Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


КУЛЬТУРА | СЮЖЕТ УСЛОЖНЯЕТСЯ…

Израильские пейзажи проживающего в Британии художника Фрикерса четверть века пылились в углу его мастерской. И обрели новую жизнь на стенах иерусалимского ресторана…

ЗАБЫТЫЕ ИЗРАИЛЬСКИЕ ПЕЙЗАЖИ

Барри Дэвис

…Так называется экспозиция картин художника Гордона Фрикерса, которая открылась для общего обозрения в знаменитом иерусалимском ресторане «1868».

Живет Фрикерс на юго-западе Англии, в Плимуте. Но не теряет связь с Израилем. Он — еврей, и ему дорого все, что связано с его народом.

— Мой дед эмигрировал в Англию из Польши, а отец служил в британских войсках во время Второй Мировой войны, — рассказывает о своей семье художник перед открытием выставки. — Папа знал идиш, и после войны остался в Германии — работал переводчиком, помогая бывшим пленникам концентрационным лагерей общаться с представителями союзников...

Двадцать пять лет назад он ездил в Израиль, чтобы с натуры писать пейзажи. Поездка оказалась удачной. Созданные произведения Гордон Фрикерс увез с собой в Англию, и потом четверть века они пылились в углу его мастерской. Возможно, никто никогда так и не увидел бы их. Но вот однажды к нему в мастерскую приехала группа израильтян, и гости попросили показать работы.

— В течение долгого времени мне казалось, что эти картины не слишком-то мне удались, — вспоминает Гордон. — Я забыл о них на двадцать с лишним лет. И вот, когда ко мне пришли люди из Израиля и стали интересоваться моим отношением к стране, я неожиданно для себя решился их показать. Расставил пейзажи перед посетителями. И сам удивился, понял вдруг, что они не так уж и плохи…

Вскоре о «потерянном сокровище» прослышали сотрудники Би-Би-Си и решили снять документальный фильм о Фрикерсе и его коллекции.

По удивительному стечению обстоятельств хозяин известного иерусалимского ресторана «1868» как раз задумал обновить интерьер и подыскивал для оформления и привлечения публики «что-то особенное». Основательно порывшись в Интернете, он наткнулся на серию картин Фрикерса, посвященных вину. Однако вскоре его внимание привлекли и израильские пейзажи того же автора. В результате, ему захотелось включить в экспозицию в своем ресторане работы обоих циклов.

Владелец ресторана связался с Фрикерсом, и художник ответил ему согласием.

— Я уже получал подобные предложения, — говорит Гордон Фрикерс. — В прошлом году, например, владелец одного из ресторанов очень хотел выставить у себя мои пейзажи с изображением французских виноградников. Но у меня тогда совершенно не было на это времени. Но на это приглашение я не мог не откликнуться. Прежде всего, потому, что Израиль для меня — особое место. И, конечно же, мне польстило, признаюсь, что их заинтересовали мои израильские пейзажи, написанные столько лет назад…

Израильская коллекция выносит на суд зрителя образы Мецады, Авдата, горы Кармель, города Тверии, цитадели царя Давида и восточной части Старого Города (Иерусалим).

— С тех пор, как я был здесь в двадцать пять лет назад, — отмечает художник, вновь приехав в Израиль, на этот раз — чтобы проследить за развеской картин, — здесь очень многое изменилось. — Некоторые картины теперь стали своего рода «машинами времени», предоставляющими возможность увидеть, как выглядело то или иное место в Израиле четверть века назад.

Особый стиль Фрикерса частично — результат его физического недуга. Он — дальтоник. Это означает, что он воспринимает цвета и оттенки иначе, чем большинство людей. Однако, вместо того, чтобы отнестись к этой особенности как к препятствию в своей творческой карьере, Фрикерс использует ее, чтобы создавать уникальные цветовые комбинации.

Романтическая таинственность и «недоговоренность», необычные цветовые и световые эффекты пейзажей Фрикерса порой ассоциируются с творчеством Уильяма Тернера и Джона Констебля — английскими художниками-романтиками 19-го века. Но его картины гораздо «предметнее». И в этом прочитывается его склонность к «документалистике».

— Прежде чем перенести что-либо на холст, — объясняет художник, — я стараюсь узнать об этом как можно больше. Если я пишу, к примеру, корабль, обязательно забочусь о том, чтобы правильно передать все видимые на картине детали его устройства…

Экспозиция в ресторане «1868» — это для Фрикерса что-то вроде возвращения домой. Ведь выставленные здесь, в Израиле, работы — частичка его самого, в них — его характер, его устремления, его духовные поиски…

Jerusalem Post