Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Два медика пишут здесь не о медицине

Многим, наверное, кажется, что изменение стиля одежды — лишь некий поворот в поисках индивидуального внешнего образа. Но я на собственном опыте убедилась, что это — заблуждение…

КАК СКРОМНАЯ ОДЕЖДА ИЗМЕНИЛА МОЮ ЖИЗНЬ

Кисли Осгуд

До того, как я начала процесс гиюра (присоединения к еврейскому народу), я была журналисткой и писала истории о жителях религиозного района Боро Парк, расположенного в Бруклине (Нью-Йорк). Но когда я сделала первые шаги в этом направлении, одна религиозная еврейка мягко и тактично попросила меня, чтобы, приходя на встречи в ее организацию, я одевалась — соответственно. 

Я знала, что она имеет в виду цниют, то есть — еврейские законы скромности, предписывающие еврейке носить не вызывающую одежду. Чтобы рукава закрывали локти, юбка была бы ниже колен, а вырез — прикрывал ключицы. 

Кого-то подобное наставление, наверное, рассердило бы. Но меня оно нисколько не задело. Я была в восторге, ощущая, что вхожу в культуру, которой давно восхищалась. И если — откровенно, такой стиль одежды позволял мне преодолеть мою стеснительность. 

Помню, как однажды я вышла из метро на 55 авеню, одетая в спускающуюся ниже колен серую юбку и черную в серую полоску футболку, чувствуя себя скромной девушкой, которая размышляет о Всевышнем. 

Сегодня, три года спустя, я — религиозная еврейка. И хотя мне, быть может, еще далеко того уровня соблюдения еврейских традиций, которого достигли большинство еврейских семей, я очень стараюсь глубже понять еврейские законы, которые дал нам Творец мира, стараюсь выполнять Его заповеди. 

Многим покажется, что изменение стиля одежды — лишь небольшая остановка на пути к самоидентификации. Но для меня это оказалось преобразующим фактором. Одеваясь, как религиозная женщина, я получила шанс себя испытать и понять, насколько этот образ соответствует моей личности. 

Следует отметить, что разные группы религиозных евреев немного отличаются друг от друга в понимании норм цниюта (скромности) в одежде. Часть еврейских женщин слегка прикрывают локти и летом надевают гольфы или носки, другие — носят рукава до запястья и круглый год ходят в колготках. В каждой общине могут быть свои правила. И мне совсем не трудно одеваться так, как принято в общине, которой я принадлежу. Даже если принятые у нас правила — строже, чем в соседней общине. Я не считаю себя вправе кого-то учить скромности. Это — качество, которое должно проявляться не только в стиле одежды, но и вообще — в общении с людьми, в стремлении правильно оценить ситуации и т.п. 

Я понимаю, что не должна делать евреям (или таким же, как я, герам замечания). Ведь я изучаю еврейскую традицию всего пять лет, в то время, как многие из моего теперешнего окружения посвящают этому всю жизнь и стараются жить по еврейским законам с раннего детства. 

Скромность в одежде, которую носят религиозные еврейки, не означает, что она — немодная и/или некрасивая. Могу назвать модельеров, которые создают модели скромной одежды для религиозных евреек и занимаются исключительно этим. Например, Ади Хейман и Мими Макси открыли частные ателье в Краун Хайтсе (Бруклин, Нью-Йорк) и производят скромную одежду, которая стала популярной (и популярность разработанных им стилей неуклонно растет) не только в среде религиозных еврейских женщин. Эти дизайнеры вошли в число «законодателей современной моды». И это, само по себе — свидетельство, что религиозная еврейская женщина, несмотря на установленные правилами цниюта ограничения, может одеваться элегантно, красиво и современно. 

Еврейская традиция — неисчерпаемый кладезь мудрости. И тем, что я успела постичь, мне хочется поделиться с другими людьми. Мечтаю когда-нибудь написать об этом книгу. 

Когда евреи получали Тору на горе Синай, они приняли ее без всяких условий, проявив готовность совершать предписанные Творцом действия еще до того, как поняли смысл мицвот (заповедей). В Торе об этом сказано: «Все, что говорил Всевышний, сделаем и будем послушны» (книга Шемот, гл. 24, ст. 7). 

В еврейской традиции существует два типа заповедей. Первый — когда мы выполняем указания Творца, хотя у нас и нет шанса понять суть этих указаний. Например, заповедь, запрещающая шаатнез. Евреям нельзя носить одежду, сшитую из материала, сочетающего лен и шерсть. Этот запрет не имеет очевидного объяснения. 

Второй — когда мы должны совершать действия, смысл которых нам понятен, а если и неясен на данный момент — со временем его можно понять. К примеру — заповедь о цедаке (регулярных пожертвованиях на распространение знаний Торы, на помощь больным и неимущим). Иногда человеку совсем не хочется расставаться со своими пятью долларами, и он предпочел бы потратить их на пачку чипсов. Однако еврейская традиция наставляет: сделай доброе дело и, в конце концов, ты испытаешь чувство удовлетворения и радости от сделанного, которое приходит не сразу. 

Теперь настало время объяснить мою концепцию скромности. 

Когда я скромно одета, я ощущаю себя человеком, который и ведет себя — соответственно. Во мне проявляются и другие стороны скромности: мягкость, доброта в отношении к другим людям, и возникает желание противостоять собственному эгоизму. 

Многие ошибочно понимают скромность, как — кротость, пассивность и болезненную подчиненность кому-то или чему-то. Это не имеет ничего общего с истиной. 

Еврейская традиция призывает нас заботиться о собственном теле — «оболочке» души, не игнорируя его насущные потребности. 

Скромно одетая, я еду в метро и слышу внутренний голос: «Посмотри на себя. Ты одета, как настоящая еврейка. Но что бы ты на себя ни надела, в глубине души ты знаешь, что это не так. Могу огласить достаточно длинный список того, что ты делала неправильно...». 

И я отвечаю себе: «Да, я еще учусь и совершаю немало ошибок. Но что пользы себя укорять? Лучше почитать, например, Теилим (Псалмы царя Давида), уступить место пожилой женщине и т.д. Если я делаю даже всего один шаг, чтобы стать лучше — я действительно становлюсь лучше»…

Перевод с английского