Ìàòåðèàëû ñàéòà www.evrey.com
Ïîñåùàéòå íàø ñàéò åæåäíåâíî!


Наша задача

Наша задача — научиться управлять своим телом и душой так, чтобы их «взаимоотношения» обрели гармонию. Однако, предоставляя телу все, что ему причитается, следует помнить: вечна только душа…

 ТЕЛО И ДУША

Фейги Тверски

В современном обществе всякого рода нарушения режима питания — весьма распространенное явление. Более того, это — проблема, которая становится все острее и острее.

Многие полагают, что это происходит в значительной степени из-за того, что сегодня слишком много внимания уделяется внешней, физической красоте.

Психологи отмечают: люди с определенными типами проблем питания склонны к излишнему стремлению к физическому совершенству. Ставя перед собой ничем не оправданные задачи, они теряют контроль над различными жизненными сферами, отчаянно пытаются его восстановить, а в результате испытывают стрессы.

Такая дисфункция, прежде всего, проявляется в переедании. Противоположное проявление той же проблемы — добровольное голодание.

Психотерапевты утверждают: большинство болезней возникает потому, что люди не могут правильно наладить режим питания. Те, кому удается урегулировать его и контролировать свой вес, обретают жизненные силы.

ЕВРЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Как эту проблему расценивает еврейская традиция?

В отличие от многих религий, иудаизм не делит мир надвое. Духовный мир для него — не единственная ценность, а материальный – отнюдь не низменная реальность, которую следует игнорировать. Короче говоря, иудаизм не считает духовное и материальное антагонистическими противоположностями.

Согласно Торе, — тело необходимый и драгоценный инструмент души в этом мире. А перед человеком стоит задача привнести во все аспекты жизни Божественное начало. Всевышний присутствует везде и во всем: в местах, отведенных для молитвы, в помещениях, где удовлетворяются обыденные человеческие потребности…

Более того, традиция учит нас, что воля Творца заключалась в том, чтобы поместить нас не только в духовное, но и  физическое окружение.

Недавно мы с мужем отпраздновали сорокалетие нашей свадьбы поездкой в Швейцарию. Это была моя инициатива. Одним из моих аргументов, когда я его уговаривала поехать, была идея Талмуда о том, что после ста двадцати лет на земле, когда душа предстает перед Небесным судом, Творец задает ей вопрос, полностью ли она насладилась этим миром. И нас спросят, напомнила я мужу: «А вы видели величественные Альпы?» (Очень полезно иметь в запасе религиозный аргумент, если хотите поехать куда-то на отдых).

Тора учит нас обращать внимание и наслаждаться красотой окружающего нас мира, ценить ее. Это дар Творца, выражение его любви к нам. Чтобы усилить нашу способность к восприятию, нам заповедано произносить благословения, когда мы видим цветущие деревья, величественные бури, громы и молнии, высокие горы, очень красивых людей, и так далее. Всевышний поручил нам установить связь  между небом и землей, физическим и духовным, хотя они могут казаться нам противоположностями, противоборствующими силами нашего существования.

ТЕЛО И ДУША

Человек отражение связей между телом и душой. С одной стороны, есть тело с его нуждами, потребностями, импульсами, влечениями и так далее. С другой стороны, в нашей жизни реально проявляется духовный аспект, Б-жественная душа, наша суть, наша связь с вечностью.

Требования и нужды души не столь различимы и определенны, как телесные потребности, но, фактически, они более значимы.

Необходимо поддерживать тело, как сосуд, вмещающий сущность, вложенную в человеческое тело Творцом. Этот сосуд должен служить семьдесят-восемьдесят-девяносто лет, или, как у нас принято говорить, «до ста двадцати…». Это максимум длительности жизни на земле. А душа, наоборот, вечная субстанция, значит, мы должны так заботиться о ней, чтобы она хорошо служила нам из века в век.

Гиллеля, одного из великих мудрецов народа Израиля, в пятницу после полудня приветствовало много учеников. На плечах у него было что-то типа современного полотенца, и поэтому все ученики спрашивали, куда он идет. А он отвечал: «Иду в баню, позаботиться о своем хозяине». А когда его просили сказать, что он имеет в виду, он объяснял, что тело – обитель души. Тело служит ей все время, пока душа пребывает на земле, поэтому Тора обязывает нас относиться к нему с уважением, беречь его и заботиться о нем.

