних мыслей.
Только Яакову, человеку праведному и цельному, все это было без надобности. Он
изучал Тору в шатрах Шема и Эвера, и лишь из нее черпал все необходимые знания.
Ею он руководствовался в выборе пути. Она для него стала мерилом всех ценностей
и руководством к действию. Выполнение заповедей было отправной точкой всех его
поступков.
Теперь мы можем лучше понять
слова Яакова о том, что «живя у Лавана, и соблюдая 613 заповедей Торы, он не
учился у того плохому, глядя на его дурные поступки».
Яаков ничему не учился у Лавана,
потому что в этом не было никакой необходимости. Он и без этого справлялся с
задачами, которые стояли перед ним.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий
Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия,
первая половина 18-го века)
2. Четыреста сил нечистоты
Посланники вернулись к Яакову и
сообщили, что Эсав идет ему навстречу, а с ним еще 400 мужей (Берешит,
гл. 32, ст. 7).
Число «400» обозначают буквой
тав. Она — последняя в алфавите, и следовательно, отображает максимальное
число, которое можно выразить одной буквой.
Поэтому «400» используют порой,
как эквивалент большого количества чего-либо. Иногда, если хотят указать, что
чего-то было достаточно много, пишут — «400».
В книге Зогар
разъясняется, что Эсав прихватил с собой 400 сил тумы (духовной нечистоты).
Эсав — символ необузданной, губительной мощи, разрушающей мир и сеющей хаос. Эта
мощь обозначена числом 400. Получается, что Эсав четырехсотсильный генератор
разрушения и уничтожения.
Проявление сил тумы мы
видим в приговоре, зачитанном Аврааму: «Пришельцами будет твое потомство в краю
чужом, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет» (Берешит,
гл. 15, ст. 13).
В противостоянии этим силам,
Авраам заплатил выкуп Эфрону за пещеру Махпела 400 полновесных серебряных
шекелей.
В Мидраше говорится, что, в
момент, когда Яаков увидел 400 духовных вредителей (на иврите — малахей
хабала), направляющихся к нему вместе с Эсавом, он ударил ладонью о ладонь.
Ладонь на иврите — «каф»,
буква, обозначающая число 20. Значит, выражение «ладонь о ладонь» или каф эль
каф, можно понять и как 20, умноженное на 20, что дает число 400.
Мы видим, что Яаков, таким
образом, вступил в противостояние с деструктивными силами, которые в будущем
должны были обрушиться на его потомков.
В Талмуде Учителя рассказывают о
противостоянии (на разных уровнях и разными способами), которое инициируют силы
зла, рядящиеся в различные одеяния, напяливающие на себя маски, принимающие
образы людей.
Рассказывается в Талмуде
(трактат Шаббат, лист 31), что два человека поспорили, кому из них
удастся вывести из себя великого Гилеля (великий Учитель, 1-й век). Победитель
получал 400 серебряных монет. И только Гилель сумел совладать с посланниками
дурного начала и устоял в этом испытании.
В другом месте Талмуда (трактат
Берахот, лист 20) об уловках йецер
hа-ра
(дурного начала) рассказывается такой случай.
Рав Ада бар Аhава
увидел на улице женщину в нескромной косынке. Он воспылал гневом, подскочил к
ней и сорвал косынку. Но вскоре выяснилось, что женщина была нееврейкой, и
относилась к кутиям, у которых подобные косынки были в порядке вещей.
Женщина обратилась в суд,
который обязал рава Аду выплатить ей 400 серебряных монет в качестве
компенсации.
— Как твое имя? — справился
раввин.
— Матун (слово, от которого
произошло это имя, можно перевести как подарок), — был ответ.
— Матун, Матун… Подарок обошелся
мне в 400 монет...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Пророк Элиягу на
передовой
Яаков отправил гонцов к Эсаву,
но те вернулись с неутешительной вестью. Об этом читаем: «Эсав сам идет тебе
навстречу, а с ним еще четыреста мужей» (Берешит, гл. 32, ст. 7).
