New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА
“БЕ-ХУКОТАЙ”
Место в Торе:
Ваикра,
гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.
Почему она так называется?
В первой фразе сказано: “Если
по Моим законам идти будете…”.
Бе-Хукотай на иврите — по
Моим законам .
Обсуждение главы “Бе- Хукотай”
Для постижения еврейского
мировоззрения это одна из
ключевых глав (сознаю, что
такое утверждение имеет лишь
прикладной, учебный смысл). В
ней Всевышний прямо
говорит о двух путях, которые
может выбрать человек и о последствиях
его выбора. Более того, в Торе (в
нашей главе, а также в главе 28
книги Дварим) с
потрясающей точностью
описываются этапы еврейской
истории — вплоть до наших дней.
Разумеется, мы не имеем в виду,
что в Торе открыто предсказаны
конкретные события — иначе у
нас не было бы свободы выбора.
Чтобы убедиться в этом,
достаточно прочесть текст,
лучше — с комментариями
больших Учителей (времен
Талмуда).
Наша глава начинается с
разговора о правильном пути: “Если
по Моим законам идти будете, и
заповеди Мои будете хранить и
выполнять, то дам вам дожди
своевременные и земля даст
урожай, и дерево садовое даст
плоды” (Гл. 26, ст. 3-4).
Обратим внимание на два
момента. Первый: в тексте как
будто бы есть повторение: “…по
законам идти будете и заповеди…
выполнять (будете)”. О чем идет
речь? Устная Тора (Мидраш)
говорит: идти по законам —
значит серьезно, умом и сердцем,
заниматься Торой, воспринимая
ее не “профессионально”, а
как Учебник жизни. Это —
необходимое условие для “запуска”
алгоритма благословения.
Теперь — о благословении.
Пожалуй, выглядит оно
слишком скромно. За
соблюдение заповедей, за
еврейский образ жизни — дожди
в нужное время и урожай (во
всяком случае, как видим,
именно с этого начинается
благословение).
На иврите дождь
— гешем..
Это слово имеет и другое
значение — материя. Урожай
— йевул, слово
однокоренное с йовель (см.
гл. Бе-hар
на
сайте), что означает звук
бараньего рога — символ победы
над материей.
Земля на иврите — эрец, а
второе значение этого слова — проявление
Моей воли. И, наконец, слово дерево ,
эц,
в определенном контексте
переводят как Дерево жизни,
которое находится в Ган
Эдене (Райском саду), в том
духовном пространстве, в
котором был создан первый
человек — Адам, и откуда он
был изгнан.
Дерево жизни осталось Ган
Эдене и ждет. Ждет нас, чтобы
мы пошли по указанному Творцом
пути. Тогда это дерево даст
плод (в тексте Торы так и
сказано: плод — в
единственном числе), то есть —
жизнь.
А теперь свяжем воедино наши
пояснения. Если вы всерьез
возьметесь за реализацию
Торы (принимая ее не как теорию,
а как руководство для
организации жизни по ее
принципам), все материальное,
то есть все необходимое, будет
появляться вовремя (“Я это
беру на себя”), вы победите
материю (“…и проявится Моя
воля”) и вам будет дана настоящая,
поистине достойная жизнь.
Но что произойдет, если вы
выберете другой путь?..
“А если не прислушаетесь ко
Мне и не будете выполнять все
эти заповеди, и законы Мои вам
будут противны, и душа ваша
будет отворачиваться от Моих
установлений, чтобы заповеди
не выполнять и разрушить Союз
со Мной, то я сделаю это же с
вами и наведу на вас страх и
панику… и самомнение ваше
будет сломлено, и небо ваше
превратится в железо, а земля
ваша — в медь” (Гл. 26, ст. 14-19;
дано в сокращении).
Каждое слово здесь, конечно
же, требует глубокого анализа.
Однако остановимся лишь на
некоторых моментах.
Уточним значение
процитированных высказываний,
используя Мидраш:
Не прислушаетесь — не
будете признавать Меня, как
Творца мира.
Законы… будут противны —
будете презирать тех, кто
соблюдает Мои законы.
Душа… будет отворачиваться
— от Учителей Торы.
Чтобы заповеди не выполнять
— даже других отговаривать и
мешать им.
И разрушить Союз —
отрицать все…
Небо ваше превратится в
железо — именно “ваше”,
потому что понятие “небо”
олицетворяет духовный мир; ваш
духовный мир, лишенный Торы,
заполонит все, как железо, но теории
ваши будут пусты.
А земля — в медь
— на иврите слово медь (нехошет)
имеет тот же корень, что и
слово нихуш — догадки
подозрения, неуверенность;
вспомним, что земля (эрец)
— олицетворение реализации
Воли Творца; то есть выражение
означает, что не выполняющие
заповеди, не признающие…
будут блуждать в темноте, не
понимая, что происходит.
Подведем итог сказанному: те,
кто не признает Творца, и
презирает людей, живущих
согласно Его Воле, те, кто не
стремится постичь Мудрость
Всевышнего и мешает другим
жить по-еврейски, обретут лишь
видимость свободы, а все
надуманные теории, все “измы”,
обернутся бесплодной
псевдодуховностью. И будут они,
в страхе и непонимании,
блуждать в темноте.
Дальше в нашей главе
говорится о разрушении всей
жизни на Земле Израиля (что и
произошло 1700 лет назад), о
галуте (изгнании), где основой
жизни становится постоянная
неуверенность, о Катастрофе,
которая привела к гибели даже
детей… Бедствия не приходят
все одновременно. И всякий раз
можно изменить ход истории,
если мы все,
весь еврейский народ, изменим
отношение к Творцу и будем
жить согласно Его Воле.
Однако в любом случае Всевышний
гарантирует
еврейскому народу вечную
жизнь. Как сказано: “…И даже
при всем этом Я не разрушу Союз
(который вы хотели разрушить) и
помнить буду всегда, для чего
вывел вас из рабства
египетского — чтобы (в итоге)
вы выбрали Меня и признали, Кто
определяет Судьбу” (Гл. 26, ст.
44-45, с необходимыми
комментариями).
На этой оптимистической ноте
и завершим наш очень краткий
обзор главы Бе-Хукотай.
Автор
текста Элиягу Эссас
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|