Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Нас учили

Нас учили, что вернувшемуся к традиционному образу жизни и соблюдению заповедей человеку легче осознать свою уникальную роль в Творении. Должна же существовать причина, почему он родился и вырос в нерелигиозной семье...

КТО ЭТО — БААЛЕЙ ТШУВА?

Йонатан Розенблюм

Меня смущает, когда человек заявляет, что он религиозный, и тут же предъявляет претензии к религиозному миру. Речь идет даже не о критике. И религиозные и нерелигиозные евреи знают, что мы еще не решили все проблемы человечества и не создали Ган Эден (рай) на земле. Я имею в виду тех, кто одержим какой-то идеей, и не хочет говорить ни о чем другом.

Меня приводит в замешательство, когда я слышу от кого-то, что наиболее погруженные в изучение Торы и соблюдение ее заповедей евреи породили самое бесправное общество на земле. Слова таких людей дают другим евреям индульгенцию — не вникать в суть иудаизма и не беспокоиться о своем еврействе.

Дикое мнение, что еврейские мужчины притесняют женщин, а те, в свою очередь, навязывают мучительные ритуалы своим дочерям, живущим в рабстве, нищете и невежестве, к сожалению довольно распространено.

Один из самых усердных исполнителей этого жанра недавно высказался так: уж лучше бы баалей тшува (возвращающиеся к традиционному образу жизни и соблюдению заповедей; здесь транскрипция ивритского слова дана во мн. ч., ед. ч. — баал тшува) не становились религиозными, чтобы потом их не затянули в этот страшный омут.

Откуда все это берется? Быть может, этому учат в иешивах?..

Иешивы для баалей тшува, в которых их учат ненавидеть самих себя и отрицать интеллигентность и гуманизмом, должны прекратить свою деятельность.

Но есть ли такие иешивы в действительности? Правда ли, что баалей тшува учат, например, тому, что вся их прошлая жизнь не имеет ценности?

Помню, как перед Йом Кипуром объяснял учащимся Ор Самеах, что есть два типа тшувы (раскаяния): тшува, порожденная страхом, и тшува, основанная на любви. Вторая — намного выше. И в ней каждый аспект личности должен быть задействован и направлен на нечто позитивное. Когда человек так поступает, все его прошлые прегрешения, засчитываются как добрые дела.

Нас учили, что совершившему тшуву человеку легче осознать свою уникальную роль в Творении. Должна же существовать причина, почему он (или она) родился и вырос в нерелигиозной семье. Скорее всего, его жизненная задача включает и то, чему он научился до того, как стал соблюдать законы Торы.

Разве баалей тшува учат отказываться от своих родителей? Когда мы с женой в первый раз приехали в Америку из Израиля, чтобы навестить родителей, мы прежде посоветовались с раввином, обсудили с ним каждый нюанс, чтобы уменьшить напряжение, которое могло возникнуть в отчем доме. Один из ведущих галахических авторитетов (религиозных законоучителей) нашего поколения сказал сыну консервативного раввина: “Не молись в субботу в родном городе в ортодоксальной синагоге, чтобы не смущать своего отца”.

Никогда не забуду, как рав Симха Вассерман рассказывал в переполненной аудитории иешивы Ор Самеах, что, навещая родителей, мы должны объяснить им, что Тора передается от поколения к поколению, и религиозность только укрепляет отношения между родителями и детьми (книга После возвращения, написанная двумя раввинами Ор Самеах, как руководство для баалей тшува, полностью отражает эту философию).

Не случайно баалей тшува, принятые религиозным миром, оказывают на него очень большое влияние. Вне Нью-Йорка они составляют до 70-ти процентов ортодоксальных общин многих городов США. Например, в Пассаике, Нью Джерси, живут больше двухсот семей баалей тшува. Среди недавних учеников маленькой иешивы для баалей тшува, расположенной тут же, на одной из улиц этого городка, есть помощник окружного судьи, один из ведущих менеджеров, ведущие специалисты Уолл-Стрита. Они преуспели в карьере после нескольких лет интенсивного изучения Торы.

По своей природе, баалей тшува — идеалисты. Каждый из них в какой-то момент сумел переоценить все, что было достигнуто прежде. Это происходило всякий раз, когда они сталкивались с чем-то намного более сильным, чем все, что когда-то знали. В большинстве случаев, это были евреи, чья жизнь поражала их совершенно необычными качествами.

Примером жизни по Торе становились для них судьбы учителей и наставников. Баалей тшува менее склонны к нарушениям законов Торы, по сравнению с евреями, воспитанными в ортодоксальной общине. Для них освящение имени Всевышнего демонстрацией красоты Его Торы — главный императив.

Поскольку большинство баалей тшува пришли к религии в зрелом возрасте, получив светское образование, нередко — достаточно высокого уровня, они легко обретают инструмент глубокого изучения Торы и других источников, чтобы найти ответы на свои вопросы. Они не удовлетворяются поверхностными постулатами для 5-летних, которые начинают изучать алфавит.

В результате, обучение баалей тшува сыграло важную роль в использовании миром Торы более широкого набора классических текстов. Пойдите на любую лекцию самых глубоких еврейских мыслителей нашего времени, и вы увидите в аудитории много баалей тшува. Они и сами способны успешно распространять идеи Торы, ибо умеют выражать глубокие мысли современным языком.

Йонатан Розенблюм

выпускник юридического факультета

Йельского университета (США)

Автор сотен статей и порядка десяти книг

Живет в Иерусалиме