Число «400» обозначают буквой
тав. Она последняя в алфавите, и, следовательно, отображает максимальное
число, которое можно выразить одной буквой. Поэтому «400» порой используют в
качестве эквивалента большого количества чего-либо. Иногда, если хотят указать,
что чего-то было достаточно много, пишут — «400».
В книге Зогар
разъясняется, что Эсав прихватил с собой 400 сил тумы (нечистоты).
Эсав — символ необузданной,
губительной мощи, разрушающей мир и сеющей хаос. Эта мощь обозначена числом 400.
Получается, что Эсав четырехсотсильный генератор разрушения и уничтожения.
В Талмуде Учителя рассказывают о
противостоянии силам зла, которые нередко выражены числом «400».
Приведем одну из этих историй.
Ула
(Учитель Талмуда; Эрец Исраэль, 3-й век) удостоился своего прозвища,
потому что много путешествовал между Вавилоном и Израилем (глагол лаалот,
от которого образовано имя Ула, в данном случае означает — подняться в Эрец
Исраэль, на Землю Израиля). Он посещал выдающихся Учителей обеих стран и
знакомил одних с открытиями других.
Однажды, рав Нахман
(Учитель Талмуда, 3-й век) устроил торжественный обед в честь Улы. В доме рава
Нахмана было заведено, что после трапезы он произносил благословение
биркат
hа-мазон
(особая благодарственная молитва после трапезы с хлебом) над бокалом вина,
выпивал сам и оставлял глоток жене, чтобы благословение распространилось на весь
дом. Ведь жена не только хранительница домашнего очага, она олицетворяет собой
дом.
Но на этот раз благословлял над
вином Ула, и сам осушил весь бокал.
Когда жена рава Нахмана поняла,
что вина ей не досталось, она взяла увесистую дубину, спустилась в погреб и
разнесла в щепки 400 бочек вина.
— Что проку от всех этих бочек,
если я не получила даже глотка вина!
Но почему именно 400?
Таким образом, жена рава Нахмана
преподала нам урок, что вино, над которым произнесено благословение, помогает
одолеть 400 сил «другой стороны», четыреста сил зла.
Вообще, в Талмуде — 50 историй,
в которых число 400 играет важную роль. В Мидрашах же подобных историй — не
счесть.
А вот, что говорится в книге
Зогар.
Когда сыны Израиля хорошо
готовятся к шаббату и в материальном плане, и в духовном, душой и телом —
они тем самым как бы сбрасывают 400 сил Эсава в глубокую яму и закрывают сверху
крышкой. Так, до самого окончания субботы, эти необычайно вредоносные силы,
напрочь лишаются возможности вредить.
Поэтому, отделяя субботу от
будней, важно понюхать благовония, а после отделения упомянуть пророка Элиягу.
Ведь гематрия (числовое значение) фразы: «Элиягу
hа-нави
захур ле-тов» (пророк
Элиягу, благословенной памяти) составляет 400. Потому что Элиягу — всегда на
передовой фронта борьбы с силами зла.
на основе комментария рава Натана Шапиро
(автор книги «Мегале амукот»; Краков, Польша, 1585-1633 гг.)
4. Чего опасался Яаков
Написано в нашей недельной
главе: «И очень испугался Яаков, и стало ему тяжело на душе» (Берешит,
гл. 32, ст. 8).
Мы помним, что Всевышний обещал
Яакову, говоря: «И вот Я с тобой, и хранить тебя буду везде, куда бы ты ни
пошел, и возвращу Я тебя на эту землю, ведь Я не оставлю тебя, пока не исполню
всего, что обещал тебе» (там же, гл. 28, ст. 15).
Тогда непонятно чего испугался
Яаков. Разве обещание Творца не успокаивает?
В Талмуде (трактат Санhедрин,
лист 98) говорится, что Яаков опасался своей возможной ошибки.
Ведь с той памятной ночи, когда
Яаков увидел свой знаменитый сон, уже прошло 20 лет. И он, возможно, где-то
что-то нарушил и этим исчерпал свои бывшие заслуги. Так, может быть, обещание
Творца больше не действует?
Своими сомнениями и терзаниями
Яаков учит нас не слишком уповать на собственные личные заслуги.
