Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Многие родителя стремятся оставить своим детям после себя какие-то средства. И теряются в догадках, какой должна быть величина собранного ими наследства. Что же говорит об этом еврейская традиция?..
ЧТО МЫ ОСТАВЛЯЕМ НАШИМ ДЕТЯМ
Д-р Ашер Меир
Наши Учителя разъясняли, что человеку при жизни следует позаботиться о том, чтобы оставить о себе добрую память, и то, что им удалось накопить,— распределить между детьми и благотворительными организациями.
Некоторые из них отмечали, что наследникам необходимо дать некую, относительно небольшую стартовую сумму, с которой они могли бы начать строить собственную жизнь. Но главное, — подчеркивали они, — это забота о духовном наследии.
Обратимся к Талмуду, в котором есть весьма поучительные высказывания на данную тему, о сбережениях для детей.
В Талмуде (трактат Эрувин, лист 54) рассказывается, в частности, что раби Шмуэль Иегуда как-то сказал: «Бери и ешь, бери и пей, потому что мы лишь временно пребываем в этом мире, а потом мы должны оставить его. Мы — будто на свадебном пиру». А рав Гамнуна говорил: «Сын мой, если у тебя есть что-то — имей от этого удовольствие. Потому что на том свете нет удовольствий, и смерть не заставит себя ждать. И, если ты решишь оставить что-то своим детям — кто может пообещать тебе, что тебе это удастся? Ведь человек подобен полевой траве. Как трава он — расцветает и, как трава — вянет». То есть, никому не дано знать, когда подойдет срок ухода из нашего мира.
Сегодня мы можем интерпретировать эти изречения так: наши дети должны стать достаточно самостоятельными, настолько, чтобы жить, не рассчитывая на родительскую финансовую поддержку. Они надо самим выполнять свои земные обязанности: прилагать усилия к тому, чтобы обеспечить свое существование, и верить, что Всевышний ниспошлет им все необходимое. То же самое и мы, родители. Нам следует верить, что Творец обеспечит и наших детей. И мы не должны брать на себя ответственность за их будущее благосостояние.
Интересно, что в Талмуде (трактат Таанит, лист 23) рассказывается история о Хони, которая, казалось бы, учит нас совершенно иному отношению к этому.
Во время тяжелой засухи Хони нарисовал круг и «угрожал» Всевышнему, что не выйдет из этого круга, пока Он не даст дождь. Так вот, этот Хони, путешествуя однажды, увидел человека, занятого посадкой рожкового дерева. Хони спросил его: «Через сколько лет это дерево даст плоды?». И услышал в ответ: «Через семьдесят лет». «Ты уверен, что проживешь еще семьдесят лет?», — спросил тогда Хони. «Я пришел в этот мир, — сказал ему человек, — и в нем росли рожковые деревья. Мой отец посадил эти деревья для меня, а я сажаю их для моих детей».
Хони, требуя от Всевышнего «немедленного» дождя, — объясняет рав Шимон Голан, — проявил в каком-то смысле нетерпение и дерзость. Поэтому и последовал эпизод с рожковым деревом, чтобы напомнить ему, что Творец видит все, и далеко не всегда человек получает желаемое тут же, иногда он может этого и не дождаться.
Необходимо воспитать в детях такие качества, которые позволили бы им самостоятельно обеспечивать будущее собственной семьи, не рассчитывая на получение наследства. Эта тема явно просматривается и в заповеди Торы о юбилейном годе, где написано: «И освятите пятидесятый год… и возвратитесь каждый во владение свое» (Ваикра, гл. 25, ст. 10). В юбилейный год земля возвращается к ее хозяину или его детям, чтобы обеспечить их самыми базисными средствами для жизни. Однако основная ответственность родителей по отношению к детям состоит в том, чтобы обеспечить их всем необходимым, пока они не доросли до зрелого возраста и дать им «стартовые средства», которые позволили бы им начать семейную жизнь. В дальнейшем, родители дают детям в руки профессию и помогают им научиться самостоятельно зарабатывать на жизнь. Это и есть исполнение заповеди Торы (см. Шульхан Арух, раздел Орах Хаим, гл. 306).
Когда человек умирает, все его имущество, кроме завещанного на благотворительность, по еврейским законам переходит его детям. Об этом сказано во многих заповедях Торы, связанных с тем, как следует распоряжаться собственностью. Об этом рассказывается и в еще одной истории из Талмуда (трактат Кетубот, лист 67) о том, как распределил наследство в предсмертный час мар Уква.
Перед смертью он попросил принести его счета. Его состояние составляло на тот момент семь тысяч динаров. Половину своего состояния он отдал на благотворительность, а остальные деньги распорядился отдать детям.
Из этого рассказа мы видим, мар Уква, уходя в мир иной и зная, что пожертвование на благотворительность наделяют его большими заслугами перед Судом Всевышнего, все же решил, что необходимо оставить средства и детям.
Если человек умер, — писал раби Моше Иссерлес (Рама; великий Учитель Торы, автор основного Свода примечаний к Шульхан Аруху, определяющего особые обычаи ашкеназских евреев; Польша, 16-й век), — и не оставил завещания, с его состоянием нужно поступить «наилучшим образом», то есть его следует передать прямым наследникам — детям.
Каждому человеку Всевышний дает определенные материальные ресурсы, — разъясняют высказывание раби Иссерлеса Учителя. — Чтобы он мог выполнить свою миссию в жизни. Однако «задание» человека столь велико, что в течение одной жизни с ним не справиться. Предполагается, что наши дети продолжат исполнение нашей духовной задачи в этом мире. Поэтому вполне логично после ухода человека в иной мир нажитое им состояние отдавать его детям. Это — как «эстафетная палочка», которая передается из поколения в поколение…
Всемирное еврейское обозрение
Перевод с английского
д-р Ашер Меир, раввин,
один из руководителей Центра деловой этики
при Иерусалимском технологическом колледже
Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области экономики
Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве, экономике