Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


9

9-го апреля в Израиле отмечают День памяти жертв Катастрофы.

Предлагаем вниманию посетителей сайта материал, посвященный узникам транзитного лагеря-гетто “Терезин”.

Из 150 тысяч евреев, населявших гетто в годы Второй мировой войны, в живых осталось около 32-х тысяч.

В страшных условиях, перед лицом уничтожения, в Терезине было сыграно 620 спектаклей...

ТЕРЕЗИН

Сегодня в Терезин приезжает множество туристов. Но не для того, чтобы полюбоваться архитектурой старой крепости. Людей привлекает сюда загадка истории — откуда голодные люди, заключенные в промозглые ледяные казармы, люди обреченные на смерть, черпали силы, чтобы сыграть свыше шестисот спектаклей, сочинить более ста музыкальных произведений, создать тысячи графических и живописных работ, издавать детский иллюстрированный журнал и взрослый — юмористический, написать сотни стихов, пьес и критических статей, прочесть свыше двух с половиной тысяч лекций...

Первые узники Терезина — чешские евреи, во главе с председателем пражской еврейской общины Якобом Эдельштейном, прибыли сюда в ноябре 41-го.

Тогда там не было ничего, — писала одна из узниц “первого набора” Эдит Руфь. — Крепостные валы, огромные, как города, пустые казармы. Холод и голод. Мы должны были создать всю инфраструктуру гетто...

К середине 42-го Терезин окончательно очистили от местного населения, и в гетто начали прибывать новые “жители”.

По замыслу Эйхмана, Терезин должен был стать “вольным еврейским городом”, призванным усыпить тревогу международных еврейских организаций и родственников восточноевропейских евреев. Еврейское самоуправление (Совет старейшин), больницы, почтамт, суд, банк, театр и кабаре... Так все и было. В этой маленькой “стране” имела хождение даже собственная валюта — гетто-кроны.

Немыслимую в охваченной войной Европе “свободу” нацисты предъявляли инспекторам Красного Креста. Они могли видеть “счастливую жизнь свободных евреев” Вне поля зрения проверяющих оставался каторжный труд заключенных, перенаселенные людьми казармы, катастрофическая нехватка еды и медикаментов.

В Терезине немецкие нацисты собрали интеллектуальную, административную, коммерческую и творческую элиту. Здесь “отбывали свой срок” раввины Германии (Лео Бек) и Дании (Макс Фридигер), чешский писатель Карел Полачек, известный композитор Виктор Ульманн изГермании, актеры, режиссеры, художники...

Срок пребывания в Терезине колебался от нескольких месяцев до нескольких лет, после чего людей отправляли в лагеря уничтожения, чаще — в Освенцим.

О жизни в Терезинском гетто рассказывают его обитатели:

13 апреля 1942

Любой вопрос — это вопрос жизни и смерти.

18 июля 1942

…Боже, что за жизнь! Раздробленная, угрожающая, полная противоречивых событий, которые сменяют друг друга с чудовищной скоростью. С одной стороны — открытие кабаре, а с другой — смерть стариков. Транспорты ежедневно приходят в город, в котором при нормальных условиях может жить лишь три тысячи человек... Сегодня здесь тридцать тысяч людей.

29 августа 1942

Они хотят поместить в Терезине 70.000 человек. Что будет зимой? Здесь нет печек...

Перед нами на широком дворе — много людей. Дают кабаре. Странное время, странный народ, кабаре жизни...

 

9 ноября 1942

Они снимают фильм. Еврейские актеры — счастливые, удовлетворенные лица — но в фильме, только в фильме...

Фрагменты из дневника Эгона Редлиха,

начальника отдела по работе с молодежью еврейского самоуправления

Терезиенштадт способствовал моей музыкальной работе... Мы вовсе не сидел, плача, .и наша тяга к культуре была равнозначна нашей тяге к жизни; и я убежден, — со мной согласятся все те, кто в жизни и в искусстве пытаются придать форму противоборствующей материи...

Из записей композитора Виктора Ульманна, 1944

В Терезине Ульманн написал десятки музыкальных произведений.

Лето выдалось теплое, и благодаря этому мы смогли приспособить для представлений внутренние дворы казарм. В августе культурные мероприятия посетили 20.330 человек.

Из отчета Отдела досуга, 1943 год

На театральных подмостках Терезина были представлены все жанры театрального искусства. Основой репертуара служили драма и сатира.

