Иерусалим     сегодня                 11.02.2001


Первая страница

Анализ новостей:
Архив раздела

Традиция
Культура
К размышлению
Медицина
Психология
Смешно
Не смешно
Библиотека
Аудио-уроки
Форумы
Подписка
Почта
Новое на сайте



Гость сайта:



Блиц-опрос:

Возрастет ли опасность войны с приходом к власти Шарона?
Да, возрастет, поэтому я и не голосовал за Шарона.
Да, возрастет, поэтому я и голосовал за Шарона.
Поживем - увидим.
Вероятность войны уменьшится.
Посмотреть результаты
Лечение старых проблем созданием новой партии...>>>

Один из последних идеалистов-социалистов сходит со сцены...>>>

Израильский кабинет подтвердил, что Кемп-дэвидских договоренностей больше не существует...>>>

Партии "Авода" предложили условия, от которых она не сможет отказаться...>>>

 

погода:
Иерусалим: +3..+13 завтра:+3..+14

Москва: 
-7..-3
завтра:-11..-4

Киев: 
-1..-7 
завтра: -6..+1

Минск: 
-8..-3 
завтра -6..-2 

Нью-Йорк : -7..+12
завтра: -7..-2
Импорт нео-лейбористских идей в Израиле

Кампания по созданию в Израиле социал-демократической партии набирает темпы.

Эта идея, формально выдвинутая председателем партии МЕРЕЦ Йоси Саридом, носилась в воздухе более 5-ти лет. Ее поддерживают в целом ведущие деятели партии Труда — Йоси Бейлин, Шломо Бен Ами и Узи Барам.

Комментарий: Идеи, близкие социал-демократии, в конце 80-х годов высказал в беседе автору этих строк Шимон Перес.

На первом этапе существования государства израильская политическая реальность выстраивалась на базе партии Труда — в духе сионизма-социализма. До сегодняшнего дня это формирование, так или иначе, находилось у власти или где-то неподалеку.

Параллельно с изменениями в мире, и особенно после развала советского социалистического лагеря, Авода (партия Труда) пыталась изменить свою окраску — отказалась от Интернационала, который считался ее гимном, от празднования 1-го Мая. Еще в начале 90-х этот праздник для членов партии официально числился красным днем календаря.

Первые ласточки прилетели еще до упомянутых событий, когда в начале 80-х в Израиле сложилось устойчивое ядро нынешнего МЕРЕЦа. Партия МЕРЕЦ была достаточно близка идеям социал-демократии. Но к концу 80-х стала преследовать практически одну цель — возглавила борьбу за создание Палестинского государства. В этом ее сторонники видели решение ближневосточной проблемы.

Нокаут, полученный Бараком на выборах, ощутили не только люди его штаба, но и весь левый лагерь политического спектра Израиля. Протрезвев после выборов, многие осознали, что единственная тема, занимавшая умы левых последние 15 лет — как обустроить Палестинское государство — исчерпала себя.

По двум причинам. Во-первых, потому — как они признали, наконец, пусть пока лишь в глубине души, — что палестинские руководители совсем не стремятся к миру и даже не отводят государству Израиль место на карте Ближнего Востока. Во-вторых, потому, что в обозримом будущем у руля в стране окажутся в основном люди не их лагеря.

Возникает извечный, хорошо знакомый нам вопрос, “Что делать?”. Левая интеллектуальная элита вдруг вспомнила, что в Израиле существует бедный и средний класс. Выразителем чаяний бедных был в 70-80-е годы Ликуд, а в последние десять лет в среде сефардских евреев — партия ШАС. Теперь левые силы решили: если создать некое социал-демократическое объединение, — наподобие современной лейбористской партии в Англии — которое, как они себе представляют, станет защитником интересов небогатого среднего класса, оно прямой дорогой приведет их к власти.

С таким решением левый лагерь опоздал на 30 лет. А может, и на все 40. Когда в страну приехало свыше миллиона беженцев-иммигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, социал-демократы могли бы иметь в Израиле реальную власть, а их на какое-то время, быть может, надолго, овладели бы их умами и сердцами. Хотя… Если бы такая партия, как это мыслится сейчас, была чисто светской, ее программа и тогда, скорее всего, провалилась бы.

