Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


КУЛЬТУРА | СЮЖЕТ УСЛОЖНЯЕТСЯ…

В культуре каждого народа — свои неповторимые мифические герои. И американцы — не исключение. Именно в США родился столь популярный и узнаваемый во всем мире миф о «супермене»…

ВВЕРХ, ВВЕРХ И ВПЕРЕД!

Джефф Флейшер

«Супермен», первый в роду супергероев, появился на свет в 1938 году, а спустя год после его дебюта, комиксы с приключениями персонажа с неограниченными возможностями уже расходились миллионными тиражами. Успех «Супермена» ознаменовал собой начало эпохи «сверхчеловеков» — героев, обладающих самыми разнообразными, недоступными обыкновенным людям способностями. Они проникли во все уголки американской массовой культуры, начиная популярнейшими ради

о-сериалами и заканчивая субботними мультфильмами и даже мюзиклами на Бродвее. Регулярное появление супергероев в голливудских блокбастерах увенчалось этим летом триумфальным возвращением самого супермена на большие экраны.

Сегодня «сверхчеловеки» — неотъемлемая часть американской культуры. Но мало кто знает, что созданы они молодыми еврейскими писателями и художниками в годы Великой Депрессии. В те времена, когда иллюстраторам-евреям редко удавалось получить серьезный заказ, издатели комиксов (многие из которых тоже были евреями) с готовностью принимали молодых художников на работу и давали им полную творческую свободу. Таким образом, посвященные супергероям комиксы 1930 – 1940-х годов в массе своей стали детищем еврейских художников, среди которых были Джерри Сигель и Джо Шустер (авторы «Супермена»), Боб Кейн и Билл Фингер (создатели «Бэтмена»), Джек Кирби и Джо Саймон («прародители» популярного «Капитана Америка»).

Хотя никто из супергероев и не имеет откровенно еврейских черт, раввин Симха Вайнштейн уверен, что их создатели подсознательно наделили этих чисто американских персонажей собственными культурными ценностями и опытом. В своей новой книге «Вверх, вверх и вперед!» он анализирует еврейские мотивы, присутствующие в историях самых популярных суперперсонажей США.

Первая глава книги посвящена «Супермену», непобедимому борцу за «правду и справедливость». В младенчестве «Супермена» оправляют на Землю с погибающей планеты Криптон. Благополучно приземлившись в Канзасе, инопланетный ребенок растет и воспитывается на небольшой ферме. И впоследствии, стараясь ничем не отличаться от землян, маскируется под совершенно заурядного Кларка Кента. Намеренно или нет, «судьба» Супермена явно напоминает историю жизни его создателей, рожденных в семьях еврейских иммигрантов из Восточной Европы — им тоже приходилось приспосабливаться к чуждому, нееврейскому окружению Нового Света. В рассказе о происхождении Супермена четко прослеживается связь с Торой. Так в Египте мать Моше Рабейну, надеясь спасти (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Ноах, шестой годовой цикл обсуждения) своего младенца, положила его в корзину, а корзину положила на воды Нила, и он попал в приемную семью. Даже настоящее, данное Супермену на Криптоне, звучит по-еврейски — Каль-Эль (Вайнштейн отмечает, что оно напоминает еврейское слово, которое переводится как «Голос Всевышнего»).

Подобно легендарному Голему, защищавшему население пражского гетто, новые герои вместе со своими создателями ринулись в бой с растущей угрозой нацизма. В конце 1930-х годов большинство американцев поддерживали политику изоляционизма, и реальные «герои» Америки, (к примеру, Чарльз Линдберг и Генри Форд) открыто одобряли действия Гитлера.

К 1939-му году Супермен успевает спасти Луиса Лэйна из страны, напоминающей гитлеровскую Германию. А через два года авторы забрасывают его в фашистскую «Дюкалию». Он участвует в спортивных соревнованиях и, подобно Джесси Оуэнсу, триумфатору Берлинской Олимпиады 1936 года, побеждает «идеальных» светловолосых и голубоглазых атлетов на их собственной территории. Еще большей прямолинейностью «отличается» Капитан Америка. На обложке первого выпуска комиксов с его участием он наносит удар в лицо Гитлеру — за девять месяцев до того, как США объявили войну Германии.

Факт создания подобных героев не укрылся от нацистов и их сторонников. «Сочувствующий» фашистам Немецко-Американский Бунд отправлял в редакцию «Таймли Комикс» (позднее переименованную в «Марвел»), выпускающую комиксы о Капитане Америке, письма с угрозами.

В апреле 1940 года в одной из газет СС министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс подверг резкой критике Супермена, назвав Джерри Сигеля «хитрым израильтянином», а так же — «интеллектуально и физически обрезанным молодчиком», готовым на все ради денег. У американцев супергерои вызвали диаметрально противоположные чувства. Они приняли их с распростертыми объятьями, и во время Второй мировой войны комиксы занимали приблизительно 25 процентов «площади» журналов, которые отправлялись и американскому военному контингенту за рубежом.

«Сверхчеловеки» выражали не только желание евреев свергнуть диктатуру фашизма — в их образах и ситуациях, в которые они попадали, просматривалась непростые реалии жизни в многонациональной Америке. Супермен вынужден скрывать свое происхождение, стараясь, подобно многим иммигрантам, вести себя как «типичный, приятный в общении» американец. Двойная жизнь, подразумевающая необходимость прятать истинную сущность, стала своего рода фирменным знаком супергероев. А в действительности их создатели сами часто пользовались псевдонимами, чтобы завуалировать свою национальную принадлежность. По словам Вайнштейна, супергерои, как и их авторы, в полную силу использовали дарованные им таланты именно в те моменты, когда их истинная личность пряталась под маской «обычных» членов общества.