Классический репертуар трактовался чешскими и немецкими труппами по-разному. Чешский театр исповедовал авангардизм. В нем играли молодые актеры. Постановки на немецком языке отличались сдержанностью и мастерством.

Секцию чешского театра возглавил Густав Шорш. До войны он учился на драматическом отделении пражской консерватории. В 1939-м стал ассистентом видного пражского режиссера Национального театра Карела Достала. Вскоре театрам и студиям запретили допускать к работе евреев, и Шорш занимался переводами, давал частные уроки. В 1941 году его отправили в рабочий лагерь Липы, оттуда в 42-м — в Терезин.

Для своей первой терезинской постановки Густав Шорш выбрал пьесу молодого художника и поэта Петра Кина “Куклы”.

Текст пьесы не сохранился, а от спектакля осталась одна афиша...

В ноябре 43-го Шорш поставил “Женитьбу” Гоголя. По мнению терезинской критики и воспоминаниям очевидцев, это был самый лучший спектакль в Терезине.

16 октября 1944 года Густава Шорша депортировали в Освенцим...

Со Зденеком Елинеком мы жили в одном помещении, он спал напротив. Потрясающий парень — поэт переводчик. Что-то он писал все время, но что — не знаю. У него была атрофия мускульной системы, он еле ходил... При всем этом он был полон юмора и блистательной иронии. Он умел одним словом поднять настроение, был щедр и делился с нами и меткими наблюдениями и неисчерпаемыми знаниями — литература, театр, философия...

Из воспоминаний актера и режиссера Яна Фишера

Карл Мейнхард родился в Моравии. С 1898 года работал в берлинских театрах. В 1933, когда Гитлер пришел к власти, эмигрировал в Прагу. Депортирован в Терезин в 1942-м. Здесь ему определили место ассенизатора. В свободное от работы время он поставил в Терезине “Любовь, страдания и смерть Фердинанда Раймонда” Штерка, “Опыт” Герцля, “Последнюю маску” и “Суп на прощание” Шницлера. Подготовил к постановке оперу Ульманна “Кайзер Антлантиды”. Освобожден в Терезине в 1945.

В 1943 году администрация лагеря ввела входные билеты на посещение театров. Их стоимость зависела от популярности спектакля. На “хиты сезона” цена вырастала до 5 гетто-крон... Но любителей искусства такая мера не останавливала. Узники гетто рвались в театр, и вскоре с билетами возникли проблемы.

В Терезине я играл интригана Бригеллу в комедии “Роковая игра любви”. Билеты на спектакли распределяли в Отделе труда. Вроде, как поощрение за ударный труд. У меня был блат. Если нужны были билеты для друзей — я получал без всяких хлопот.

В моем транспорте в Освенцим в декабре 1943 было много людей из театра — культурное отделение вынуждено было послать своих...

Из воспоминаний Рудольфа Райхмана

Композитор Гидеон Кляйн родился в Моравии. Его музыкальный талант проявился в раннем детстве. Весной 1940 года Кляйна, в соответствии с нюренбергскими законами, исключают из консерватории. Теперь он выступает под псевдонимом — Карел Вранек. Дает концерты в театрах, играет в домах друзей. Вместе с сестрой Лизой устраивает вечера поэзии и музыки. Их дом становится прибежищем молодых интеллектуалов с желтой звездой на груди.

В декабре 41-го Кляйна депортировали в Терезин. Работая на строительстве гетто, он отдает все свободное время занятиям с детьми, организует литературные чтения и лекции о музыке.

В Терезине Кляйн написал четыре пьесы для струнного оркестра, дуэт для скрипки и альта, сонату и многое другое.

В октябре 44-го его отправили в Освенцим. Если бы, вспоминают очевидцы, Кляйн в угоду эсэсовцу сыграл вальс или марш, это могло бы сохранить ему жизнь. Но Кляйн и в нечеловеческих условиях остался верен своей душе — душе истинного художника. Он умер в конце января 1945 года, за несколько дней до освобождения лагеря.

Туристы, приезжающие в Терезин пытаются разгадать загадку: откуда брались у узников лагеря силы для творчества?

На этот вопрос отвечает из прошлого Ян Фишер:

Никто из нас не был нормальным — ни актеры на сцене, ни зрители в зале... Театр заменил нам реальную жизнь, он стал мерой наивысшей свободы, которую мы смогли достичь...

Материал подготовили:

писательница Елена Макарова

писатель и переводчик Сергей Макаров