Бывает, человек когда-то запасся
камеей праведника, долларом Ребе или даже обещанием рая от самого Бабы Сали (о
нем см. на сайте в ответе «Правда ли, что Баба Сали исцелял больных?
Расскажите о нем», № 6244), и думает, что ему любое «море будет по колено».
Однако было бы больше пользы, если бы он просил Всевышнего уберечь его от
ошибок.
Раби Йонатан бен Узиэль
(один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) добавляет, что Яаков очень
переживал, что долгое время отсутствовал дома и поэтому не выполнял должным
образом заповедь о почитании родителей.
Наш фрагмент можно рассмотреть и
в ином ракурсе.
Услышав, что к нему приближается
Эсав во главе многочисленной дружины, Яаков на какой-то миг устрашился, но потом
ему сделалось нехорошо на сердце, потому что он испугался человека из плоти и
крови, вместо того, чтобы уповать на Творца, как сказано: «Возложи на Всевышнего
бремя твоих забот, и Он поддержит тебя» (Теилим — Псалмы царя
Давида, гл. 55, ст. 23).
Некий богач пришел в дом к раби
Зуше из Аниполя за благословением, но не застал его. Он увидел нищету, которая
царила там и страдающих от голода жену и детей праведника.
Раби Зушу он нашел в синагоге,
тот склонился над трактатом Талмуда, пребывая в прекрасном расположении духа.
Богач не сдержал удивления.
— Как ты можешь радоваться,
когда твои домашние плачут?! — воскликнул он.
— Они плачут, — ответил раби, —
потому что надеются на Зушу, человека из крови и плоти, а он не оправдывает их
ожиданий. Я же уповаю на Всевышнего и точно знаю, что Он не подведет. Поэтому и
радуюсь…
на основе комментария Мальбима
(рав Меир Лейбуш бен Иехиель-Михл, 19-й век)
5. Когда нужно
опасаться дружбы
Перед встречей с Эсавом Яаков
обращается с молитвой к Всевышнему — «Спаси же меня от руки брата моего, от руки
Эсава!» (Берешит, гл. 32, ст. 12).
В Мидраше разъясняется, что
Яаков искал спасения и от ненависти Эсава и от дружбы с ним.
И действительно, Эсав был
двуликим, как Янус. Он ненавидел Яакова всеми фибрами души, но, когда чувствовал
силу, чтобы усыпить бдительность и нанести неожиданный удар — прикидывался
любящим братом.
Это свойство передалось и его
потомкам.
Порой тот или иной народ вдруг
начинает проявлять заботу о сынах Израиля, обещая золотые горы в совместных
проектах. Только потомки Эсава, неожиданно «воспылавшие братской любовью» к
евреям — гораздо опаснее тех, кто открыто нас ненавидят.
Далее мы читаем о поединке
Яакова с духовным покровителем Эсава. Написано: «И боролся (в оригинале — «ваеавэк»)
некто с ним, до восхода зари» (Берешит, гл. 32, ст. 25).
В Талмуде (трактат Хуллин,
лист 91) Учителя анализируют слово «ваеавэк». Отмечая, что в нем
содержится намек на «авак» — пыль, которая стояла столбом во время
поединка, а в духовных мирах доходила до Престола Славы Всевышнего.
В другом месте в Талмуде
(трактат Санhедрин,
лист 63) говорится, что иногда в речи буква хет проглатывается и
заменяется алефом, поэтому, например, слово «авика» (пыль на
арамейском языке) может использоваться и в значении «хавика» (объятия).
Поэтому, возможно, ваеавэк
может иметь и значение вайехабек (и обнял), что указывает на стремление к
сближению.
Это предположение подкрепляется
тем фактом, что Эсав действительно обнял Яакова. Мы об этом читаем дальше — «И
побежал Эсав ему навстречу и обнял его» (Берешит, гл. 33, ст. 4).
Бывает, что смертельный враг
набрасывается на человека, но ему не удается застать его врасплох. И тогда,
получив хороший отпор, он идет на хитрость и, прикинувшись близким другом,
говорит о братской любви, чтобы, усыпив бдительность, по-братски, с любовью
вонзить в спину нож.