«Супермен может быть евреем, — цитирует Вайнштейн высказывание английского писателя Говарда Якобсона, — но творить чудеса он способен при одном условии: если никто не будет знать, что он еврей. Трудно представить себе более еврейскую позицию».

В своей книге, каждая глава которой посвящена отдельному супергерою или команде супергероев, Вайнштейн демонстрирует, как со временем еврейские корни начали проявляться в комиксах все более и более отчетливо. Когда у руля «супермашин» и «суперкораблей» встало новое поколение еврейских писателей и художников, а антисемитизм ослабил в Америке хватку, некоторые герои наконец-то «обнаружили» свою еврейскую сущность, а другие просто отдали дань уважения своим создателям.

Скажем, в 1961 году Стэн Ли и Джек Кирби (их настоящие имена — Стэн Либер и Яаков Курцберг) снабдили сверхсильного члена своей Фантастической Четверки (Существо) американской модификацией еврейского имени — Бенжамин (Джейкоб Гримм) и описали историю его трудного детства в манхэттенском нижнем Ист-Сайде, в основном заселенном евреями. По словам Ли, он никогда не задумывался о вероисповедании Существа, однако в 2002 году новая (и нееврейская по составу) редакционная команда разработала для него предысторию, в которой он читает молитву Шма для владельца ломбарда, находившегося по соседству с домом его родителей, и возвращает украденную им в детстве Звезду Давида. Владелец ломбарда мягко упрекает Существо за то, что тот никогда не говорил о религии. И задается вопросом: быть может, он стеснялся своего происхождения?

В 1981 году редакция «Марвел» забросила своего героя Халка в Тель-Авив, где он познакомился с новой героиней по имени Сабра — израильтянкой, работающей в полиции и обладающей сверхчеловеческими способностями. Она, как и остальные супергерои, вынуждена скрывать свое истинное лицо. Сабре суждено было еще не раз появиться в различных марвеловских комиксах.

1980-е годы подарили Капитану Америке еврейскую подружку, заставили Атома объяснять остальным членам Лиги правосудия смысл Хануки, и ввели в состав Людей-Икс Китти Прайд — религиозную внучку человека, пострадавшего во времена Холокоста.

По иронии судьбы, супергероем с наиболее выраженными еврейскими чертами суждено было стать отрицательному персонажу. Сюжет комиксов о Людях-Икс, созданных Ли и Кирби, вращается вокруг целой «расы» мутантов, подвергающихся гонениям со стороны «нормальных» людей. Многие поклонники комиксов, пишет Вайнштейн, полагали, что мутанты — художественное воплощение образов евреев, гомосексуалистов, афро-американцев и т.д. То есть людей, принадлежащих группам, которые в кругах «истинных» американцев считаются «чужаками». События в таких комиксах развивались по сценарию, как будто бы «скопированному» с образа действий участников некоторых движений, отстаивающих гражданские права. Так центральный конфликт Людей-Икс основан на противостоянии мутантов, стремящихся к мирному сосуществованию с остальным человечеством, с теми, кто не намерен склонять голову перед презренными «людишками».

Агрессивно настроенными мутантами руководит всесильный супергерой по имени Магнето. В 1978 году создатель этого персонажа Крис Клэрмонт наконец-то открыл поклонникам тайну его прошлого. Оказалось, что в молодости Магнето прошел через ужасы и страдания Холокоста. «Я уже побывал в одном лагере смерти, — заявляет он. — И не позволю другим людям бояться того, о чем они не имеют понятия, и уничтожать то, чего они страшатся». Эти слова мгновенно превратили Магнето из закоренелого злодея в сложного антигероя. В последующих выпусках он, чтобы расстроить планы по введению Акта Регистрации Мутантов — зловещего отголоска нацистских Нюрнбергских законов — объединяется с «хорошими парнями».

Следует признать, что в некоторых случаях найденные Вайнштейном еврейские параллели кажутся притянутыми за уши. Он утверждает, например, что сотрудничество Бэтмена с Робином навеяно мудрыми высказываниями Учителей, записанными в Талмуде, в которых говорится о значении партнерства. В действительности же своим рождением Робин, скорее всего, обязан стремлению редакторов ввести в серию комиксов молодого героя, с которым могли бы ассоциировать себя юные читатели.

Однако в целом приведенные Вайнштейном примеры весьма убедительно доказывают наличие в жанре комиксов еврейского элемента.

Нельзя не отметить и легкость авторского стиля, подлинный интерес автора данной книги к обсуждаемой теме. Произведение Вайнштейна представляет собой занимательный экскурс в историю комиксов. По мере ее прочтения осознаешь, что именно еврейское влияние открыло дорогу и более поздним шедеврам жанра, таким как графический роман Уилла Эйснера «Сделка с Творцом» и удостоившаяся Пулитцеровской премии серия комиксов «Маус: рассказ выжившего» Арта Шпигельмана.

Успех художественных фильмов о супергероях — «Человек-Паук», «Люди-Икс» и «Возвращение Бэтмена», в создании которых принимали участие режиссеры-евреи Сэм Райми и Брайан Сингер, доказывает, что еврейский вклад в данную область массовой культуры продолжает возрастать.

Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора

aish.com

Перевод с английского