Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Нередко окружающие в штыки принимают попытки члена их коллектива улучшить качества своего характера и изменить образ жизни в положительную сторону. Откуда — это явление? Что делать, чтобы, не изменяя своим устремлениям, сохранить с коллегами нормальные отношения?
КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ДАВЛЕНИЮ КОЛЛЕГ?
Ашер Меир
Один знакомый пожаловался мне, что сотрудники отдела, в котором он работает (у многих из них избыточный вес, и они этим нисколько не тяготятся) подтрунивают над ним по поводу того, что он сидит на диете, пытаясь сбросить лишний вес. Они всячески пытаются его убедить, что ему это не нужно. И при каждом удобном случае подсовывают ему что-нибудь «вкусненькое» и совсем не способствующее похуданию.
Как быть? — спросил меня этот человек, описав сложившуюся ситуацию…
Вынужден констатировать, что за последнее время в нашем обществе получило распространение весьма странное явление: если человек стремится искоренить в себе те или иные недостатки, окружающие нередко начинают смеяться над ним. Бывает и хуже — когда такого человека обвиняют в высокомерии, говорят, что он хочет казаться лучше остальных, нарушает традиции коллектива и т.п.
Следует отметить, что в обвинениях такого рода содержится подчас немалая доля правды.
Если вы решили изменить свой образ жизни, это с самого начала надо делать с учетом конкретных обстоятельств. В трудовом коллективе очень важно вести себя так, чтобы окружающие не подумали, что вы осуждаете их за неправильное поведение. В противном случае вы, скорее всего, останетесь в «гордом одиночестве», ваши коллеги будут настроены против вас.
Обнаружив первые «симптомы» отчуждения, вам следует с еще большим вниманием проконтролировать себя. Любой неэтичный выпад в вашем направлении — сигнал, сообщающий, что вы не проявили должного такта. Реагируйте на подобные выпады спокойно и ни в коем случае не говорите, что «обращаться так с человеком нехорошо». Ваши увещевания делу не помогут и в большинстве случаев приведут лишь к противоположным результатам. Помните — делая кому-то из своих сотрудников выговор или замечание, вы в той или иной степени унижаете его человеческое достоинство.
Приготовьтесь к тому, что даже в том случае, если вам удается не задевать переменами в своем распорядке самолюбие окружающих, они все равно могут предпринять попытки вмешаться в вашу частную жизнь. Вам будут давать советы, делиться собственным опытом, всячески убеждая в том, что у вас все нормально, и ничего сверх того не требуется. Конечно же, сохранять в такой обстановке хладнокровие и доброжелательность — непросто. Но вы без особого труда справитесь с этой задачей, если постоянно будете напоминать себе, что причина непрошенного участия коллег в вашей судьбе — в их, возможно, глубоко запрятанной, неудовлетворенности «стилем» собственной жизни.
Многие люди в глубине души осознают необходимость усовершенствования своей личности. И понимают, что уделяют этому недостаточно внимания. Вместе с тем, им, разумеется, известно, что работа над собой сопряжена с немалыми трудностями. Поэтому они предпочитают просто об этом «забыть». И вот перед ними — человек, который стремится изменить себя к лучшему. И это его стремление помимо воли воспринимается окружающими как немой укор их собственной пассивности.
Человеку, который принял решение всерьез работать над собой, в первую очередь, необходимо хранить верность себе и своему стремлению к самосовершенствованию. А другие — пусть насмешничают и критикуют. Его задача — игнорируя насмешки и выпады в свой адрес, избегать конфликтных ситуаций.
Этому учат нас наши Учителя. «Человек не должен стыдиться того, что другие люди высмеивают его желание служить Творцу», — писал рав Моше Иссерлес (Рама; великий Учитель Торы, автор основного Свода примечаний к Шульхан Аруху, определяющего особые обычаи ашкеназских евреев; Польша, 16-й век). «Однако при этом ему не следует спорить с ними, ибо дерзость достойна порицания, и не может использоваться как орудие на службе во славу Всевышнего», — отмечает рав Йосеф Каро (великий законоучитель, составитель Шульхан Аруха; Испания – Португалия – Турция – Эрец Исраэль, конец 15-го – начало 16-го вв.).
Но что означает на деле — «избегать конфликтных ситуаций»?
Речь тут не идет о потворстве дурным проявлениям коллег по работе. Еврейская традиция осуждает подобное попустительство, квалифицируя его как своего рода лесть. Чтобы не вступать в конфликты с людьми, достаточно держаться «в тени», не создавая шума вокруг собственной личности, и не брать на себя роль судьи.
Необходимо также сделать попытку найти в коллективе хотя бы одного сотрудника, который с пониманием отнесется к вашим устремлениям. Исследование, проведенное в 1950-х годах психологом Соломоном Эсхом, продемонстрировало, что наличие даже одного-единственного единомышленника и союзника во много раз усиливает способность человека противостоять давлению со стороны сверстников или коллег.
Об этом в Танахе сказано: «Двоим лучше, нежели одному, потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего… И если станет одолевать кто-либо одного, то двое устоят против него; и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Коэлет, гл. 4, ст. 9,12).
Человеку, поставившему перед собой важные цели, следует твердо сказать себе, что он будет совершенствоваться, не взирая на препятствия и какие-либо неблагоприятные обстоятельства. Одновременно необходимо убедить себя и окружающих в том, что усилия, которые вы вкладываете в попытки изменить свой образ жизни — лишь поиск собственного жизненного пути, и нет в этом ни малейшего стремления осудить образ жизни других людей.
Итак, постарайтесь убедить хотя бы одного сотрудника в своем коллективе продемонстрировать, если не готовность следовать вашему примеру, то хотя бы одобрительное отношение к вашим попыткам противостоять трудностям. Если вам это удастся, задача, которую вы перед собой поставили, уже не покажется вам столь тяжкой ношей. И вместе с тем, у вас появится шанс исподволь, постепенно влиять на ваших коллег, пробуждая в них желание к лучшему изменить образ жизни и совершенствовать качества характера…
Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора
aish.com
д-р Ашер Меир
раввин, один из руководителей Центра деловой этики
при Иерусалимском технологическом колледже
Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области экономики
Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве, экономике