Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Воспитание детей — трудная задача, не теряющая своей актуальности. Даже, наоборот — с каждым годом она становится все сложнее. Почему? Кто виноват?..
Пытаясь ответить на эти вопросы, преподаватель иешивы в Мидвуде (США) рав Вольпин делится собственным опытом.
Быть может, не всем посетителям сайта этот материал покажется действительно актуальным. Однако в любом случае, познакомиться с воспитательными проблемами, возникающими в еврейских семьях всегда интересно...
ТОРА — ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО
Рав Вольпин
Я — ребе, то есть — учитель, и вот уже восемь лет даю уроки в иешиве города Мидвуд. Здесь учатся разные дети, в том числе и такие, которых можно включить, как теперь говорят, в “группу риска”.
Учащиеся иешив всегда на виду, в гораздо большей степени, чем обыкновенные школьники, посещающие светские школы. Любой проступок иешиботника горячо обсуждается, и сразу же делаются выводы, напоминающие мне приговор: “система иешив — порочна”.
Если ребенок проявляет дурные наклонности, огульно обвинять систему иешив и воспитателей, которые в них работают, не только несправедливо, но и, по меньшей мере, неточно.
Некоторые юноши объясняют свои плохие поступки заложенным в человеке влечением к злу (йецер а-ра). Это действительно так. Но многие другие прикладывают волевые усилия и противостоят дурным побуждениям. Бывает, что человек плохо к себе относится из-за семейных или других проблем и иногда теряет необходимую для борьбы силу воли. А результат — победа йецер а-ра. И тут уже не так важна причина, почему человек поддался внешнему влиянию и искушениям.
Воспитательный процесс — комплекс различных факторов. И все же, как правило, решающее значение приобретает какой-то один из них. Я встречал мальчиков, которые оставляли занятия Торой и еврейский образ жизни в основном потому, что не сумели добиться успеха. Они предпринимали попытки, но ничего у них не получалось. И вот учеба для них становилась невыносимой обузой. На них давили родители, учителя, что, разумеется, не приносило им радости.
В конце концов, ими овладевало стремление подальше убежать от всего этого. Но их побег означал окончательную победу над ними йецер а-ра. Они лишались Торы, которая способна бороться со склонностью к злу. Замкнутый круг…Тем, кто серьезно занимается изучением Торы, гораздо легче
противостоять злу в себе. Я в этом ничуть не сомневаюсь и могу привести конкретный, весьма жизненный пример.Несколько лет назад я прочел в одной статье о том, как 200 подростков-евреев безобразно вели себя в праздник
Симхат Тора. Не буду вдаваться в подробности… Среди них, как я узнал, был один из моих бывших учеников. Я заинтересовался и спросил: сколько в этой компании было лучших учеников? И выяснились, что все участники безобразий учились из рук вон плохо. О чем это говорит? На мой взгляд о том, что мальчишки, не добившись успехов в учебе, пытались обратить на себя внимание окружающих таким вот, глупым образом. А лучшим этого не требовалось, их успехи и без разных выходок помогали им чувствовать уважение к себе.Как-то раз я поймал себя на том, что все время напеваю одну и ту же радостную мелодию. Попытался вспомнить, откуда я ее знаю. И вспомнил, что позаимствовал ее у мальчика, который учился у меня прошлым летом. Зимой он был достаточно прилежен, но летом вдруг что-то на него нашло. Он начал пропускать уроки, манкировать домашними заданиями. Я вызвал его в свой кабинет, чтобы наедине серьезно побеседовать с ним об учебе. Льстить ему я и не собирался, но среди прочего сказал, что слышал о нем, что у него хорошая голова.
— Кто это сказал? — встрепенулся он.
— Ребе (учитель), который знакомился с классом и будет вести у вас уроки Торы в будущем учебном году, — ответил я, еще не осознавая, что случайно нащупал столь податливую струнку в его душе.
Мы вернулись в класс, и до конца учебного года проблем с ним у меня не было. Учился он с примерным прилежанием.
В следующем году, когда я в этом классе уже не преподавал, я несколько раз встречал его в молитвенном зале на полуденной молитве (минхе). Он неизменно спешил ко мне, чтобы сказать “шолом алейхем”. И тут же начинал рассказывать, как он любит нового ребе и его уроки. А подбегая ко мне он напевал один и тот же радостный мотив…
Я и не подозревал, какую роль в его судьбе сыграют мои слова. Он узнал, что его ребе считает, что у него хорошая голова. И ему было важно доказать это своему учителю, чтобы тот в нем не разочаровался. И чем больше он старался, чем прилежней учился, тем больших успехов достигал, тем счастливее становился.
