Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
РЕЛИГИЯ, ДУХОВНОСТЬ И МЕДИЦИНА:
ПРИЛОЖЕНИЕ К КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Каждый пациент хочет, чтобы его воспринимали не как “носителя” болезни, но как целостную личность. Хочет, чтобы его лечили с учетом не только физических данных, но и — эмоциональных, духовных особенностей. Если медик в общении с пациентом игнорирует какую-либо из сторон личности, у больного появляется ощущение собственной неполноценности, что, как правило, препятствует лечению. В состоянии многих больных превалирует духовный настрой, поэтому в медицине так важен психологический подход к пациенту. В этой статье понятия духовность и религия взаимозаменяемы, так как большинство людей воспринимают их равнозначными. Та же концепция обычно применима и к исследованиям. Изучая связь между духовностью и здоровьем, имеют в виду именно веру и соблюдение. Многие тяжело больные, чтобы победить болезнь, обращаются к вере. И действительно, как показывает практика, религиозная жизнь эффективно помогает справляться с физическими недугами. Чем выше уровень религиозности, тем скорее удается избавиться от депрессии, столь характерной для больных, чье физическое состояние на протяжении долгого времени не улучшается. Только за последнее время проблеме влияния религиозности на различные аспекты душевного здоровья были посвящены более восьмисот пятидесяти исследований. Примерно, две трети или, точнее — три четверти из них установили, что религиозным людям с гораздо большим успехом удается сохранить душевное здоровье, и они лучше справляются со стрессами. Другие триста пятьдесят исследований изучали связи между религиозной практикой и здоровьем. В процессе этих исследований обнаружилось, что религиозные люди физически крепче, ведут более здоровый образ жизни и реже нуждаются в услугах медиков. Возможно, в значительной степени на физическое здоровье – и, в особенности, на продолжительность жизни – влияет отказ от курения. По данным исследований, религиозные люди живут на 7-14 лет дольше. Однако, как выяснилось, религиозная практика не заменяет традиционное лечение. Хотя многие больные задают себе метафизические вопросы и приходят к религии, ни одно из исследований не показало, что люди, которые стали религиозными только ради выздоровления, добились в этом успеха. Исследований на тему, как следует использовать религию в медицинских целях, не было. Однако на основе клинического опыта и здравого смысла можно дать некоторые рекомендации. Прежде всего, врачам не стоит “прописывать” религию как способ сохранить или поправить здоровье. Религиозным врачам не следует навязывать свои убеждения пациентам, а тем более — читать с ними молитвы, особенно, если они не знают, как больной отнесется к такой инициативе. За исключением редких случаев, не стоит давать и религиозные советы. Лучше оставить эту миссию религиозным деятелям. Врач должен признавать и уважать духовную жизнь пациентов, но не вмешиваться в нее. Понимание основ духовной жизни пациента часто включает в себя и знание его духовного развития. Это приобретает принципиальное значение, когда речь идет об очень тяжелом больном или когда пациент резко изменил свой образ жизни. Американская Медицинская Ассоциация недавно сформулировала четыре вопроса, которые врач может задать тяжело больному:
А вот выяснение истории духовного развития пациента – уже вторжение в его личную жизнь. Если врач поддерживает пациента в его вере, ему легче справиться с болезнью. Религиозные пациенты, для которых вера – основа всей системы миропонимания, как правило, ценят чувствительность врача к вопросам такого рода. Для врача это — способ продемострировать свою заинтересованность личностью пациента, что укрепляет связь между пациентом и врачом и усиливает терапевтическое воздействие медицинского вмешательства. Следует ли врачам молиться вместе с пациентами? Ученые на основе исследований дают по такому поводу несколько советов. Они считают, что, если пациенты не настаивают, врачам лучше этого не делать. Молиться с пациентами нужно только в той ситуации, когда для молитвы нельзя найти религиозного профессионала, или если больные выражают желание, чтобы с ними молился именно врач. В таком случае правильнее с этической точки зрения, чтобы молитву вел пациент. Задача врачей: по возможности лечить, чаще — приносить облегчение, и всегда — утешать, приносить радость и удовлетворение. Нельзя оправдать медика, который отказывает пациенту в том, чтобы помолиться вместе с ним, если пациент страдает, впадает в отчаяние, и врач видит, что совместная молитва действительно принесет ему удовлетворение. Многие пациенты ждут от медицинского персонала именно утешения, которое поддерживает смысл их жизни, их надежду на излечение. Именно утешения им не хватает больше всего... Журнал Американского Медицинского Общества
|