В свое время социалисты не поняли, что в Израиль приехали люди, которые, прежде всего, считали себя евреями. Они привыкли к еврейскому образу жизни. И, конечно же, не возражали бы против индустриализации и модернизации, но — в рамках еврейских идеалов.

Однако ничего подобного не произошло. Стариков бросили на произвол судьбы, молодых — быстро перековали в строителей социалистического Израиля. Впрочем, сердца многих все равно остались на еврейской стороне.

Наступил момент, когда до бывших беженцев с Востока по-настоящему дошли идеи партии Ликуд, которой руководил Менахем Бегин, говоривший на языке еврейского национального патриотизма. Потом возникла и укрепила свои позиции партия ШАС, возглавляемая раввинами, в том числе, выдающимся религиозным авторитетом современности, раввином Овадия Йосефом. Сефардские евреи почувствовали, что у них есть свой дом, и примкнули — либо к Ликуду, либо к ШАСу.

Социал-демократические идеи, возможно, заинтересуют сейчас светских евреев ашкеназского происхождения — “белых воротничков”. Однако для этой группы израильского населения характерна политическая апатия, проявившаяся в результате внутреннего разложения партий Труда и МЕРЕЦ.

Несмотря на то, что объединение, которое конструируется сейчас левыми, возглавят, быть может, весьма яркие фигуры, ее будущее представляется слишком уж блеклым.

Перспективы: Всевозможные брожения в партии Труда будут продолжаться. В зависимости от того, каковы будут первые шаги правительства Шарона и кто войдет в его состав, партию Труда покинут те или иные руководители ее высшего и среднего звена.

Порвавшие с Аводой, попытаются создать новую партию — из сторонников МЕРЕЦа, левого крыла Аводы и обломков почти прекратившей свое существование партии Центр…

Процесс формирования нового объединения пока не принес видимых успехов. Еще и по той причине, что партия Труда — мощная финансовая корпорация. Ее руководство не позволит отчаявшимся и желчно настроенным политикам уничтожить столь сильную структуру.

 

Еще один депутат Кнессета уходит в отставку

Сегодня утром (11.02.2001) Узи Барам, один из руководителей партии Труда заявил о своем уходе с политической сцены.

63-летний ветеран заканчивает на данном этапе свою карьеру в Кнессете, проработав здесь 24 года.

Формальным поводом послужило его ощущение бесперспективности роста в рядах партии: старшее поколение не собирается покидать посты, реальные претенденты на лидерство — младшее поколение. Барам оказался в невостребованной “середине”.

Комментарий: Узи Барам — весьма популярная фигура, особенно — в рядах партии Труда.

В середине 90-х годов во время праймериз он дважды занимал самые высокие места. Один раз в формальной партийной иерархии был на втором месте. Но реально ему так и не удалось стать руководителем — ни идеологическим, ни административным.

Барам ассоциировался с левым крылом партии, его профсоюзным руководством и с борьбой за создание Палестинского государства. Он славился своей интеллектуальной честностью, “чистотой” в использовании политических приемов и отсутствием стремления к личному обогащению. Как член Кнессета Барам ничем не выделялся. Насколько его хорошие черты проявят себя в ближайшее время, сказать трудно.

Бараму уже предлагают присоединиться к формирующейся социал-демократической партии Израиля. Однако он утверждает, что политических планов у него нет.

Перспективы: Узи Барам за последнюю неделю — третий ведущий деятель партии Труда, который объявил о своей отставке.

За проигравшим выборы Бараком последовал председатель финансовой комиссии Кнессета Эли Гольдшмидт. Видимо, партию покинут еще несколько разочаровавшихся политиков.

Пока на горизонте просматривается последовательное ослабление позиций партии Труда в израильском обществе.

Израильский кабинет подтвердил, что Кемп-дэвидских договоренностей больше не существует

Сегодня кабинет министров единогласно утвердил заявление покидающего свой пост главы правительства Эхуда Барака, в котором тот объявил все инициативы бывшего американского президента Клинтона и предварительные договоренности, достигнутые в ходе переговоров в Табо "не обязательными" и "не имеющими силу" для нового израильского правительства. 