На протяжении всей истории, из
поколения в поколение, потомки Эсава, то — как махровые антисемиты, то — в
обличье друзей и братьев, вступают в непримиримую борьбу с сынами Израиля.
Поэтому Яаков взывает к Всевышнему не только ради себя, но и ради своих
потомков, ищет спасение и от Эсава и от брата.
Борьба между народами мира и
сынами Израиля продолжится «до восхода зари» — до наступления геулы
(окончательного освобождения). Тогда все враги Израиля будут повержены. Как
сказано: «Тогда прорвется, как заря, Свет твой, и исцеление Твое скоро явится»
(Танах, книга пророка Йeшаягу,
гл. 58, ст. 8).
на основе комментария рава
Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера
(глава знаменитой йешивы города Пресбурга; известен и как Ктав
Софер —
по названию написанной им книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Ваишлах»
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И послал
Яаков посланников перед собой, к Эсаву,
брату своему...».
И послал на иврите — ваишлах.
Обсуждение главы Ваишлах
1. Военная хитрость
Евреи за свою историю множество раз
подвергались опасности уничтожения. В
каждом поколении поднимается враг,
мечтающий нас истребить. Мы учимся жить в
противостоянии нашим смертельным врагам.
А началось все в ту далекую пору, когда
Яаков со своей семьей и пожитками
возвращался в отчий дом после долгого
отсутствия. Его путь пролегал рядом с
землей Сеир — местом, где обитал его брат-близнец
Эсав.
Эсав вышел навстречу, прихватив с собой
небольшую армию в 400 человек. Услышав об
этом Яаков не на шутку встревожился. Он не
испытывал иллюзий в отношении чувств
своего брата, и поэтому начал тщательно
готовиться к встрече.
Важно проследить за этими
приготовлениями — наверняка, многое
пригодится и нам. Ведь с тех пор, если, что и
изменилось, то только не ненависть. Ее Эсав
сумел передать своим потомкам в лучшем виде.
А то, что Эсав ненавидит Яакова, так это, как
говорится в Талмуде — закон (hалаха), не
подлежащий сомнению.
Итак, Яаков делит всех домочадцев на два
отряда, вверяя каждому отряду половину
своего имущества. И в Торе об этом написано:
«Если нападет Эсав на один отряд и разобьет
его — другой спасется» (Берешит, гл.
32, ст. 9).
Каким образом спасется? Успеет убежать,
пока Эсав будет громить первый отряд? Или
разгромив первый отряд, Эсав остынет,
охладит свой гнев и смилуется над вторым? А
может, к тому времени подоспеет помощь от
Всевышнего?
Эти вопросы помогают оценить опасность
ситуации, в которой оказался Яаков.
А Учителя усматривают в этом важное
правило. «Никогда не прячьте все свое
богатство в одном углу», — наставляют они в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 76).
Но ведь Эсав с четырьмя сотнями своих
головорезов представлял опасность не
только имуществу Яакова, но в первую
очередь — ему самому и всем его близким.
И Яаков был готов к этому, — отмечает Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший
комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
— И действовал в трех направлениях. Он
отправил брату дары — в надежде задобрить
супостата. Молился Всевышнему — ибо, от
кого спасение — если не от Него. И, наконец
— вел военные приготовления.
О дарах Яакова подробно написано в нашей
главе. Здесь же воспроизводится и молитва
Яакова.
Но в чем состояла суть его военной
доктрины?
Об этом читаем в комментарии Рамбана (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.).
Свое разъяснение Рамбан предваряет
цитатой из Танаха — «Мудрость лучше
боевого оружия» (Коэлет, гл. 9, ст. 18).
Мудрость Яакова — против боевого оружия
Эсава и его банды.
Так как же поступил Яаков? Что сумел он
противопоставить своим врагам?
Хорошо вооружившись, люди Яакова, сверху
надели белые мирные одежды, полностью
скрывавшие под собой оружие.