Эта история — яркое свидетельство того, что успех в учебе побуждает к дальнейшему учению, а отсутствие успеха может, не про нас будь сказано, побудить человека отойти от Торы и соблюдения заповедей.
Если мальчик плохо учится, уровень его самооценки падает, и часто вместе с этим слабеет его воля и способность противостоять йецер а-ра. Истинные проблемы этого мальчика могут определить опытный педагог или ребе. Важно помнить, что отстающие ученики проявляют свои слабости не во всем и не во всех сферах знания. Некоторые из них, к примеру не умеют внимательно слушать, но хорошо усваивают материал, что сразу же обнаруживается по тем глубоким вопросам, которые они задают. У других детей, скажем, — хорошая память… Но в целом какие-то качества мешают им найти свое место в учебном процессе. От опытного педагога в таких случаях, прежде всего, требуется внимание к положительным проявлениям ребенка, пусть даже, на первый взгляд, они незаметны. Нащупав “пружинку”, он должен во что бы то ни стало развить в ребенке уважение к себе, добиться, чтобы окружающие заметили в нем хорошие качества. Нередко ребе, на попечении которого много учеников, просто не в силах справиться с этой задачей. И, значит, ребенку нужен репетитор. Дополнительные занятия дадут свой результат — его самооценка повысится, он станет лучше учиться, и, как следствие — с большим прилежанием станет соблюдать заповеди.
Само собой разумеется, хорошему, опытному репетитору нужно платить. Но во многих случаях этого не избежать. Тут следует сделать выбор. Как говорится: “Если ты считаешь, что образование дорого, испробуй невежество”.
Пять лет назад ребе одной хасидской иешивы пытался убедить отца одного юноши, что его сын выиграет от репетиторства. Но отца это не заинтересовало. Тогда учитель сказал отцу:
— Твой сын не очень счастлив. Понравится ли тебе, если к концу года он станет все время причесываться и любоваться своей бородой
?— С моим сыном такого не будет, — с уверенностью заявил отец.
— К сожалению, никогда не угадаешь, что способен сделать с подростком один год неуспеха в учебе, — предупредил его ребе.
Отец сдался, и юноше нашли репетитора. Он занимался с ним последующие два года, развил в нем желание учиться, привил ему уважение к себе.
Таких случае немало, когда направленное репетиторство с корнем вырывает причины, которые могли увести юношу с правильного пути.
Огромную роль в формировании личности играет окружение. Задача учителей иешив создать такую атмосферу, где успех обеспечивается концентрацией на сильных сторонах учеников.
Ругать учеников, давить на них — ошибка. Вместо этого лучше сказать им: “Посмотрим, чего ты можешь добиться за следующие два часа”. Обычно мальчики входят в учебу постепенно. Проходит много времени, пока не начнут учиться интенсивно, как написано
– “Свет Торы сделает их лучше”. Это медленный процесс. Но если набраться терпения, это обязательно произойдет.Конечно же, не со всеми. Мы, например, проследили судьбы 25-ти юношей, которые учились у нас в иешиве три года назад. Восемнадцать из них поступили в колель, продолжали учиться в иешиве для взрослых или, обзаведясь семьями и работая, часть времени уделяли Торе. И большинство из этих восемнадцати хорошо учились в нашей иешиве с самого начала. Это понятно: тот, кто в иешиве справляется с серьезной напряженной учебой, готов и к ее продолжению.
Что же случилось с остальными? Они, как правило, не соблюдают как следует даже субботу или вышли из рамок в других отношениях. И все они, как оказалось, из числа отстающих учеников. И естественно, что, став взрослыми, они стараются облегчить себе жизнь. Так им проще думать, что они хоть в чем-то добились успеха.
Подводя некую черту, подчеркну еще раз, что человеческие проблемы бывших иешиботников нередко начинаются с утраты успеха в изучении Торы. Но, чтобы это предотвратить надо, опять же, обратиться к Торе, найти выход из положения, применяя к процессу обучения самые эффективные в том или ином случае методы.
В Талмуде, в трактате Бава Батра сказано, что Творец создал йецер а-ра и лекарство от него — Тору.
Тора – лучшее лекарство; изучение Торы – самая эффективная терапия
.Джуиш обзервер,
Ежемесячник организации Агудат Исраэль (США)