Из Торы мы знаем: если к телу относятся с пренебрежением, страдает душа.

Реб Авром, по прозвищу Малах (ангел), которое он получил за исключительное благочестие и сосредоточенность на духовной стороне жизни, с молодости служил Всевышнему с таким рвением, что часто забывал об основных нуждах своего организма: о еде и сне. Когда его отец, рав Дов Бер, Магид из Межрича, собрался покинуть этот мир, он призвал к себе сына. И обратился к нему с прощальными словами: «Авреймеле, Авреймеле, будь внимателен, заботься о своем теле и физическом благополучии, потому что маленькая дырка в теле, может сделать большую дыру в душе».  

ВЫЗОВ

Задача нашего существования на земле — научиться управлять своим телом и душой так, чтобы их “взаимоотношения” обрели гармонию. Однако, предоставляя телу все, что ему причитается, следует помнить: вечна только душа…

Забота о теле не должна становиться нашей исключительной целью. В конце концов, оно лишь шелуха, упаковка. Когда она будет использована, она отомрет, и ее похоронят. Но дух человека, который зависит от наших вложений и добрых дел, совершенных в течение жизни, соединится с другими душами в мире вечного пребывания.

Как можно представить себе вечность? Кто-то однажды сказал: если мы заполним весь концертный зал Мэдисон Сквер Гарден семенами, и раз в год будет прилетать птица и брать оттуда по одному семечку, то время, которое ей потребуется, чтобы склевать все семена, будет лишь незначительной частью вечности.

Да, тело играет важную роль. Наше физическое строение – мозг, сердце, почки, органы пищеварения, и так далее – поражает своей гармоничностью, совершенством, что свидетельствует о существовании Творца. Заповедь Торы “береги себя и заботься о душе” (Дварим, 4:9) повелевает нам остерегаться того, что вредит нашему телу. Мы должны есть, спать, заниматься физическими упражнениями, следовать советам врача, в общем, делать все необходимое для здоровья.

Кроме того, Тора учит нас ценить внешность. Поскольку тело – одежда души, внешность человека дает о ней определенную информацию. Тора говорит, что талмид хахам (мудрец Торы) не должен ходить в грязной, рваной, неопрятной одежде. Человек, который представляет Тору, не должен своим внешним видом бросать на нее тень, давать повод сказать: если так выглядит изучающий Тору, значит, такова и сама Тора, и тот, Кто ее дал. То есть своим внешним видом и поведением он не должен давать повод для хилуль а-Шем осквернения имени Творца.

Более того, еврейская традиция убеждает мужа и жену, жениха и невесту, одеваться и выглядеть так, чтобы привлекать друг друга, вызывать друг в друге приятные эмоции. Это особенно относится к обществу, где мужчины и женщины постоянно контактируют и встречаются открыто. Всякие возможности искушения – вызов для каждого семейного союза. Одно из противоядий от этой реальности – привлекательность супругов (привлекательность, но не привлечение внимания других).

И в то же время не следует забывать, что есть в жизни и нечто иное, невидимое для глаз.

НАРУШЕНИЯ ПИТАНИЯ

Нарушения питания — одно из многих проявлений нашей уязвимости в обществе, ориентированном на внешнее.

Однажды читатель задал нам вопрос: как поступать, если человек подозревает, что его друг, подруга или член семьи доводит себя до истощения? Я посоветовала бы немедленно сообщить об этом профессионалу, способному помочь в таких случаях. Не стоит самому пускаться в объяснения с этим человеком, он, конечно, станет это отрицать. Человек с такой проблемой (некоторые нарушения питания действительно представляют угрозу для жизни) не понимает, насколько опасно состояние его организма.

Когда кризис пройдет, специалист подскажет, требуется ли этому человеку лечение, и если оно необходимо — какое именно.

Неоценимую помощь ему, разумеется, может оказать наша Тора с ее богатейшим наследием. В ней каждый найдет ответы на вопрос: что означает сбалансированное взаимодействие физического и духовного.

Фейги Тверски,

известный лектор

по вопросам медицинской этики и психологии семьи.

Воспитывает 11 детей. Супруга рава Михла Тверски,

главы крупной общины в Милуоки.

Живет в Милуоки, штат Висконсии (США).