Мы видим, что в военном плане, Яаков сделал
ставку на внезапность. Эту идею взяли на
вооружение лучшие полководцы всех времен и
народов. Действительно, самые
блистательные победы на поле боя
одерживали те, кто заставал противника
врасплох.
К военным приготовлениям можно отнести и
то, что Яаков отдалил один отряд от другого
на расстояние дня пешего пути.
Но какой в этом был смысл?
В тексте нашей недельной главы
воспроизводятся слова Ривки, матери Яакова
и Эсава. «Зачем мне терять вас обоих в один
день» (Берешит, гл. 27, ст. 45), —
говорит она.
В пророческом видении открылось ей, что ее
сыновья умрут в один день. Яаков запомнил
сказанное матерью. И построил на этом свой
расчет. Теперь, даже если ему будет суждено
погибнуть в бою — Эсав недолго будет
праздновать победу. Смерть настигнет его до
того, как он доберется до второго отряда. А
значит, часть семьи Яакова — уцелеет.
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
2. Лучшая из молитв
Яаков с семьей возвращается в отчий дом,
но дорогу ему преграждает его брат Эсав. Как
сказано: «И поднял Яаков глаза свои и увидел:
и вот Эсав пришел, а с ним четыреста мужей» (Берешит,
гл. 33, ст. 1).
Яаков понимает, что Эсав взял с собой «четыреста
мужей» не только ради приятной компании.
Встреча с Эсавом, безусловно, опасна, и
Яаков тщательно готовится к ней. Он
выстраивает своих жен и детей в
определенном порядке. Как написано: «И
поставил он служанок и их детей впереди, а
Лею с ее сыновьями — позади, а Рахель и
Йосефа — последними» (Берешит, гл. 33,
ст. 2).
Неужели для Яакова одни дети ценнее,
дороже других?
Нет, такого мы даже помыслить не можем. Но,
тогда, чем вызвана эта расстановка? Как
объяснить действия Яакова?
Чтобы разобраться в этом и понять — нам
предстоит вернуться к недельной главе Вайера,
к Агари и Ишмаэлю.
Мы застали Агарь в тот самый момент, когда
у нее закончилась вода, и она оставила сына
под «одним из кустов», чтоб не видеть, как
умирает ребенок (Берешит, гл. 21, ст.
15-16). Мы застали Агарь за молитвой.
Слово «куст» на иврите — «сиах». И
происходит оно от того же корня, что и «сиха»
— «беседа».
Это слово, сиха, может еще
подразумевать и молитву (беседу с Всевышним).
Пример тому — отрывок «И вышел Ицхак
помолиться (в оригинале употреблен глагол
— ласуах) в поле» (Берешит, гл. 24,
ст. 63).
Но вернемся к Агари.
Выражение «один из кустов» (в оригинале — ахад
hа-сихим) можно перевести и как — «избранная,
лучшая из молитв».
Так о чем или о ком молилась Агарь?
В Торе читаем, что Агарь «пошла и села
поодаль, на расстоянии выстрела из лука» (Берешит,
гл. 21, ст. 16).
Для чего нужны нам эти подробности?
Чтобы мы поняли, что Агарь молилась не о
сыне, но — о Шехине (Присутствие
Всевышнего в нашем мире). К такой молитве об
общем благе Всевышний относится куда
благосклоннее, нежели к личным просьбам.
В Талмуде (трактат Берахот, лист 34)
говорится, что молитва, скорее всего, будет
принята, если она идет гладко, без запинки. А
та, что произносится с ошибками, с
оговорками — будет отвергнута.
Теперь мы в состоянии понять замысел
Яакова. Он не зря поставил Рахель последней,
позади всех. Ведь он любил ее сильнее всего.
Яаков опасался, что рядом с Рахелью он не
сможет сохранять самообладание и
беспристрастность. В его молитве появятся
личные нотки, он начнет путаться и
сбиваться. Молитва перестанет быть ровной и
гладкой, а, значит — не будет принята. Но
рядом со служанками — Яаков был в этом
уверен — такого не произойдет. Поэтому их
он и поставил впереди.
Яаков разделил всех своих домочадцев на
два отряда. И в Торе об этом сказано: «Если
Эсав нападет на один из них и поразит его,
другой — спасется» (Берешит, гл. 32,
ст. 9).
