Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Много внимания еврейская традиция уделяет проблеме взаимоотношения людей

Много внимания еврейская традиция уделяет проблеме взаимоотношения людей. Анализируя тексты Торы, наши Учителя всесторонне рассматривают поступки праотцев и еврейских лидеров. И делают вывод: даже в поведение тех, чья жизнь служит примером для подражания, можно найти негативные проявления. Но негативные ли они в действительности? — задаются вопросом еврейские мудрецы. Ведь мы оцениваем реальность, руководствуясь собственным восприятием. А оно — несовершенно…

 

ИСТИННОЕ СУЖДЕНИЕ

 

Мысли о мидраше

 

И Моше спрятал свое лицо,

потому что боялся смотреть на Всевышнего

 

 (Шемот, гл. 3, ст. 6)

 

Раби Иегошуа бен Карха сказал: Моше, скрыв лицо свое от Всевышнего, поступил неправильно. Если бы он не спрятал лицо, Творец раскрыл бы ему, что — наверху и что — внизу, что было и что будет.

А потом он попросил: «Покажи мне Твою славу» (Шемот, гл. 33, ст. 18). И Всевышний сказал Моше: «Я пришел раскрыть Себя, а ты спрятал лицо. Теперь Я тебе говорю: человек не может видеть Меня и жить».

Раби Иегошуа из Сихнина сказал от имени раби Леви: «Тем не менее, Всевышний показал Себя Моше.

С другой стороны, Учителя сказали, что Творец говорил с Моше лицом к лицу, и в награду за его трепет перед Всевышним, они боялись к нему приблизиться. Моше получил награду за то, что не смотрел, как написано: «И он увидит изображение Творца» (Мидраш раба, 3:2).

Этот мидраш показывает, что в вопросе, правильно ли поступил Моше, существуют разногласия. Но даже те, кто считает его поведение неверным, признают, что Моше получил награду за то, что спрятал лицо.

Как такое объяснить? Как он мог получить награду за «дурной» поступок?

Свидетельствуют наши Учителя: когда Всевышний судит действия человека, он учитывает все — и достоинства и недостатки. В данном случае Моше вел себя достойно. Его действие отражало глубокую богобоязненность. Она была столь сильна, что превзошла даже его желание познать Творца.

В тот момент, когда Моше стоял перед Всевышним, единственное, что он должен был делать, это смотреть на Него. Но очень велик был его страх перед Творцом мира, и это остановило его. Вот за что он и получил награду.

Но в том же самом проявлении можно найти и его промах. Любовь Моше к Творцу, его позитивное желание познать Всевышнего, могли проявиться с еще большей силой, стать достаточно сильными для того, чтобы преодолеть страх. Если бы его любовь к Творцу была сильнее, он смотрел бы на Него и сумел бы достичь высшего уровня познания Всевышнего. Из этого рассуждения исходят, отрицательно оценивая поведение Моше в тот момент. Ведь сказано: «Я пришел раскрыть Себя, а он скрыл лицо».

Этот пример дают наши Учителя, чтобы научить нас всесторонне рассматривать все, что происходит вокруг, во всех возможных аспектах.

Мы видим, например, что человек ведет себя не так, как подобает вести себя человеку его положения. Во всяком случае, так мы оцениваем его поведение.

Но не будем забывать, что наше мнение всегда субъективно. Ведь мы не всегда способны распознать, какие достоинства может выражать тот или иной поступок.

К чему это может привести?

К тому, что мы в своем восприятии, преувеличивая недостатки человека, преуменьшим его достоинства. А в результате наше отношение к нему окажется несправедливым…

 

По материалам книги рава Элиягу Меира Блоха «Пниней даат»

 

Рав Элиягу Меир Блох (умер в 1954 г.) был основателем и руководителем одной из крупнейших иешив в США — в Кливленде