Комментарий: Ранее о своем отказе принимать инициативы Клинтона за официальную позицию Белого дома заявил президент Буш. Бывший президент Билл Клинтон в телефонном разговоре с Эхудом Бараком также выразил свое согласие с его подходом, который с самого начала был обозначен формулой: "Или окончательная договоренность, или вообще никаких договоренностей". Единственными политиками левого лагеря, однозначно высказавшимися против заявления Барака, были лидер левого крыла "Аводы" Йоси Бейлин и глава партии МЕРЕЦ Йоси Сарид.
С их точки зрения заявление Барака наносит ущерб мирному процессу. Оба политика высказали свое сожаление в связи с заявлением Барака. Интересно, что один из них состоит членом правительства, единогласно поддержавшего заявление Барака, а второй - Йоси Бейлин - является членом так называемого "кабинета мира", не входя официально в правительство. Следовательно, к моменту голосования мнение лидеров крайне левого лагеря дожно было претерпеть значительные изменения. 

Перспективы: Все это в целом говорит о набирающей силу тенденции движения даже крайне левых лидеров израильского политического спектра к центру. 
Признаком такого движения является и весьма любопытное интервью, которое давал в субботу вечером Йоси Бейлин ведущему 3-го канала израильского ТВ. Когда речь зашла о причинах, заставивших Барака в свое время остановиться "в 200 метрах" от соглашения с Сирией и передачи ей Голанских высот, Бейлин удивил журналиста, сказав, что "Барак ни в коем случае не должен был отдавать" Сирии лишние, не предусмотренные международными резолюциями 200 метров территории, прилегающей к озеру Кинерет. "Смотри, - сказал самый известный "голубь" партии "Авода", - этому не будет конца. Всегда будут еще 200 метров, и еще".
Если такие мысли вслух высказывает Йоси Бейлин, то наступившая в левом лагере серьезная переоценка прежних идеологем не подлежит сомнению. 

Партии "Авода" предложили условия, от которых она не сможет отказаться 

Генеральный секретарь партии "Авода" Раанан Коэн заявил, что переговоры о создании правительства национального единства могут завершиться уже сегодня (11.02.2001). Коэн признал, что партия Ликуд пошла на "максимально допустимый для победившей стороны" компромисс. "Я думаю, что мы не сможем отказаться от вхождения в правительство на этих условиях", - сказал он.

Комментарий: Гибкость, традиционно присущая руководителям партии "Авода" в переговорах, на этот раз, похоже, сослужит им добрую службу. Предложения Шарона, от которых партия "Авода" "не сможет отказаться", свидетельствуют как о достаточной решимости Ариэля Шарона создать правительство национального единства, так и о его умении творчески действовать в конкретной политической ситуации, что обещает прежде всего гораздо большую по сравнению с бурной коалиционной жизнью прошлого кабинета политическую стабильность в Израиле. 

Перспективы:  Известный как друзьям так и противникам Ариэля Шарона характер нового премьера, хорошо понимающего, от чего в своей деятельности он ни при каких условиях не должен отказываться и на какие уступки он не сможет пойти, позволяет с большой вероятностью надеяться, что под зданием широкой коалиции Шарон не погребет основную цель своего нынешнего избрания - обеспечение спокойствия и безопасности гражданам Израиля. 
В этой связи хотелось бы отметить, что выдвигаемое "Аводой" априори условие "неприменения военных средств в решении израильско-палестинского конфликта" выглядит достаточно доктринерским и наивным: прежде всего сами участники коалиции от "Аводы" не смогут противостоять диктуемому жизнью решению о защите Израиля, если такая потребность вдруг возникнет. В противном случае, политикам партии "Авода", которые этим шагом добьются лишь немедленной замены широкой коалиции на узкую, трудно будет рассчитывать даже на минимальную популярность в Израиле. 
Создав правительство национального единства, Шарон добьется на данном этапе первой после выборов крупной политической и дипломатической победы.

К началу страницы

курсы валют :

$ 1 = 4.136 шек.
$ 1 = 28.86 руб.

Jerusalem
Site contents copyright © 2000 - 2001
logo ©