(26.07-02) Как ненависть превратить в Любовь
Сколько шагов от ненависти до любви?(26.07-02) Чем страна Израиль богата, так это событиями. Вот и прошлая среда чего только не вместила: и принятие налоговой реформы, и страсти вокруг призыва
в армию учащихся
йешив, и последствия уничтожения одного из самых опасных террористов, не говоря уже о ставших рутиной арестах потенциальных самоубийц. Нас осуждали, мы оправдывались. В общем, все, как всегда.
И только одно маленькое, но очень символичное событие оставили наши СМИ практически безо всякого внимания. 24 июля пришлось на 15 ава по еврейскому календарю. Ту бе-ав - День любви. Ничего удивительного, у нас даже о 9 Ава - Дне великой скорби, если что и пишут, так рассуждения о том, должны ли в этот день работать увеселительные заведения. И, как показывают опросы, многие израильтяне точно и не знают, чего это вдруг у нас траур. А уж о любви и вовсе говорить нечего. Ну, разве что, порадовали нас некоторые издания рецептами возбуждающих блюд или спец. любовными гороскопами. А стоило бы поинтересоваться, что это за день такой. Потому что история стоит за этой датой страшная, прекрасная и весьма поучительная. Вот какая:
Три тысячи лет тому назад, случилось так, что возвращался один Левит со своею молодой женой из дома отца ее в
Бейт Лехеме, что в пределах колена
Йегуды, в свой дом в земле колена Эфраима. Не было в те времена ни автомобилей, ни автобусов и потому путь счастливым молодоженам предстоял неблизкий. К вечеру добрались они до города Гивы в наделе Биньямина и решили остановиться там на ночлег.
Никто теперь не знает какое безумие овладело в ту ночь потомками
Биньямина , но уподобились они волкам хищным, как и предрекал праотец
Яаков. Пришли люди развратные к дому, где спали молодые, увели насильно жену и надругались над ней.
Только при появлении зари отпустили они несчастную.
Вышел утром ее муж, собираясь продолжить путь видит: лежит его супруга на пороге бездыханная. В горе расчленил он тело ее на двенадцать частей и послал всем коленам израилевым, чтобы знали все, какое страшное деяние свершили жители Гивы. Не было тогда ни газет, ни радио, но весть молниеносно разнеслась по всем пределам. И собрались сыны Израиля - весь народ, как один человек - и сказали: “Не возвратимся в шатер свой, пока
нечестивцы не будут наказаны”. И потребовали они выдачи злодеев.
Но не унялось еще
безумие средь колена Биньяминова и отказались они, понадеявшись на свою силу. В страшной междуусобной битве, длящейся несколько дней и унесшей тысячи жизней, была одержана победа над согрешившим коленом. И поклялись израильтяне не выдавать своих дочерей замуж за вениамитов.
Но прошло время и стал решать народ, как не потерять одно из колен. И решено было, дабы не нарушать клятвы, добровольно им дочерей не давать, но позволить им в ежегодный праздник сбора винограда самим выбрать себе девушек, пляшущих в хороводе и увести их в землю
биньяминову. И было это 15 ава. И снова настал мир средь колен израилевых.
С тех пор 15 ава (Ту бе-Ав) стал отмечаться
как праздник объединения всех колен Израиля,
и еще в народе - как праздник любви.
Возможно не случайно соседствуют в месяце ав две такие противоположные даты Тиша бе-ав - День траура и Ту бе-ав - День любви.
Одна скорбная дата, когда бессмысленные распри в среде Израиля привели к разрушению Храма и рассеянию народа. И другая, когда вовремя проявленная мудрость не дала части народа погибнуть и сплотила все колена.
История всех народов полна черными событиями, междуусобными войнами, эпизодами, о которых потомкам стыдно вспоминать.
Но как же мудры были наши далекие предки, жившие в эпоху Судей, сумевшие подняться над ненавистью и превратить позорную историю в светлый день радости. А ведь не легко, наверное, было и той и другой стороне отказаться от взаимных претензий, забыть нанесенные обиды и раны.
Но какое дело нам до преданий старины глубокой?
А разве что-то изменилось? Разве не властвуют сегодня над народом Израиля те же самые бессмысленные распри? Да, ситуация у нас сама по себе не простая: не легко найти общий язык выходцам из разных стран, светским и религиозным, правым и левым.
Есть теория, согласно которой ненависть сплачивает больше, чем любовь.
Вот и стараются разные политики и интересанты всех мастей заработать популярность и голоса в одной группе, разжигая ненависть к другой. Так и складывается ситуация, когда мы готовы проявить милость и понимание к внешним врагам, стремящимся уничтожить весь еврейский народ, а к своим сородичам из другого "клана" проявляем абсолютную нетерпимость.
Говорят, что основной урок истории заключается в том, что из истории не извлекают никаких уроков. Но уж слишком эти уроки очевидны, чтобы закрывать на них глаза. От нас зависит, какие еще даты могут появиться в еврейском календаре. Умножим ли мы скорбь, раздувая
распри, которые в конце концов нас самих же и погубят. Или найдутся в нашем стане
руководители, о которых далекие потомки будут слагать легенды, отмечая новый праздник - День объединения еврейского народа.
-->
|