Однако с учетом всего вышесказанного, эту
фразу можно перевести и по-другому.
Поскольку Рахель находится во втором
отряде, а Яаков пребывает с первым — его
молитва не будет иметь личной окраски, не
будет сбивчивой. Следовательно, Всевышний
ее примет. Поэтому победа, благодаря силе
молитвы — будет за Яаковом.
«Если Эсав нападет на один отряд, тот
поразит его (Эсава), и другой (тот, в котором
Рахель) — тоже спасется».
на основе комментария рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
3. Мог ли Яаков быть коэном?
В нашей недельной главе рассказывается о
том, как ночью на Яакова напал некий
незнакомец (Берешит, гл. 22, ст. 25).
В книге Зогар разъясняется, что
этим незнакомцем был малах (в условном
переводе — «ангел») Самаэль, покровитель
Эсава.
Самаэль не смог найти у Яакова ни одного
недостатка, ни одного слабого места. Тогда
он нанес удар по седалищному нерву,
связанному с участком тела, где
располагается орган, порождающий в
человеке дурное влечение (йецер hа-ра).
В Мидраше (Ялкут Шимони, гл. 132)
воспроизводится диалог Самаэля с Творцом.
— Ты изувечил моего коэна (служителя,
совершающего приношения в Храме)! —
возмутился поступком Самаэля Всевышний.
— Ради его же пользы я сделал это, —
возразил Всевышнему Самаэль.
Теперь нам осталось выяснить о какой
пользе идет речь?
Эсав считал, что Яаков хитростью отнял у
него первородство. Первородство,
действительно, вначале, принадлежало Эсаву.
Оно давало ему право совершать приношения
Всевышнему.
— Этот злодей желает стать коэном
Творца? — в сердцах воскликнул Яаков, — Не
бывать этому!
И вот уже варится чечевичная похлебка.
Эсав съел ее, и первородство — презрел, о
чем потом сожалел. И не упустил своего шанса
отомстить. Четыреста отпетых злодеев и Эсав
во главе — сейчас Яаков ответит за все!..
Но что это? После схватки с малахом
Яаков хромает.
— Ущербный коэн, коэн с изъяном, —
злорадствует Эсав. И гнев его улетучивается.
Ведь будучи хромым, Яаков не может служить.
А значит, он теперь ничем не лучше Эсава.
«И побежал Эсав ему навстречу, — читаем в
нашей недельной главе, — и обнял его, и
бросился на шею ему, и целовал его» (Берешит,
гл. 33, ст. 4).
Далее написано: «И пришел Яаков
невредимым в город Шхем» (Берешит,
гл. 33, ст. 18).
Невредимым телесно, — уточняет в своем
комментарии к этому фрагменту Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).
Яаков исцелился от хромоты. Следовательно,
теперь ничто не помешает ему быть коэном.
Поэтому — «и соорудил он там мизбеах (в
условном переводе — «жертвенник»)» (там же,
ст. 20). И стал служить Всевышнему.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
4. Когда наступает время петь?
Яаков переправил через реку свою семью и
имущество. Но как только он остался один,
тут же на него нападает малах (в
условном переводе — «ангел»), покровитель
Эсава. Только этот малах не смог
победить Яакова в борьбе. Более того, ему
самому пришлось просить пощады. Как
написано: «И сказал он (малах): отпусти
меня, ибо взошла заря» (Берешит, гл.
32, ст. 27).
Эта схватка, — отмечает Рамбан (Рабейну
Моше бен Нахман — Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го –
начало 13-го вв.), — происходила за пределами Эрец
Исраэль (Земли Израиля). И победа Яакова
открыла перед его потомками возможность,
даже находясь в галуте (изгнании) —
противостоять всяческим искушениям и
соблазнам и всевозможным проискам и
уловкам йецер hа-ра (дурного начала).
В этом сыны Израиля превосходят малахим
(множественное число от слова малах),
которые по мере удаления от Источника —
теряют силы.
