Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


При общении с иррациональным человеком необходима особая мудрость

При общении с иррациональным человеком необходима особая мудрость — для того, чтобы заставить его понять вас и адекватно отреагировать на ваши слова...

ОН БЫЛ МУДРЕЕ ВСЕХ ЛЮДЕЙ

Рав Авраам Тверский

В Танахе, в книге Мелахим I сказано: "И он (царь Соломон) был мудрее всех людей" (Первая книга Царей — 5:11).

Мидраш, помещенный в этой же книге, добавляет: "Мудрее всех людей, мудрее самих безумцев".

Эта фраза из мидраша, на первый взгляд, кажется довольно странной. Что означает — “мудрее самих безумцев”?

Возможно, еврейское слово шоте (безумец) подразумевает не только и не столько тех людей, чье помешательство признано врачами-психиатрами и требует серьезного лечения. Собственно, так же и в русском языке. Термин "сумасшедший" имеет и более широкое значение. Так называют людей, чьи действия классифицируются окружающими как иррациональные. Все дело в степени этой иррациональности. Любая иррациональность по сути своей — форма безумия.

Среди специалистов, занимающихся лечением алкоголизма, бытует поговорка: "Сумасшествие – это многократное повторение одного и того же действия с целью получить различные результаты". Заходя в освещенную комнату, вы нажимаете на выключатель, и свет гаснет. Это естественно. Так вот, если, зайдя в очередной раз в освещенную комнату, вы нажмете на выключатель, надеясь, что свет останется включенным, значит, вы страдаете той или иной формой сумасшествия.

При общении с иррациональным человеком необходима особая мудрость — для того, чтобы заставить его понять вас и адекватно отреагировать на ваши слова или действия. Искаженное мышление может быть таким же “непробиваемым”, как плохое зрение или слух. Если в результате какого-либо глазного заболевания человек видит весь мир в зеленом цвете, вы никогда не сможете убедить его, что на самом деле снег — белый. Перед лицом сенсорных данных логические доводы теряют силу.

При общении с иррациональным человеком не нужно настаивать на своей точке зрения. Он все равно не поймет вас. Остановитесь и подумайте, как лучше всего обойти его иррациональность, не пытаясь бороться с ней.

Мидраш прав. Быть мудрее безумного — исключительный дар.

Однажды некий человек оскорбил раввина Исраэля из Саланта (вторая половина 14-го века), основателя движения Муссар (муссар означает — "этика"). Потом он пришел к раввину и попросил у него прощения. Раввин Исраэль ответил: "Я от всего сердца прощаю тебя. Теперь скажи, что я могу для тебя сделать?".

Человек чрезвычайно удивился. "Ты хочешь сделать мне добро после того, как я был груб с тобой?" — спросил он. Раввин Исраэль кивнул. "Вот именно, — сказал он, — Талмуд учит нас, что мысль можно исправить только действием. Одна мысль не может исправить другую (трактат Кидушин, 59б). Если я, пусть всего на сотую долю секунды, позволил себе разгневаться на тебя, значит, я не могу исправить свою мысль простым от нее отречением. Я должен совершить какой-либо поступок, чтобы уничтожить свое негативное чувство... Пожалуйста, подумай, что я могу для тебя сделать. Потому что только таким образом я могу избавиться от последствий моего гнева".

Из книги Авраама Тверского “Повседневная мудрость”

Авраам Тверский,

раввин, доктор медицины, психиатр.

Основатель Центра Реабилитации “Гейтуэй" (лечение хронических зависимостей).

Профессор медицинского факультета Питтсбугского университета,

Автор 30 книг