Комментируя этот фрагмент, Раши (раби
Шломо бен Ицхак — величайший комментатор
Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает
внимание на связь между капитуляцией малаха
и зарей.
— Настал мой черед воспеть песнь
Всевышнему. Так объясняет малах
необходимость признать свое поражение.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 78) уточняется, что этот малах —
никогда прежде не пел. И сейчас ему
предстоит воспеть Всевышнего — впервые за
все время своего существования.
Но почему именно сейчас?
До сих пор ни разу не пел, а тут вдруг
почувствовал в этом острую необходимость?
Голос прорезался?
У каждого народа, у каждой нации есть свой малах-покровитель.
Его еще называют — сар. Порой эти сарим
(множественное число от слова сар) —
поют.
Но когда именно и по какой причине?
Когда их народы делают добро еврейскому
народу.
Итак, народ обитает в своей стране, на
своей земле, в нашем нижнем мире. Его сар
занимает свою позицию наверху, в духовных
мирах. Сар посылает духовные силы своему
народу. Тот их тратит по своему усмотрению
— с пользой или впустую. Но если хотя бы
часть этих духовных сил идет на
взаимодействие с сынами Израиля, на помощь
им — это вызывает наверху небывалый отклик.
И сар отличившегося народа получает
громадный духовный потенциал и, как
следствие — возможность петь. И не только
возможность, но и — потребность.
Когда Эсав впервые в жизни обнял и
поцеловал своего брата, в неуклюжей попытке
проявить абсолютно несвойственную ему
теплоту и заботу — его сар наверху,
также впервые получил возможность воспеть
Творца. И не просто возможность, но —
появилась в этом у него насущная
потребность. Так пришло время его песни.
на основе комментариев рава Моше
Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда
Хередит» в Иерусалиме)
и рава Моше-Яакова
Равикова
(известен и как Сандляр, т.к. имел
сапожную мастерскую;
уроки, которые он давал по
субботам, опубликованы в книге «Ликутей
раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая
половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)
5. Влияет ли исцеление на число заповедей?
Написано в нашей недельной главе: «И
пришел Яаков цельным в город Шхем» (Берешит,
гл. 33, ст. 18).
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 33)
разъясняется, что под цельностью имеется в
виду и физическое здоровье. Яаков исцелился
от хромоты. А, кроме того, Яаков ничего не
забыл, не растерял свои знания в Торе. И
имущество его осталось в целости и
сохранности, и не убавилось, несмотря на то,
что Яаков преподнес Эсаву дары.
В Мидраше (Мидраш Раба на книгу
Берешит, гл. 11) сказано, что Яаков установил
в Шхеме субботний тхум (максимальное
расстояние, на которое можно отдаляться от
города в шаббат).
Между исцелением Яакова и установлением
им субботнего тхума есть определенная
связь. В чем же она состоит?
Максимальное расстояние, на которое можно
выйти за пределы города в шаббат — 2
тысячи локтей, что соответствует в среднем
— двум тысячам шагов.
Понятно, что все время, пока Яаков хромал,
он не мог правильно отмерить это расстояние.
Выходит установление субботнего тхума
в Шхеме, стало следствием его исцеления от
хромоты.
Существует ли связь между физической
цельностью Яакова и цельностью его знаний в
Торе?
Яаков, как известно, стал хромать после
ночного поединка с малахом (в условном
переводе — «ангел») Эсава. Этот малах в
бессильной злобе повредил Яакову
седалищный нерв. В память об этом потомкам
Яакова запрещено есть «гид hа-наше» —
сухожилие в бедренном суставе животного (Берешит,
гл. 32, ст. 33). Этот запрет входит в число
запретительных заповедей Торы.
Придя в Шхем, Яаков исцелился от хромоты.
Так может и запрет на употребление в пищу «гид
hа-наше» перестал действовать? Яаков же
уже не хромает.
Но говорится в Талмуде, что Яаков, обретя
физическую цельность, вместе с тем,
сохранил цельность Торы, не утратив ни
одной заповеди. Поэтому «гид hа-наше» —
под запретом и по сей день.
на основе комментария рава
Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков
книг по всем разделам Устной и Письменной
Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го
века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|